Солнечная Империя | ходы игроков | Гуманитарный уголок

 
The Amazing Digital Circus – лучший экзистенциальный хоррор со времен SpongeBob SquarePants: Season 1, Episode 17 "Rock Bottom". В частности, ощущение "abstracted" мне полностью знакомо – я абсолютно чувствовала себя на грани падения в фундаментальное забвение, и я могу видеть, что автор испытал именно это и передал очень четко.

Сама задумка умна своей универсальностью – на базе имеющейся завязки можно разобрать абсолютно любые темы и тропы жанра на фоне межличностной драмы, просто сделав игру в рамках Цирка на нужную тему.

У нас есть другой сериал с таким же kitchen sink подходом "все может случиться, на базе имеющегося базиса можно построить любую сюжетную линию и осветить любой вопрос". Я имею ввиду, конечно, "Рика и Морти" и его "бесконечные вселенные, бесконечные возможности".

Но схема TADC имеет одно заметное отличие. Она не нигилистична.

Вселенная "Рика и Морти" фундаментально пустая – может быть что угодно, где угодно, на каждого умного Рика есть тупой, на каждый вкусный бутерброд есть невкусный, испортили эту вселенную пошли в соседнюю, истины нет, ничего не существует низачем, пошли смотреть телевизор. В мире, где есть все, нет ничего.

Мир же TADC имеет истину, имеет якорь. Цирк это виртуальное пространство, в котором ничего не имеет значения и в котором нечего делать, кроме как LARPить – но делается очень явное утверждение, что реальный мир есть, и надежда есть, и пусть все происходящее – иллюзия и фарс, существует что-то, что не иллюзия, за что можно держаться. Герои в виртуальном мире, но сам мир не виртуальный. Меня окружают NPC, но есть и не NPC. Я нахожусь на грани забвения, но у меня есть причина в него не падать. Ничему нельзя верить, но во что-то надо.

Этот якорь позволяет делать контраст между реальным миром и виртуальным. NPC испытывает брейкдаун от того, что узнал, что он всего лишь NPC, игрушка в руках Каина, существующая ради декораций? Это имеет значение, только если игроки таки есть, реальный мир таки есть, если есть что-то, относительно чего ты "всего лишь". Если у нас, как в "Рике и Морти", все игрушки, все декорации, все бесполезны, нет ничего, перед чем нельзя вставить фразу "всего лишь" – чувство ужаса и отчаяния откровенно размывается. Если все бесполезно и никакие твои действия не имеют значения, то ты можешь просто найти свой смысл, посмотреть в лицо Абсурду. Это, может, и вызовет первоначальное отчаяние, но потом? Живи в свое удовольствие, тягай любой камень на гору, или не тягай, я не коп. В Цирке же? Постоянный поиск смысла, поиск якоря, поиск причины, почему то, что ты делаешь, на самом деле имеет значение. Ты хочешь впасть в отчаяние, сдаться и пойти смотреть телевизор? "Рик и Морти" говорит – ОК, так можно было, смотреть телевизор не лучше и не хуже, чем что угодно другое. TADC говорит – это лишь тьма перед рассветом, не сдавайся, иначе тебя абстрактнет и ты проиграешь, и твои друзья будут тебя оплакивать, потому что это будет настоящая потеря. На воротах "Рика и Морти" написано – "оставь надежду всяк сюда входящий". На воротах TADC – "продолжай надеяться, лох".

Этот контраст позволил мне понять, в чем именно "Рик и Морти" теряет свою изначальную задумку, на чем именно "прыгнул через акулу". Он начал добавлять во вселенную смысла. У нас появился глобальный сторилайн, у Рика появилась origin story, появилась причина, почему он делает то, что делает. У Рика умерла Диана – и он не может просто пожать плечами и взять вторую из соседней вселенной. Он пытается отомстить Рик Прайму – который таки существует один объективно, non-fungible. В начале сериала герои испортили вселенную и покинули ее как атавизм – но потом же вернулись, и увидели последствия своих действий, и их ошибки укусили их в задницу. Рик больше не смотрит в лицо Абсурду.

И, да, люди очень радовались "фансервису" origin story Рика, с вожделением следят за тем, как развивается глобальная сюжетка, болеют за того или иного персонажа. Но теперь отмечают – что-то здесь не то, тон истории переменился, стало меньше безумия и экспериментов, сериал "стандартизировался". Я думаю, именно на этом.

Моя надежда, что TADC не сделает подобной ошибки и не введет сюжетный поворот, который внезапно обесценит все, что произошло до этого. Фанаты сейчас играются с теориями, что, может, один из главных героев NPC или что реального мира и нет и Помни появилась из ничего со всеми своими воспоминаниями в прошлый четверг. Оставлять простор для поиска обмана? Да, круто, это суть жанра. Подтверждать, даже косвенно? Как по мне – это будет отвратительный ход. Лучше всего здесь будет – не шатать базовые предположения сеттинга, не открывать ничего про истинную природу Цирка и Каина, не показывать реальный мир, не давать персонажам никакой глобальной задачи – а просто продолжать накачивать межперсональной психологической драмой на фоне веселых декораций. Тогда потенциал задумки – возможность разобрать какие угодно темы и тропы экзистенциального ужаса – потерян не будет.

1

Спойлеры к первому сезону Hazbin Hotel

Пилот Hazbin Hotel был одной из моих любимых вещей вообще, ударил прямо в сердечко. Завязка, проблематика и эмоциональный фон мне очень близки.

Принцесса ада, которая раз за разом видит, как ее подданные умирают в чистках, и в целом какое ужасное место этот ад, все еще сохраняет надежду, все еще видит радугу внутри каждого. Она верит в лучшее в людях, ее оптимизм сильнее депрессии. И несмотря на то, что ее никто особо не уважает, и ее проект – выстрел в небо с мизерным шансом на успех, она решает "сделать невозможное". Она принимает роль маленького участка света в царстве греха, и пытается заставить других тоже поверить. Но никто не верит. Возможно ли это в принципе, искупить грешника? Действительно ли в каждом демоне есть радуга? У нас есть полгода на то, чтобы это выяснить – дальше экстерминация.

Посмотрите на то, какой это четко выверенный сетап.

Ключевая проблематика: в каждом ли человеке есть что-то хорошее, возможно ли искупление? Побочная проблематика: кажущаяся невозможной задача, в которую никто не верит – но мы все равно сохраняем надежду и делаем, все что можем, потому что кто-то должен.

Основные персонажи изящно подобраны четко под эту проблематику.

Чарли, как наш главный герой и творец невозможного, проблеск света, носитель оптимизма. Сможет ли она сохранить надежду до конца, или сломается и сдастся?

Вэгги, может и не верящая в проект, но верящая в Чарли, готовая пойти с ней на край света. Оправдается ли ее вера? Насколько она готова отрывать от себя куски, чтобы поддержать свою любовь?

Аластор, аватар насмешливого скептицизма, который откровенно не верит в успех проекта и участвует в этом, только чтобы насладиться попкорном, наблюдая, как надежда втаптывается в землю с каждой неудачной попыткой. Окажется ли он прав в итоге?

Ангел Даст, наш грешник, макгаффин, именно его искупление является stand in для всего проекта. Он откровенно не заинтересован, он пользуется отелем как бесплатным лежбищем. Сможем ли мы найти хорошее именно в его сердце?

Хаск как флегматик, которому плевать на проект, который даже не пытается как-то вмешиваться, в нем надежда была уничтожена задолго до начала истории, он ищет решение на дне бутылки. Сможем ли мы заинтересовать его, зажечь искру надежды в нем?

Буквально все стороны конфликта, все отношения к проблематике, здесь показаны в своем наиболее чистом, архетипичном представлении. Сцена для конфликта построена идеально.

Со следующего эпизода начинаем развивать тему.

Чарли начинает терять надежду – она не знает, как достучаться до Ангела, который даже не заинтересован в том, чтобы слушать. Она просит помощи Аластора, и тот предлагает пригласить его друзей на вечеринку, предполагая, что просто само присутствие людей, которые ему дороги, может заставить его вести себя лучше, чтобы перед ними не опозориться. Аластор, разумеется, просто смакует предстоящий крах. Сам Ангел, в полном соответствии со страданиями Чарли, по первому же зову отправляется сбегать к своему сутенеру, где его ловят, связывают, предают и используют как жертвенную пешку. Основная команда отеля собирает спасительный отряд и бежит на помощь. Начинается битва, которая постепенно переходит ближе к самому отелю и крашит вечеринку, которая предназначалась для Даста. Но все обходится, Даст свободен, все обнимаются и поют песенку.

В этом эпизоде поднимается первый же вопрос нашей проблематики, первое же препятствие на пути к искуплению – что если грешник сам не хочет меняться, что если ему нормально быть грешником? И за свой короткий хронометраж эпизод полностью разбирает проблему:

1) В самом начале эпизода – тезис. Твое окружение тебя формирует. С волками жить, по-волчьи выть. Ты не станешь лучше, пока общаешься с людьми, из-за которых ты плох.
2) Аластор, скептик, рассматривает тезис с отрицательной стороны. Смотрите, с кем якшается Ангел – он за гранью искупления. Он приглашает друзей Ангела как насмешку.
3) Ангел по первому зову сбегает в свое старое окружение, в свой мир порнозвезды под Валентино
4) Его старый мир его сразу же предает. Ты не можешь долго жить с волками, когда-нибудь они тебя разорвут.
5) Его новые друзья сразу бросаются ему на выручку, даже если ради этого приходится бросаться против оверлорда и гигантского меха.
6) Ангел видит недостаток зла и преимущество добра – злое окружение его съест с потрохами, доброе встанет за него горой. Добродетель действительно лучше греха. Heaven is other people.
7) Ангел видит, что в него верят и ради него рискуют. Они – его истинные друзья.
8) Тезис Аластора переворачивается с фатализма на оптимизм. Да, окружение нас формирует. Но мы только что показали Ангелу, что новое окружение лучше. Теперь он будет вести себя лучше среди нас, чтобы перед нами не опозориться.

Все четко, идеальное продолжение первоначальной темы. Люди формируются своим окружением. Хорошее окружение лучше плохого. Показав это грешнику, мы создаем ему реальную мотивацию стать лучше. И он может нам доверять, мы действительно хотим ему лучшего. Первый шаг на пути к невозможному сделан.

...

...

...так, ой. Извините. Я случайно перепутала таймлайны и вместо каноничного продолжения сериала пересказала фабулу модуля Лича Hazbin Hotel (ссылка). В каноне доверие строится с помощью упражнения, где ты падаешь спиной вперед и тебя ловят.

Первый сезон Hazbin Hotel был откровенным разочарованием. Нарратив пошел вообще не туда, буквально все темы, ради которых я зацепилась за оригинал, были просраны, и вместо целостного повествования мы получили мешанину бессмысленных фрагментов.

В начале было интересно, первые эпизоды выглядели как дальнейшая демонстрация игровой доски. Нам рассказали про бэкстори ада и рая, показали внутреннюю политику оверлордов, обозначили роль Аластора вне отеля, пересказали мнение ангелов по поводу проекта. А потом не сделали ничего интересного ни с темой искупления, ни с политикой ада, ни с депрессией и надеждой Чарли – вместо этого центром повествования стал открытый конфликт с раем, а кульминацией – большая перестрелка. А проблематика была к чертям убита.

Рай показан как сборище психопатов, ничем не добродетельнее ада. Это убивает идею искупления как чего-то желанного.
Мы больше не работаем нам поиском лучшего в людях, мы занимаемся небесной бюрократией.

Пентиус в конце попадает в рай – мы сходу получили ответ на центральный вопрос, да, искупление возможно, и даже не очень сложно и ничего особо не значит.

Ангел показан как изменившийся к лучшему. А почему? Просто потому что все это время был с друзяшками? Что там случилось? Оставлять за кадром моральное развитие в HH это как оставлять за кадром драки в “Наруто” или любовную линию в “Титанике”.

Таймер в полгода на экстерминацию перестал быть дедлайном, к которому надо найти искупление – сначала его сократили просто потому что Адаму так захотелось, потом, когда оно случилось, ангелов просто отбили грубой силой.


В общем, произведение забросило изначальную идею и пошло по совершенно другому пути. Хорош ли этот путь сам по себе? Не особо, тут тоже очень резкая разница между качеством сценаристики в пилоте и в сезоне.

Все говорят, что у Чарли daddy issues, но когда Люцифер показывается, никаких проблем он не создает, любит свою дочь, рад с ней общаться, полностью на ее стороне. В чем issues?

Вэгги скрывала от Чарли, что она ангел. Зачем? Почему? Чарли буквально сделана из прощения, терпимости и вторых шансов, смысла держать этот секрет не было никакого.

Политика оверлордов была очерчена, но с ней ничего не сделали. Вообще. Это было бесполезно. Может, в следующем сезоне разовьют идею, но почему бы тогда не инфодампить этим в следующем сезоне?

Опенинг пилота – глубоко эмоциональная песня, задающая конфликт в душе главного героя, не грузя деталями, иносказательно и поэтично. Опенинг сезона – сухое storybook перечисление истории грехопадения Люцифера.

Ключевым моментом в переговорах с раем было то, что Ангел проявил добродетель и восстал против Валентино. Валентино обещал, что Ангел очень и очень об этом пожалеет. Но этого не было. Никто ничем не жертвовал. Это был пустой поинт.

Кармилла много страдает по поводу того, что не хочет иметь кровь на руках, а хочет мира и безопасности. Продолжая торговать оружием. Капитализм капитализмом, но не стыкуется.

И вообще, какая блин новая тема? Если мы забыли про изначальную цель Счастливого Отеля и питч Чарли, если мы ничего не сделали с ландшафтом конфликта оверлордов, если Вэгги что до, что после раскрытия ее ангельской природы обладала одной мотивацией “быть девушкой Чарли”… Сериал теперь про войну между белым королевством психопатов и красным королевством наркоманов?

Я почти уверена, что я бы могла написать лучше. Я бы сумела больше сделать с этой завязкой. Черт, Лич уже сделал больше с этой завязкой. Обидно.

Чарли была для меня своего рода иконой. Тот, кем я хочу стать. Я сильно, сильно далека от этого идеала, но в этом же и идея, пытаться стать лучше, даже если это невозможно? Но она сдалась. Идея отеля не выгорела.
Отредактировано 28.09.2024 в 17:37
2

Партия: 

Добавить сообщение

Для добавления сообщения Вы должны участвовать в этой игре.