ХАРАКТЕР
О стереотипном характере людей из разных земель ТаннвераСтереотипный характер, разумеется, сильно различается от области к области.
- Швисмарцев считют ленивыми и мягковатыми, но гостеприимными. Жителей Кольба - глупыми.
- Амкельмарцев - слишком напыщенным и преувеличенно бодрыми, но боевитыми и горячими.
- Хоркмарцев - церемонными и важными, но умными, ловкими и образованными. Жителей Данварта - заносчивыми.
- Талвассцев - темными, необразованными, подозрительными, но скромными.
- Видмарцев - простодушными и несколько приземленными, зато трудолюбивыми и предусмотрительными.
- Солобмарцев - хвастливыми, много сплетничающими и слишком любопытными, зато изобретательными.
- Карфмарцев - хитрыми, жадноватыми и не очень честными, зато предприимчивыми и умеющими договариваться. Жителей Тарварта считают обманщиками.
- Таннмарцев - мрачными и грубыми, зато верными и честными.
- Кинстмарцев - задиристыми, скандальными, опасными. Кинстмарцев никто не любит, но отдают должное их храбрости и бесшабашности. В Кинстмаре нет больших городов, но есть город Нидхале, который называют "столицей проходимцев" (скорее заслуженно, чем нет).
- Роннемарцев - несколько двуличными, не очень верными, быстро меняющими свою точку зрения. Зато гибкими, приспосабливающимися, находчивыми.
Если говорить про общий характер таннверцев, то можно выделить такие стереотипы:
- В Таннвере помнят все: и хорошее, и плохое. "О покойнике хорошо или никак" - это вообще не про Таннвер))). Есть даже негласное правило, согласно которому никого нельзя преследовать за хулу на мертвого короля - хорошие прозвища дают королям при жизни, а плохие - после смерти.
- В Таннвере уважают старших, особенно мужчин. Сын, ударивший отца или выгнавший его из дома - это что-то из ряда вон выходящее, даже в Кинстмаре. Внук будет заботиться о старом дедушке, даже если недолюбливает его. А вот отец, выгнавший сына или дочь - в общем-то, в порядке вещей. Самый большой авторитет у старших в Амкельмаре, самый маленький - в Кинстмаре.
- По сравнению с другими королевствами люди в Таннвере немного наивны.
- В Таннвере в целом и особенно на севере у мужчин принято говорить по делу. Считается, что много говорить - это для женщин, для эльфов или для нарворцев.
- Таннмарцы довольно терпеливы, если им не плюют в лицо. Если не брать Кинстмар, считается, что лезть в драку, не выяснив причины - глупо. Нарворцы и хальмарцы гораздо более вспыльчивы, эльфы из Элеснора по слухам могут отравить за намек (на самом деле все не совсем так ужасно, но слухи не на пустом месте).
- Таннверцы довольно мстительны и злопамятны. Особенно женщины. Если к примеру два хальмарца подрались и их разняли друзья, уже на следующий день они будут пить вино и посмеиваться над тем, кто кому как врезал. В Ольсвере они поизображают недельку, а потом пожмут друг другу руки и будут недолюбливать друг друга, но не мстить. В Таннвере после такого неприязнь будет тянуться месяцами, если не годами. Поругавшиеся женщины, конечно, скоро помирятся, но зарубочку на память друг о друге сделают. И так далее. При этом кодифицированного обычая кровной мести уже давно нет, разве что на севере, где-нибудь в Таннмаре осталась еще память.
- Таннверцы дают мало клятв и обещаний, но держат их хорошо, особенно на севере. Скажем, в Нарвории слово, не подкрепленное договором, значит немного. А у эльфов - так вообще ничего. "Даже камни стали песком, а мои слова стали ветром" - говорят в Элесноре, нарушая обещание. И это там нормально.
ПРИМЕТЫ
В Таннвере люди скорее суеверны, чем набожны, сособенно в деревнях. Большинство примет - про погоду и урожай, но есть и про удачу.
- Считается плохим знаком, если глиняная миска упала, но не разбилась. Если не жалко - лучше разбить.
- Нельзя чесать спину днем или на улице, поэтому таннмарские крестьяне просят друг друга почесать спину. Есть сказка, про Тирке-дурня, который не хотел работать и все время чесал спину, а потом почувствовал, что кто-то другой чешет ему спину - а это был демон. Он забрал Тирке с собой в Бездну, но дураку по дороге удалось вывернуться.
- В печке в новом доме надо сначала спалить пучок сырой травы или соломы - чтоб побольше дыма.
- Если посмотрелся в ковшик с водой - надо вылить, пить эту воду не стоит.
И тому подобная ерунда.
- Ах да, еще женщины очень боятся молнии с громом: говорят - если увидела молнию, зажми уши, чтобы гром не услышать, когда долетит, а то или роды будут тяжелые, или ребенок мертвым родится, или молока не будет.
ОДЕЖДА
-
Простой люд в Таннвере одевается примерно также, как и везде. Мужчины носят рубаху до бедер, брэ (короткие свободные штаны на завязках выше колен, типа шорт, подпоясанные тесьмой или тонким ремешком), сверху чулки до бедер (шоссы) и тунику с поясом. Зимой сверху надевают плащ, безрукавку из овчины или просто еще одну тунику. На голову надевают капюшон (особенно в городах), шапку или соломенную шляпу. Чем ближе к северу, тем чаще вместо шосс носят штаны, обычно свободного кроя, сужающиеся книзу, и короткие чулки под ними. Мастеровой люд уважает кожаные передники, сквайры часто носят куртки и табарды (безрукавки).
-
Женщины-простолюдинки носят рубаху до колен (а иногда и подлиннее), платье с рукавами, а сверху - верхнюю юбку, сарафан или передник, чулки. Замужние женщины обычно покрывают голову платком. Штаны женщины носят только на севере, южане смотрят на это неодобрительно, но холод есть холод. Брэ (и вообще иного белья кроме рубашки и чулок) женщины на юге не носят, ни бедные, ни знатные - не принято.
-
Мода богачей, разумеется, поинтереснее. Богатого человека сразу можно отличить по длине туники (или кафтана) - она либо длинная до щиколоток (с разрезом для верховой езды), если хочется подчеркнуть знатность и достаток, либо наоборот короткая, выше колен, если ты дерзок и молод. В Амкельмаре популярна распашная верхняя одежда - в память о степных халатах, а также воротники стойки, которые стали классикой везде. Популярны охотничьи куртки разных фасонов, в основном кожаные, а также меховые безрукавки, табарды с наплечниками.
-
Ткани и вышивка - если раньше (при последних Кельдегорах и первых Видрофах) считалось круто вышить всю верхнюю одежду золотой нитью как можно пышнее и плотнее, то сейчас в приоритете красивая дорогая ткань (шелк, парча, атлас, дорогое шерстяное сукно, привозимый из других стран хлопок), особенно разноцветная, вышитые гербы и умеренный, изящный узор золотой или серебряной нитью. По-прежнему классикой считается мех, самый благородный - горностаевый (мантии из горностая носят только короли и князья, но отделывать им одежду разрешается), беличий и соболиный, при Конваре также стал очень популярен медвежий мех, также в последнее время из Ольсвера пришла мода на бобровый мех (который туда привозят из Таннвера), а из Нарвории - на кошачий. Мех редких заморских животных - леопарда, жирафа и так далее, в Таннвере не очень популярен.
-
Воинственная мода - Король Конвар, часто воевавший, невольно ввел также моду на приталенные стеганые крутки-дублеты наподобие поддоспешника, придающие мужчинам воинственный и молодцеватый вид. Кроме того, они всегда были очень популярны в Кинстмаре, где народ просто любит подраться.
-
Длина рукавов верхней одежды - сложный вопрос. В целом рукава, еще 100 лет назад бывшие нвероятной длины, укоротились до нормальных размеров, а молодежь часто вообще отрезает их или носит короткими до локтя. Но у женщин длинные рукава верхнего платья с прорезями - по-прежнему признак статуса.
-
Плащи - как всегда популярны в холодное время и не только. На севере плащи все еще часто закалывают на плече, но на юге популярны позументы - цепочка считается круче фибулы.
-
Вообще цепи очень популярны - они служат способом демонстрацией придворного статуса (какой-нибудь должности) или обладания несколькими феодами - на цепи обычно носят гербовые ноты. То же и с поясами, которые богато отделывают камнями, золотом и эмалью. Женщины обычно носят пояс на бедрах или под грудью, тогда как мужчины - на талии (привычка носить пояс высоко на талии пришла из-за рыцарских кольчуг, у которых высокий пояс помогает распределить вес с плеч на спину).
-
Носы у башмаков сейчас в моде острые, слегка закругленные и загнутые сверху на самом конце, но не слишком длинные.
-
Головные уборы знати - отдельная песня. Роскошная классика - это берет, правда, перья уже считаются несколько старомодными. Молодеж носит шапероны (такое невообразимое нечто с длинным хвостом, непонятно как обмотанное вокруг головы и закинутое на плечо
ссылка), люди постарше - шапки-колпаки. Ну и, конечно, стеганый чепец вроде того, который надевают под шлем - раз уж дублет в моде, чего бы и это не носить?
-
Брэ, чулки и шоссы носятся так же, как и у простолюдинов, но популярны также и
бриджи с короткими чулками, а в Амкельмаре - даже
шаровары (что в остальном Таннвере считается в высшей мере странным).
-
Одежда знатных дам - это все та же нижняя рубашка до колен или даже до середины голени, длинные чулки, нижнее платье и верхнее платье. Одежда должна подчеркивать грудь и не слишком подчеркивать бедра, поэтому она часто зауживается под грудью (часто с помощью шнуровки по бокам или спереди), а книзу свободнее, а поверх пояса на бедрах делается складка. Допустимо обнажать шею и даже верхнюю часть груди, а вот руки и ноги не принято - нижнее платье обычно с длинным рукавом до запястья, верхнее - с расширяющимися рукавами или с прорезями для рук над локтем (хотя может быть и вообще без рукава - это считается модно и смело, но допустимо).
-
Юбок знатные дамы не носят, так как юбка - знак того, что на платье материи не хватило.
-
Головные уборы у женщин весьма разнообразны. Высокий генин (остроконечная коническая шляпа) вышел из моды. Платок, завязанный под подбородком, как носит королева Зигда (ты очень скоро узнаешь, кто это), считается чопорным. А вот легкий платок, сдвинутый на затылок - очень даже красивым! Подвески на лоб - это эльфийская мода, порицаемая, но допустимая.
-
Детской одежды нет - она такая же, как взрослая, только маленькая.
ЖЕНСКАЯ ПРИДВОРНАЯ МОДА
- В Эрроне вообще (не только в Таннвере) есть 3 настоящие моды: Ольсверская, Нарворская и Элеснорская. Все остальные страны только подражают им.
-
Ольсверская мода - это то, что достойно и красиво, и носить в любом случае допустимо.
Руки и плечи полностью закрыты, платье в пол или длиннее, сложная прическа, часто с сеткой, свободный пояс с длинным концом (либо под грудью), бедра подчеркнуты слегка-слегка, нижнее платье отделано богаче, чем верхнее, но верхнее из красивой ткани с отливом. Верхнее платье либо без пуговиц, либо застегнуто наглухо.
-
Нарворская мода - то, что красиво, но несколько вызывающе, так хочет носить почти вся молодежь, но не всегда решается.
Шнуровка, подчеркивающая не только грудь, но и силуэт бедер, плечи, оголенные до середины головки плеча, платье, распахивающееся по всей длине. Оголенные до локтей руки, при этом в качестве "компенсации" рукава верхнего платья ооооочень длинные. Это такое издевательство над приличиями, типа "вот, смотрите, у меня длинные рукава".
"Фонарики" - тоже нарворская тема, но вполне допустимая.
Либо - когда рукава как бы есть, но "через них" хорошо видно нижнюю рубашку. Свободные волосы либо одна выбивающаяся прядь. И глубокий вырез декольте ниже самих грудей - в Ольсвере и Таннвере это недопустимо ни под каким соусом. Появление с таким вырезом при дворе в Таннвере - последнее появление, скорее всего.
-
Элеснорская (эльфийская) мода - то есть то, что запрещено, но иногда все же носят, за что бывают порицаемы.
Верхнее платье расходится в стороны, плечи и руки оголены, несмотря на множество металлических украшений - ощущение легкости, фигура подчеркнута поясом.
И прочее непотребство - вырезы, разрезы, платье до колена - фу-фу-фу! Туда это все из-за перевалов идет. И самый срам - это шаровары с разрезом сбоку, через который просвечивает кожа. ЭТО НОСИТЬ НЕЛЬЗЯ!
- Элеснорская мода для дам подразумевает
подведенные глаза, что считается неприличным для знатной дамы в королевствах людей! Но так сейчас уже делают кое-где в Нарвории, поэтому если чуть-чуть, то вроде бы и нестрашно.
-
Вдовы отбывают траур по супругу в черном платье до дня поминовения, но не менее полугода, после чего на их наряды смотрят сквозь пальцы - им же надо снова как-то выйти замуж.
-
Волосы. Раньше женщины носили волосы убранными, но однажды король Замвер на пиру, слушая, как за столом разгорелся спор об этом вопросе, хлопнул ладонью так, что зазвенели кубки, и сказал: "Волосы таннверских женщин слишком прекрасны, а насильно прятать их - все равно что запретить рыцарю обнажать меч!" Это был вообще единственный раз, когда король высказался по поводу моды на людях, и с тех пор считается допустимым носить волосы напоказ, хотя прилично будет хотя бы обозначить головной убор тесьмой или диадемой.
ПИЩА
- И сразу,
а что едят юные принцессы? Овсяную кашу (это очень дорогое удовольствие), иногда манную, куриный бульон (тоже недешево), пшеничный хлеб, размоченный в молоке, орехи, фрукты, мед. Но обо всем по порядку.
-
Пища в Таннвере простая, немного даже грубоватая. Завтракают легко, обедают в меру, ужинают - пока живот не лопнет (у кого еда есть, конечно).
-
Крестьянская повседневная еда: каша (на севере - ячневая, то есть из дробленого ячменя, южнее - пшенная и пшеничная, особенно в зажиточных регионах, Хоркмаре и Видмаре), кулага из ржаной муки, похлебка из репы, моркови и лука, либо чечевицы, либо из гороха. Также популярна тушеная капуста. Приправляют еду крестьяне льняным маслом.
-
Овсянка. Хотя овес неприхотлив к почве, его урожайность в 4-5 раз меньше, чем у ячменя или пшеницы, поэтому он намного дороже. Используют его в основном для корма крутым боевым и охотничьим лошадям, но лорды, конечно, едят овсянку, если хотят.
-
По праздникам или, у зажиточных крестьян и рыцарей, почаще - готовят либо куриный суп, либо курицу в меду и горчице. Другими праздничными блюдами являются сырный суп или суп из тыквы. Делают множество видов разных пирогов - с репой, с яйцом, с рыбой, с грибами, с сыром (лучше всего со свертмарским, но можно и с желтым), с морковью, с творогом, праздничный пирог пекут с тыквой или с яблоками.
-
Если режут свинью, то мясо обычно продают (или отдают синьору), а сами делают кровянку.
-
Говядину готовят редко - корова - источник молока, так что она живет, пока не состарится, а старое мясо жесткое, его обычно засаливают или коптят, а потом варят. Говядину в основном едят в таком богатом регионе, как Хоркмар, также лорды там иногда балуют себя телятиной.
-
Мелкая дичь. Крестьянам можно охотиться на кроликов и прочих грызунов и мелких птиц.
-
Стол синьоров, конечно, богаче, но ненамного. Тут появляется дичь (птица, зайчатина, а если синьор хороший охотник - то оленина или даже кабанятина), яйца, свинина и поросятина, гусятина, больше фруктов и меда, творог и сметана, сливочное масло и, конечно же, вино. Для старых лордов и маленьких детей готовят манную кашу (из пшеницы), а прочую пищу измельчают до состояния пюре.
-
Посуда. Простой люд (да и простые рыцари) ест руками и деревянными ложками из деревянных и глиняных мисок и плошек, пьет из глиняных кружек. Лорды едят с медной, серебряной и золотой, а также фарфоровой и стеклянной посуды, пользуется вилками и ножами, пьет из чаш и кубков. Также на пирах простым рыцарям и лордам попроще (баронам) дают вместо тарелок большие куски ржаного хлеба (иногда черствого), в который впитывается жир и сок. Этот хлеб потом раздают слугам и нищим.
-
В трактирах подают свиную рульку, ребра, отбивные и уши.
-
Рыцарский суп - еще одно популярное в трактирах блюдо - густой жирный бульон с пшеном или горохом, мелко нарезанными морковью, копченым мясом и луком, а иногда еще сыром и сухарями. Его подают в чашке, чтобы рыцарь мог выпить его, не слезая с седла. Страшно питательная штука! За пол серебряного гроша подают чашку супа, краюху пшеничного хлеба и кружку видмарского пива - вот тебе и дорожный обед или ужин. Заплатил грош - сам поел и оруженосца накормил.
-
В городах едят меньше каши, больше хлеба и пирогов (проще привести муку, чем зерно), меньше свежего мяса, больше рыбы и сыра, пьют больше пива, а также готовят пироги из голубей (а в голодный год, конечно, и крыс с кошками переловят).
-
Есть и территориальные особенности.
- -
Видмар: Лучшие сады растут в Видмаре, поэтому там пекут пироги с яблоками, вымачивают их в меду и делают отличный сидр, кроме того часто используют груши, вишни и сливы, ну, а пиво в Видмаре ничем не хуже свертмарского (может, и хуже, но говорить об этом не надо).
- -
Солобмар: едят лягушек, обычно запекая в пироги, и, конечно, много, очень много озерной рыбы, а также утиные яйца.
- -
Талвассе: грибы составляют значительную часть рациона, кроме того там едят болотные корни, змей и любую птицу вообще, даже ворон - просто едят, даже когда не голодают.
- -
Карфмар: очень популярны орехи и лесные ягоды, а также грибы и десятки способов сделать что-либо из мёда (в том числе медовуху). Также у карфмарцев пунктик насчет зайчатины.
- -
Таннмар: край лучшей охоты, таннмарцы уважают медвежатину, кроме того там водятся здоровенные лоси.
- -
Швиссмар: обожают пудинг, кроме того там растет лучшая горчица и огурцы.
–
Амкельмар: отдельная история - козий и овечий сыр, конина и баранина (и густая похлебка из нее) - вот любимая еда амкельмарцев, потомков кочевников.
- -
Хоркмар: люди побогаче, чем везде, тут коронные блюда - из свинины и говядины, всякие колбасы, мозги и пироги с потрохами, а также разные бульоны и супы (например, сырный), также в Хоркмаре зажиточные люди на праздник часто едят вафли с медом, а люди попроще - медовые ириски (особенно в Данварте).
- -
Кинстмар: делают неплохое белое вино, едят суп из петрушки, капустную похлебку и луковый пирог, а на сладкое - изюм.
- -
Роннемар: земля молока, помимо разных молочных и кисломолочных блюд здесь готовят молочный суп со свежей рыбой, лучше всего - с угрем или свертмарской селедкой, и конечно в Роне (самой великой реке, из-за которой Эррона так и называется) водится какая захочешь рыба (и даже осетровые заплывают с севера), а также здесь варят вишневое пиво, на что в Видмаре смотрят крайне неодобрительно!
-
А еще в Таннвере не хватает соли. А соль нужна всем - крестьянин засолит капусту, грибы или рыбу, рыцарь засолит свинину. Поэтому торговцы солью очень уважаемы. Для шпиона нет лучшей роли, чем торговец солью. Не то чтобы он был от всего застрахован, но... убивать торговца солью без причины не станут даже во время войны, а скорее всего пропустят. Он эту соль везет там для кого-то, его все ждут, а ты его топором по башке - нехорошо!
ГИГИЕНА
Существует в корне ошибочное мнение, что в средние века люди мылись раз в год. Это противоречит исследованиям, которые показывают, что бани были очень широко распространены еще до крестовых походов, а производство мыла поставлено на поток.
-
Простолюдины (кроме самых бедных общин и областей) моются в среднем 1 раз в восьмидневницу, в городах почаще - 1-2 раза, поскольку бани всегда под рукой. В жаркую погоду крестьяне купаются в реках и озерах.
-
Рыцари и состоятельные горожане моются не реже, чем раз в четыре дня, в жару рыцари часто обливаются водой - это считается полезным и бодрящим.
-
Лорды моются не реже, чем раз в 3-4 дня, часто (особенно при дворе) каждый день или через день, а также в обязательном порядке перед всеми торжественными мероприятиями (пиры, балы и так далее).
-
Ходить немытым и особенно нечесаным в Таннвере считается неприличным, хотя на севере к этому относятся спокойнее. Для мытья используются скребки из дерева и кости. В Ольсвере популярны губки из Моря Слез, в Таннвере их, конечно, не достать, но у знати (и у королевской семьи, разумеется) есть привозные. В Данварте и особенно в Мессе есть свои знаменитые бани. В Кинстмаре нет крупных городов, но в Нидхале бани печально известны как вместилище разврата.
-
Чистка зубов - эльфийская традиция (если легко можешь дожить до ста лет, поневоле будешь предавать зубам большее внимание), но в остальных королевствах тоже популярная, в основном у знати и у горожан. Зубы чистят палочкой или специальной щеткой, люди побогаче используют порошок из золы и толченой коры. Самый шик - шелковая нить.
Раскопки (например, массового захоронения на месте битвы при Висбю) показывают, что в средние века зубы у людей по нашим меркам были в очень хорошем состоянии. Это было связано с тем, что люди ели очень мало сахара (простолюдины - вообще не ели, для знати до 16 века это была экзотическая экзотика). Проблемы с зубами были связаны не с кариесом, а с тем, что у простолюдинов они выпадали из-за недоедания. Мода чернить зубы пришла позже.
-
Женская гигиена - тут ничего лучше не придумали, чем мох, завернутый в ветош. У знатных дам есть особые пояса, чтобы все это надежно держалось во время верховой езды. Простолюдинки сильно не заморачиваются.
-
А вот мыла в Таннвере - хоть завались. Его варят в Хоркмаре и Видмаре, да и почти во всех крупных городах. Мыло делают из животного жира, золы и разных ароматических добавок (в каждом городе - свой фирменный аромат, например в Данварте - ромашковое). Черное мыло - для простолюдинов, белое мыло - для господ и важных горожан. Самое душистое и прекрасное мыло с ароматом лаванды привозят с юга Ольсвера, но это только для лордов, пожалуй даже для графов. Ну, и для королевской семьи, конечно же.
-
Духи считаются дорогим удовольствием, их изготовлением часто занимаются алхимики. Собственно, многие видят в этом главную пользу от алхимии. Также духи и благовония в том или ином виде привозят из далеких стран. В Ольсвере тяжелые ароматы (амбра, мускус, жасмин) в моде, но в Таннвере из-за того, что король Конвар не любит сильных запахов, легкие духи пользуются большим спросом. В Швиссмаре традиционно делают популярную "розовую воду".
-
Очень популярны масла, особенно для волос и бороды, также многие лорды добавляют масло в ванну, когда ее принимают.
-
На севере чтобы лицо не обветривалось и не потрескалось на морозе используют жир, а дамы познатнее - бесцветную помаду. Цветная помада считается чем-то нескромным, нарворским, неприличным. Пользуются ею почти исключительно горожанки, и то тема такая, небезопасная в отношении репутации.
РАЗЛИЧНЫЕ ОБЫЧАИ И ПОНЯТИЯ
-
Добыча - в Таннвере существует древний обычай - все золотое, серебряное и медное отдают королю или предводителю, а он забирает себе и затем раздает по своему усмотрению (если раздает). Пленники же, оружие (позолоченное тоже), кони, ткани и тому подобное достаются непосредственно тому, кто их захватил (ну, сержанты, оруженосцы и рыцари на службе, конечно, передают своему синьору, но все равно не одарить их чем-то в ответ для синьора довольно некрасиво). Исключение составляет вражеский король, герцог или князь - если он захвачен в плен, его всегда передают королю, но, конечно, он щедро вознаграждает за это.
-
Закон гостеприимства в Таннвере есть, как и везде, но... бродяг здесь обычно гонят прочь, разве что при монастырях кормят. И вообще к этому относятся спокойно - считается, что гостю хорошо бы вести себя с уважением, а если он грубит - надо его выгнать да побыстрее. Но если уж в дом пустили, то накормят хорошо. В городах же люди подозрительнее и могут не пустить в дом даже и рыцаря. Если крестьянин живет на земле синьора и понимает, что синьор так-то может и выгнать его из дома и сжечь его, то горожане рассматривают свой дом, как собственность (хотя юридически земля города тоже кому-то там принадлежит) и маленькую крепость.
-
Семь желаний сира Мальварта - семь желаний, из которых приговоренный рыцарь накануне казни может выбрать одно. Желания такие: разговор с сыном, дочерью или женой; хороший ужин из трактира или выпивка (денег сверху тюремщики не возьмут, а могут и скинуться); партия в шашки или в шахматы (что под рукой есть); перо-свеча-бумага;
шлюха или даже две (если нет денег, стража, опять же, может и скинуться хорошему человеку, но девочки обычно денег за такое не берут) (
ну про это ей пока точно рановато знать); музыкант, который исполняет любимую песню (тоже скидываются или бесплатно); просто выслушать человека или поговорить по душам. Такое желание предоставляют только рыцарю, если он не совершал преступлений против короля, не запятнал свою честь чем-то действительно низким и раньше не пытался бежать из тюрьмы. Неизвестно, откуда взялся этот обычай, где появился, почему соблюдается и кто такой сир Мальварт. Но почему-то у настоящих, профессиональных тюремщиков он считается священным и никто - ни шериф, ни судья, ни даже король не может его отменить. Может, потому что тюремщики носят оружие, но все же не воины, и так выражают свое уважение к настоящим воинам. Тюремщику, который не уважил "желание сира Мальварта", лучше тюремщиком больше не работать - изведут. Тюремщик, поступая на службу, обычно уточняет, позволяется ли ему соблюдать этот обычай - если нет, может и не пойти служить.
-
Потеря лица В то же время потеря лица в Таннвере - это серьезно. Здесь всем припоминают все, всегда, следующие лет 10. Кстати, в этом есть и любопытная сторона. Как и в большинстве королевств муж имеет право бить и воспитывать жену так, как захочет, но! Если жена рассказывает о муже что-либо нелицеприятное - ему может быть крайне трудно сохранить лицо. Можно, конечно, жену запереть дома и никуда не выпускать, но это тоже так себе вариант. И вообще... ну... всякое бывает, конечно, но таннверских женщин не назовешь забитыми. В Ольсвере женщины определенно ведут себя потише. В Свертмаре женщины многое решают, пока мужа нет дома, потому что мужья часто уходят в море, но зато когда он возвращается - тут уж он безраздельный хозяин, если, конечно, вспомнит, где что лежит. В Хальмаре же жена - это тот человек, кто будет перевязывать твои раны и подавать стрелы, когда орки придут сжигать твой дом, поэтому хальмарские жены скромные, надежные и неприхотливые, на людях тихие, но наедине мнение свое выскажут без колебаний. В Нарвории же, наверное, женщины самые независимые, а также по общему мнению, самые бесстыжие. Или раскрепощенные, это уж кому как. А в Элесноре все зависит от положения: жены крестьян - обычно людские женщины, и они пустое место для мужей (что людей, что эльфов), а вот жены лордов, особенно чистокровные эльфийки, активно занимаются политикой и иногда решают даже побольше, чем мужья. В Элесноре жена графа может сказать при муже: "Наше войско в поход не выйдет потому-то и потому-то," - и не надо переспрашивать у мужа. В Таннвере же такое просто немыслимо!
-
Женщина в Таннвере - это прежде всего мать. В этой стране нет более защищенного человека, чем вдова с детьми. Рыцарь может выпороть в деревне всех крестьян и даже их жен, но не тронет вдову с детьми. Если рыцарь женится на вдовой крестьянке с детьми, это не считается зазорным (для лорда, конечно, перебор, но для простого рыцаря это считается весьма достойным поступком). Даже в Кинстмаре бандит скорее всего не тронет вдову, у которой есть дети, а то свои же подельники будут косо смотреть. Но вот вдова без ребенка очень уязвима - если она владеет землей, то не выйдя замуж через четыре года, потеряет ее. Быть вдовой без детей по таннверским меркам ненормально, и такая женщина довольно уязвима к домогательствам мужчин, даже больше чем ославленная девица. Поэтому (а еще из суеверия) взять в жены вдову без детей, которая пробыла в этом состоянии хотя бы год - ну такое себе. Разумеется, если у вдовы были взрослые дети, которые, скажем, погибли на войне - это совсем другой разговор.
-
Подаяния - хотя в деревнях милостыню дают редко, в городах нищим подают охотно. Неважно сколько, хоть медный грош, хоть корку хлеба, что-нибудь да подай. Потому что это наш нищий. И потому что любой может оказаться на его месте, даже член магистрата. Церковь этому не препятствует и даже сдержанно поощряет: хотя к профессиональным нищим Тара относится плохо, но помогать людям, попавшим в сложные ситуации - почетно, потому что это увеличивает порядок (так как увеличивает любовь бедных к богатым и потому что иначе бедные будут воровать и убивать, и хаос возрастет). При монастырях и замках часто подкармливают бродячих нищих или дают им работу.