|
|
Снаряжение и серебро. Все персонажи вступают в игру с определённым снаряжением и парой-тройкой монет в кармане. Деньги не имеют жёстко закреплённой «платежной способности». У исландцев была товарная экономика одновременно с монетарной системой, основанной на весе серебра. Помимо довольно устойчивых эталонов в виде вадмаля (отрезка шерсти примерно в шесть метров длиной), серебра и коров, цены были довольно расплывчаты и колебались в зависимости от спроса, предложения, отчаяния покупателя и продавца. В одной из саг голодный странник отдаёт половину своего богатства за простой обед. Для упрощения ситуации торговля в игре осуществляется с помощью абстрактной системы серебряных монет. Четыре меры серебра: толика, пригоршня, кошелёк и сундук. Каждая мера может представлять собой смесь разного размера и чеканки. У персонажа может быть «одна мера» или «несколько мер». Много мер соответствуют следующей, большей мере. Отсюда восемь уровней достатка: 1. Толика серебра: отрез шерсти (на полный комплект одежды), шкура (на один пред мет одежды), небольшой инструмент из металла, еда для семьи на месяц, портовый налог. 2. Несколько толик: готовый предмет одежды, поросёнок, кусок железной руды, хорошее копьё/топор, одно задание наёмного мастера. 3. Пригоршня серебра: толика золота, оплата работника за сезон, малая вира, обученный сокол/собака, небольшой пир, не особо выдающийся трэлл, выкуп за невесту. 4. Нескольких пригоршней: большой металлический инструмент, оружие, часть снаряжения (котёл, шлем, кольчуга), хороший трэлл. 5. Кошелёк серебра: корова, лошадь, свиноматка с парой десятков поросят, небольшое стадо овец или коз, вира за серьёзное оскорбление или незначительное преступление. 6. Несколько кошельков: отличный трэлл, вира за ложь на суде, меч, клочок земли, золотое кольцо. 7. Сундук: восемь коров, вира за убийство. 8. Несколько сундуков с серебром: виру за убийство важного человека (годи, заморского епископа или дворянина), легендарный меч или по-настоящему драгоценную вещь. Земля. Большая часть Исландии — это скалистая и бесплодная арктическая земля: валуны, поросшие лишайником; живописные долины; горы; ледники; вулканы; озёра и водопады. Там, где нет ледников и земля не скрыта полями застывшей лавы, растут мох и трава, берёзы и кустарники. Исландцы вырубают много деревьев, так как им нужно место для пастбищ и дрова для обогрева жилищ. Деревья здесь кривые и низкорослые, так что лес, пригодный для строительства домов и кораблей, приходится привозить с континента. Флора и фауна. Море богато рыбой, а берега дают приют множеству птиц. В глубине страны песцы охотятся на кроликов и грызунов. Здесь нет крупных зверей и рептилий. Время от времени приплывающие по морю с севера льдины приносят с собой белых медведей, порой киты выбрасываются на берег; последние — это бесценный источник пищи, китового жира и кости. Поселенцы привезли с собой домашний скот (овец, коз и коров), а также лошадей и собак. Дома. Люди живут в длинных домах, построенных в основном из камня и дёрна. Обычный дом имеет общую комнату около 6 метров в ши рину и 20 в длину, хотя встречаются построй ки и вдвое большего размера. В доме нет окон, только двери с обоих торцов и дымовые отвер стия в крыше. Крыша держится на деревянных столбах, вдоль стен тянутся столы и лавки для еды и работ. Отправляясь ко сну, люди накры вают лавки соломой и звериными шкурами. В центре дома находится длинный очаг — ис точник тепла и света и место для приготов ления пищи. Щиты, оружие, инструменты и украшения развешаны по стенам, осталь ные ценности спрятаны в сундуках. Весьма редко присутствует другая мебель. В некото рых домах части общей комнаты отгорожены, выполняя роль склада провизии или загона для скота, или же для этих целей отводятся небольшие отдельные постройки. Еда. Люди едят дважды в день: утром и в конце дня. Их рацион состоит, главным образом, из молочных продуктов, рыбы и мяса, дополненных злаками (ячменём, овсом и рожью) и овощами (морковью, пастернаком, репой). Выращивать овощи в Исландии очень трудно. На берегу можно найти птичьи яйца и съедобные водоросли. Выбросившийся на берег или добытый моряками кит некоторое время кормит целый род. Фрукты весьма ценятся, но большую часть их приходится везти с континента. Поселенцы могут собирать дикие ягоды и съедобные растения и запасать их на зиму. Люди пьют воду, молоко, мёд и эль. Исландский эль некрепкий и мутный и часто имеет сладковатый привкус трав. Во время трапез используют деревянные миски, кружки и рога для питья. Одежда и уход за собой. Большая часть одежды делается из местной шерсти (всю прочую одежду нужно привозить с большой земли). Мужчины носят свободные туники и штаны, обмотанные тканью от стопы до колена. Женщины — длинные носки и шерстяные платья, поверх которых надевают фартукообразную юбку. И те, и другие надевают льняные нижние рубахи. Одежда удерживается с помощью поясов, фибул или ремней и нескольких узорных пуговиц. Большую часть времени поселенцы носят кожаные ботинки или более высокие и прочные зимние сапоги, если могут их себе позволить. Плащи, шарфы, варежки, капюшоны и шапки помогают сохранять тепло. Мелкие вещи хранят в мешочках или карманах фартуков, иногда подвешивают на ремнях или носят на верёвочках на шее. Поселенцы содержат себя в чистоте, используя для этого гребешки, ухочистки и другие гигиенические принадлежности. Они моются внутри дома или в горячих источниках. Мужчины коротко стригут волосы или отращивают их до плеч. Борода считается знаком мужской чести. Инструменты и оружие. Скандинавы используют множество различных инструментов от простых молотков, топоров и пил до расчёсок, ножниц и специального оборудования для судостроительства. Для обработки земли используются сохи и мотыги, для работ по дереву — свёрла и зубила. Балки и деревянные детали мебели чаще скрепляются деревянными колышками или прорезными шипами, чем металлическими гвоздями. Огонь добывают трением или с по мощью кремня. Поселенцы прекрасно умеют работать с металлом, хотя хорошую рудную жилу найти крайне трудно. Почти у каждого есть нож; многие мужчины носят с собой так называемый сакс — заточенный с одной стороны нож длиной от 7.5 до 75 см. Короткие саксы – до 35 см, длинные – от 50 до 75 см (последние хорошо врубаются и в дерево, и в плоть). Самое распространенное оружие – копье и топор. Луки и атгейры (местные глефы) значительно более редки. Обычные топоры полезны и в хозяйстве, но метательные топоры-франциски или огромные двуручные скандинавские секиры полезны только при раскалывании черепов. Ковка меча – процесс, требующий много времени и хорошего металла, поэтому мечи очень ценятся, служат знаком отличия и подчёркивают престиж их обладателя. Один меч равен по стоимости 16 коровам. Нанося удар по противнику, воин старается не попадать по лезвию вражеского меча. Хотя исландское оружие отличается высоким качеством ковки (по меркам раннего средневековья), при ударе стали о сталь клинок может сломаться. Защитой в бою служат слои кожи и ткани. Воители носят кольчужные рубахи или пластинчатые доспехи. Шлемы снабжены наносником, а иногда и защитой для глаз, полностью скрывающей верхнюю часть лица. У шлемов нет рогов. Круглые щиты окованы железом и закрывают тело воителя от плеч до колен. Медицина. Скандинавская медицина проста и пряма, как копьё. Раны промывают тёплой водой, обрабатывают травяными мазями и перевязывают. Сломанные кости вправляют и накладывают лубок. Владеющие искусством врачевания знают много различных трав, которые облегчают боль и исцеляют болезни. В крайних случаях люди могут прибегать к заклинаниям и талисманам или молить богов о помощи, но обычно никто не смеет перечить судьбе, если кажется, что она уже решена. Путешествия и средства передвижения. Большинство путешествует пешком или верхом на пони, зимой в ходу деревянные лыжи или костяные коньки. Повозки или сани редки, но полезны. Лошади быстрее людей преодолевают короткие расстояния, на более длинных дистанциях скорость сравнивается. Для рыбалки или охоты на воде используются маленькие лодки. Драккары – длинные военные суда для плаванья по мелководью, которые могут подниматься вверх по рекам или использоваться для высадки на берег, а кнарры – торговые суда – шире драккаров и с большей осадкой. Вера и судьба. Скандинавы верят, что время смерти чело века определяется в момент его рождения тремя сёстрами Норнами, ведающими судьбами людей. Это делает скандинавов фаталистами и прагматиками до мозга костей: даже боги не могут избегнуть предначертанного им будущего. Идизы или фюльгья — духи, олицетворяющие судьбу человека, выступают как хранители дома или рода. Если человек достойно погибает в бою, он получает право войти в Вальгаллу и пировать с богами, а все остальные попадают в тоскливое серое место, называемое Хель. Неспокойные мертвецы могут возвращаться в виде призраков-драугров, чтобы тревожить живых. Драугры обычно сохраняют человеческое тело. На прорицание и магию (сейдр) смотрят как на прерогативу женщин, которые зовутся сейдконами (волшебницами, колдуньями) или вёльвами (провидицами). Магия считается не мужским занятием и вряд ли есть большее оскорбление для мужчины, кроме как считаться эрги — «мужем женовидным». Скандинавы рассказывают тысячи историй об удивительных существах, живущих в скрытых уголках мира или за его пределами, — о йотунах, троллях, двергах, альвах и ходячих мертвецах, — но не обязательно в них верят. А вот духи земли и тайный народец — эль фоподобные хранители мест, которые живут в водопадах, горах, рощах и на возвышенностях — волне реальны. Хорошие отношения с духами — основа процветания, особенно когда речь идёт о земледелии и использовании природных ресурсов. Хотя в Исландии нет полноценного религиозного культа, и служение богам имеет личную, прагматическую и практическую природу, скандинавы во многом полагаются на своих старых богов. Их любимец — громовержец Тор, который управляет погодой и потому имеет первостепенное значение и для земледельцев, и для мореплавателей. Один-Всеотец, мудрый правитель богов, стоит на втором месте; он встречает павших воителей в залах Вальгаллы. Фрейр и Фрейя — покровители плодородия, земледелия, домашнего скота и посевов также весьма почитаемы. Хель — это холодное и устрашающее воплощение подземного мира, а Локи, оборотень с кровью йотуна, — одновременно добродушный шутник и озлобленный интриган. Христианство внушает недоверие и считается мерзостью. Вожди-жрецы, они же годар (в единственном числе — годи), следят за соблюдением клятв, совершают брачные и похоронные обряды, руководят сезонными празднествами. Блот (обряд жертвоприношения) по традиции отправляется дважды в год — перед зимой, в день зимнего солнцестояния, и по окончании зимы — и заключается в ритуальном вкушении мяса и хмельного мёда (могло замениться пивом или, в случае особо удачливых походов, вином). Чем неудачливее последний период времени (от предыдущего блота, или последние несколько лет), тем крупнее требовалась жертва. Письменность. Используют руническое письмо или футарк (названный так по первым шести рунам), чтобы сохранять воспоминания о людях и событиях, записывать проклятья или благословения, давать имена местам и вещам. Большинство людей не умеет писать, но может читать надписи или некоторые слова. Надписи обычно вырезают на каменных монолитах, на деревянных шестах или столбах, над входами или на оружии. Это делается в религиозных или магических целях. Два основных использования — это мемориальные камни в честь великих людей или, напротив, нитсшесты — шесты проклятья, воздвигнутые, чтобы заклеймить кого-то или вызвать на поединок. Времяпровождение. Люди любят игры и соревнования. Они устраивают гонки на лошадях по льду, состязания по плаванию, поэзии или выпивке. Они заставляют лошадей драться друг с другом, как в других странах — бойцовых петухов. Они играют в мяч и меряются силой. Дети забавляются с деревянными игрушками, в том числе — с деревянными мечами — и много времени проводят, играя «в воинов» или «рыбаков». Когда люди собираются в доме, они рассказывают друг другу истории, игра ют на флейтах и лирах, поют. Умение играть в настольные игры ценится как благородное искусство. Лучше всего известны тавлеи (игра, отдалённо похожая на шахматы), но есть и похожая местная игра хнефатафл на доске, так же напоминающей шахматную. Здесь цель игрока — защитить фигурку короля от нападения. Пол и честь. К мужчинам и женщинам в Исландии относятся с одинаковым почтением, но их роли в обществе жёстко закреплены. Матери и отцы передают свои навыки детям соответствующего пола с самого раннего детства. Иногда женщина может управлять хозяйством или отправляться на поле боя, а мужчина — практиковать сейдр, т.е. магию. Однако если женщина без проблем принимает на себя эти обязанности, то для мужчины такой поступок считается позорным и может привести к лишению чести. Исландец, лишённый чести, — почти не человек, поэтому большинство мужчин будет яростно защищать свой статус и репутацию, свой образ в глазах окружающих. Быть почтенным и уважаемым для мужчины значит быть смелым, действовать по обычаю, уважать старших и гостей дома, следовать этикету, а также (и пожалуй, в первую очередь) держать своё слово. Женщин заботит не столько личная честь, сколько честь семьи — так как проступок одного человека может навлечь позор на весь род, они всеми силами стараются такого не допустить. Физические оскорбления, насмешливые клички или хитрые и тонкие интриги, имеющие целью опозорить, обычно воспринимаются очень серьёзно. Клятвы и проклятья тоже больше, чем просто слова: они могут ранить, подобно мечу, или связать прочными узами, как цепи. Если человек был оскорблён или ложно обвинён, честь велит ему вызвать противника на поединок или потребовать возмещения ущерба. Так как подобные конфликты, как правило, кончались смертью, кровная месть может тянуться на протяжении поколений. Закон. Закон в Исландии ещё не сложился до конца, и нет тех, кто принудительно заставляет ему следовать. Поведение людей определяют традиции гостеприимства и кодекс чести. Человека могут превратить в изгоя, исключив его из общества, и даже убить, так как он не защищён законом. Споры и другие судебные дела рассматривается на тинге или в народном собрании. Торговля и грабеж. Скандинавы годами грабили Англию, Шотландию, Ирландию и Францию и имели хорошо налаженные торговые связи по всей Европе, добираясь даже до Византии. Исландцы унаследовали часть торговых и раз бойных традиций своей прародины. Их остров не так богат, чтобы экспортировать свои товары на континент, но местные занимаются торговлей рыбой, животным жиром и кожами, шерстью, серой и соколами. Торговцы могут привозить металл, одежду, рабов, пищу и предметы роскоши из самых далёких и экзотических мест, иногда появляются купцы даже с Ближнего Востока. Но обычно исландцы сами добывают всё необходимое, покоряя моря, чтобы купить (или забрать) то, что им нужно. Сейчас 900 г. н.э. Первые поселенцы из Скандинавии прибыли около четверти века назад. Старейшие люди поселений до сих пор помнят, как это случилось. Король Харальд Прекрасноволосый развязал кровавую войну на континенте, стремясь подчинить себе всю Норвегию. И эта война стала основной движущей силой для колонизации Исландии. Сюда бежали изгнанники и преступники, лишившиеся земель дворяне и политические диссиденты, а также простые земледельцы, ищущие лучшей жизни на новой мирной земле. До прибытия поселенцев Исландия пустовала. Впервые её открыли ирландские монахи, искавшие уединения, но решившие там не оставаться. Большинство её нынешних жителей прибыло прямо из Норвегии, многие вернулись из рейдов и набегов на Британские острова. Скандинавы привезли с собой семьи и рабов (в основном гэльского происхождения), и теперь население насчитывает несколько тысяч душ. Всех их объединяет презрение к централизованной власти, которое и погнало их прочь от прежней родины. У них нет королей, только свод законов — и тот в зачаточном состоянии. Во главу угла они ставят честь и традицию, согласно которой и строят свою жизнь. Люди рассеяны на огромной пустынной территории. Нет ни деревень, ни городов, и в ближайшие несколько веков их не будет. Основной вид поселений — семейные дома и подворья, семья же определяет жизненный уклад и личностные качества людей. За исключением рабов все исландцы — свободные мужчины и женщины, земледельцы, мастеровые и воины, которые поселились на этой земле, чтобы жить, как им хочется, не подчиняясь никаким правителям.
|