Словарик основных понятий игры (будет пополняться)Политические термины:Халифат — единое государство мусульман. Все сунниты в той или иной степени признают над собой символическое верховенство халифа. Шииты отстаивают принцип имамата. Хариджиты за выборность халифа всей уммой.
Алам — "Мир" (в наш период в значении "Империя"). Светское понятие, обозначающее все государства, признающие верховный авторитет халифа. В более широком значении — "исламский мир", все земли где господствуют мусульмане, где законы и обычаи в целом похожи.
Диван — "Министерство". Кроме отраслевых в Халифате есть Диван каждой провинции, делящийся всегда на Асл (распределяющий налоги и занимающийся администрированием) и Зимам (сводящий бюджет). Эта система очень громоздка и неэффективна, как и что делать, например, в Африке, чиновникам почти никогда не видно из Багдада.
Ниже перечень отраслевых Диванов:
Диван аль-Джайш — военное ведомство. Оно набирало войска и управляло военными расходами.
Диван ан-нафакат — ведомство расходов. Оно платило жалование чиновникам и слугам, оплачивало дворцовые расходы на все нужды, реагировало на чрезвычайные ситуации.
Диван Байт аль-Мал — Финансовый контроль. Туда поступают списки статей доходов до того как идут "внутренним делам", там же визируются все статьи расходов.
Дар аль-Мусадарин — Ведомство Конфискаций — Находилось под прямым контролем визиря, получавшего копии всех ордеров.
Диван ар-расаил — Палата оформления документов. Выписывала всевозможные документы, грамоты о назначении, вела корреспонденцию халифа.
Диван ал-барид — Государственная почта, она же разведка, она же политическая полиция, она же ведомство пропаганды.
Диван ат-тауки — "Кабинет Халифа" — рассматривал прошения после их рассмотрения в ведомстве двора, после резолюции возвращал в Ведомство.
Диван аль-хатам — "Ведомство печати" — в присутствии халифа скрепляло его распоряжения после их выверки разными ведомствами, печатью.
Диван аль-фадд — "Ведомство вскрытия печати" — Туда поступала личная почта халифа. По сути это кабинет визиря, который потом не отправлял почту к халифу, а рассылал по министерствам.
Диван аль-джахбаза — Государственный банк — Туда поступали комиссионные от обмена валют, все заработки от системы задатков и просроченных платежей.
Диван аль-бирр вас-с-садака — Ведомство благотворительности
Нудама — Совокупность халифских сотрапезников на жаловании. Обычно это поэты и ближайшие сподвижники. Ед. ч. "Надим".
Мазалим — Светский суд. В него кади передают дела, которые не могут рассудить по шариату, обычно это вся уголовка. В этом светском суде правила "кто может быть судьей" сильно мягче чем в случае с шариатским судом — быть судьей в наш период могли кто угодно, от военачальников и сахибов до, в исключительных случаях, женщин.
Титулы и должности:Халиф (он же "Повелитель Правоверных" и "Пророческое Присутствие") — в буквальном переводе это "заместитель" (Пророка). Духовный титул лидера всемирной общины мусульман. На период игры авторитет этого титула признают все мусульмане, хотя часть Шиитов и Хариджиты считают Аббасидов не легитимными.
В отличие от большинства светских правителей, у халифа масса духовных обязанностей — в том числе руководство пятничной молитвой в главной мечети столицы.
Имя халифа всегда упоминается первым в молитвах в мечети, ежегодно правители включая независимых Умайадов Андалусии посылают ему подарки.
Султан — в противовес "халифу" это термин, обозначающий неограниченного светского властителя. В наш период халифы являются султанами, хотя официально и не используют этот термин в качестве титула.
Но! Эмир одновременно назначенный на должность эмила также может неофициально именоваться этим термином.
Имам — В узком смысле это предводитель молитвы и лицо, заведующее мечетью, а также титул авторитетных богословов. В широком смысле это "духовный наставник" чья власть стоит выше светской. Отсюда принцип "имамата" у шиитов — государства, подчиненного прежде всего духовному авторитету, а не светской легитимности. У Шиитов Имам — это легитимный владыка мусульманского мира. Этот титул негласно передаётся по наследству и его носитель представляет вечного главного претендента со стороны Шиитов на власть в Халифате.
Малик (царь) — Это буквально обозначение любого коронованного светского правителя.
Эмир ("повелитель") — вообще это буквально титул правителя, используемый например в сочетании "повелитель правоверных" (титулатура халифа), но в наш период так обозначают военных наместников, отправляемых в ту или иную провинцию.
Также у эмиров. как и у халифа, есть религиозные обязанности, связанные с руководством пятничной молитвой.
Эмир аль-Умара — Главнокомандующий войсками Халифата.
Эмил — Гражданский управитель провинции, ведающий сбором налогов и их тратой на благоустройство, а избыток отправляющий в столицу.
Визирь аль-Вузара — "Великий Визирь". Глава правительства Халифата. В наш период это ещё очень феодальный пост — халиф не платит визирю жалование, а отдаёт в управление часть своих поместий.
Аулад аль-Вузара — "Дети Визирей". Свойственная Востоку тяга к семейственности привела к тому, что пост визиря стремились передать по наследству — дети визирей были преимущественными кандидатами на этот пост.
Хаджиб — "Постельничий". Особо приближенное к халифу лицо с очень широким, но не всегда определённым формально кругом обязанностей.
Сахиб — "Министр". Глава одного из Диванов.
Сахиб аш-Шурта — Начальник городской стражи Багдада.
Сахиб аль-Хабар — Начальник государственной почты/разведки/ пропаганды. Считается особо доверенным лицом халифа.
Кади — Исполняющий обязанности судьи в суде шариата.
Кахрамана — Женщина, заведующая гаремом халифа. Их две, одну назначает халиф, другую его мать. Вторая влиятельнее.
Социальные группы:Шарифы (они же Хашимиты и бану Хашим) — Потомки рода Пророка. Бывают двух типов — Аббасиды (правящая династия) и Алиды (дышащая им в спину продвигаемая шиитами династия). Первые на содержании у казны, зато у вторых в распоряжении множество последователей. Аббасидов в Багдаде около тридцати тысяч, так что это не то чтобы редкий зверь. Алидов — около двух тысяч.
Обе ветви первые в получении благотворительности от любой знати, о них даже говорят "получают, но не дают".
Тем не менее отдельные представители обоих родов живут в нищете — в Багдаде запросто можно встретить нищего, сказителя или даже проститутку из царствующей династии.
Молодые Аббасиды очень задиристы — на любую задержку выплаты им пособия они отвечают мятежом, ту же реакцию вызывает у них и любое возвышение Алидов.
Алиды поскромнее и больше про soft power, но без их главы согласно поговорке "в Багдаде не бывает ни нет, ни да".
Абна Ад-Даула (ед. ч. Банави) — роды сподвижников Аббасидов, пришедшие с ними из Хорасана. Это военная знать Халифата, костяк регулярной армии. Текущая фитна очень больно прошлась по Абне, которая потерпела несколько чувствительных поражений.
Аббасийя — роды сподвижников Бармакидов, бывших в особом почете при Харуне, пока тот их не казнил. В основном состоит из знатных персов. В текущей фитне несколько раз наваляла абне.
Айары (Аййарун) — "Бандиты". На практике таким словом обозначают вообще всех, от частных дружин влиятельных лиц и отрядов наемников до собственно городских банд.
Ходжа — Человек, совершивший паломничество в Хиджаз.
Фитьян — "Молодежь" — Совокупность молодёжных клубов. В обывательском представлении Фитьян это просто любители разгульной жизни — музыки, вина и женщин.
Хадимы — "Слуги" — Так называют евнухов, ещё их зовут "хаси" (кастратами), но это оскорбление как и кличка "дурные сыновья".
Хатибы — Профессиональные ораторы. Составляют тексты изящных речей, писем и проповедей на заказ.
Адибы — Образованные люди. Считается, что адиб должен уметь поддержать разговор на любую тему, особенно о религии, философии, истории, традициях неарабских народов. А ещё должен владеть литературой (Адаб)
Катибы — Чиновники, секретари. Считаются (заслуженно) сплошь продажными.
Как правило хорошо образованы в светском отношении и почти нули в духовном, но повязку ученых им носить запрещено.
Алимы — Ученые. От Адибов их отличает наличие специализации (Фанн).
Улемы — Богословы, знатоки Корана.
Фукаха (ед. ч. Фатих) — Юристы, специалисты по фикху (исламскому праву).
Ваизы — Публичные проповедники, были очень популярны в народе, много зарабатывали и жили роскошно. Среди таких проповедников были и женщины. Причём! Их спокойно допускали на минбар проповедовать!
Мухаддис — Собиратель Хадисов. Отличается от муснида (носителя хадиса) тем что может воссоздать полную цепочку устной передачи хадиса от Пророка.
Худжжаб — Камергеры, набираемые строго из вольноотпущенников отца правящего халифа, всего их 25 и ещё 50 помощников (Хулафа аль-худжжаб)
Мавали (ед. ч. "мавла") — В очень широком смысле все неарабы, принявшие ислам. В просто широком смысле вольноотпущенники. В узком смысле вольноотпущенники халифа.
"Мальчики" и "Девочки" — У арабов сложные отношения с рабством, рабов держат все веры, но восприятие раба как недочеловека, подобное античному, арабам глубоко чуждо. Отсюда то, что слово "раб" практически не используется — вместо "раб такого-то" говорят "мальчик такого-то".
Религиозные группы:Умма — "Община". В широком смысле совокупность всех мусульман вообще. В узком смысле совокупность всех мусульман определенной территории или даже ходящих в одну мечеть.
Сунниты — Мусульмане, почитающие Коран в редакции Усмана и Сунну (собрание хадисов), а также праведных халифов. В более политическом смысле, все мусульмане, считающие легитимным переход власти к Муавии в ходе первой Фитны.
В Багдаде наиболее распространен Ханафитский Мазхаб — очень либеральный. В то же время суннитское большинство простого народа ощутимо отличается во взглядах от богословов, и настаивает на более активном противостоянии шиитам, конфликте с иноверцам, на истреблении проституции и на буквальном прочтении многих тезисов исламского права. В будущем это приведёт к тому, что самым популярным в Багдаде станет Ханбалитский мазхаб, но в 813 году Ахмад ибн Ханбаль еще довольно молодой проповедник и не успел создать собственный мазхаб.
Шафииты в Багдад пытались пролезть, но их били, потому что считали склочниками.
Маликиты встречались, но в виде отдельных богословов.
Шииты — Мусульмане, верующие в особое право Хашимитов (рода Пророка) на власть в Халифате, а также в принцип Имамата — приоритета духовного наставничества над светской властью. В более политическом смысле, все мусульмане, считающие, что в первой Фитне легитимным претендентом был халиф Али ибн Абу Талиб, а Муавия — узурпатор. В настоящее время Шииты хотя бы формально признают авторитет Аббасидов на том основании, что они также из рода Пророка, но все равно мечтают однажды посадить на престол Алидов — потомков Али.
На 813 год шиитским имамом является Али ибн Муса ар-Рида — Аль-Мамун пошёл на союз с ним и объявил своим наследником, чтобы перетянуть симпатии Шиитов в Гражданской войне.
Хариджиты — Мусульмане, верующие в то, что основные стороны борьбы в Первой Фитне отошли от заповедей ислама, в том числе от принципа выборности халифов Уммой. С их точки зрения не правы ни Сунниты, которые за светскую легитимность, ни Шииты, которые за кровную. Они совершенно отрицают авторитет власти и Халифа и Имама, и регулярно поднимают восстания. Суннитов и Шиитов за мусульман они не считают.
Вообще-то хариджизм в Халифате приравнивается к вероотступничеству, но в плюралистической атмосфере Халифата Аббасидов, некоторые хариджиты проповедают вполне легально.
Мутазилиты — Мусульмане-рационалисты, отстаивающие принцип сотворенности Корана Мухаммедом и последующими компиляторами. С точки зрения ортодоксального ислама это лютая ересь как и прочие тезисы Мутазилитов — о свободе воли и о невозможности чудес. В то же время рационализм Мутазилитов идеально "зашёл" наиболее образованной части исламского общества, в частности, именно они вернейшие сторонники Аль-Мамуна.
Их основной принцип — "Калам" — рассуждение, основанное на разуме, а не догме.
Суфии — Эзотерическое учение внутри Ислама. Суфии проповедуют антирационализм, веру в мистическое познание Аллаха, а "достигшие" этого зачастую перестают соблюдать любые предписания Ислама, утверждая, что уже совершенны. Суфии — прямая противоположность рациональных Мутазилитов.
Ранние Суфии ставили Христа выше Мухаммеда потому что тот воскресил мертвого, и вообще, находились под сильным влиянием околохристианской гностики.
Суфиев считают гомосексуалистами (часто заслуженно) и прозывают факирами, то есть нищебродами.
Их основной принцип — "Таухид" — сокрытая истина.
Пока что Суфизм ещё не сильно распространён, их молитвенные хижины, Рибаты, можно встретить только на окраине Багдада.
Сектанты — Кроме упомянутых есть просто море исламских сект. Среди них есть дуалисты, самозванные пророки-гомосексуалы и даже атеисты.
"
Люди Писания" ("Покровительствуемые" — они же) — Христиане, Иудеи и Сабеи. Это три религии, которым Коран гарантирует право на существование, поскольку считается, что в них содержатся основы некогда дарованного этим народам Аллахом завета — искаженные людьми в угоду себе, но всё ещё хранящие зерно истины.
Церковь Востока (она же Несторианская церковь) — главная христианская сила Халифата, официально признанная главной над всеми христианами халифом.
Возглавляющий ее католикос — патриарх Востока — получает от халифа грамоту, подтверждающую его полномочия, в том числе право суда в делах между христианами.
Церковь считается западными христианами раскольниками по причинам, которые не поймет без пол-литра даже богослов.
Организация крайне влиятельна, патриарх Тимофей в наш период даже перенёс ее резиденцию в Багдад.
Сирийская Православная Церковь (она же Яковитская церковь или Миафизитская церковь) — вторая грозная христианская сила, особенно мощная в Эдессе и Алеппо, где христиан живет больше чем мусульман.
Они тоже еретики для Византии и Запада, но потому что считают что Христос это человек с божественной волей.
Патриарх (Мафриан) Яковитов тоже утверждается халифом.
Но в наш период у них большая схизма, когда три патриарха оспаривают друг у друга верховенство.
Есть и другие христианские церкви, но эти важны потому что присутствуют в Багдаде.
Иудеи — они в и Африке иудеи. Иудейская община возглавляется Реш Галуфом с резиденцией в Багдаде, ему поступает часть налогов со своих единоверцев. К тому же у евреев есть свои тюрьмы, куда сажают еврея даже в случае если тот судится с мусульманином.
Евреев также называют "Рахдонитами" — это персидский этнофолизм, и "Сайрафи" — менялами.
Сабеи — Настоящая сборная солянка из язычников всех сортов, от исповедующих римское язычество (они дошли почти без изменений), до вавилонских звездопоклонников, околохристианских гностиков и герметистов. Сабеями все они называют себя только потому что Коран обещает сабеям покровительство.
Зиндики — В отличие от "Покровительствуемых", Зиндикам, то есть Манихеям и Зороастрийцам, Коран ничего не обещал, официально за принадлежность к их вере полагается казнь.
По факту эти законы соблюдаются только в совсем исключительных случаях — например, поэта-зороастрийца Башшара ибн Бурда казнили только после того как тот на протяжении многих лет систематически в стихах оскорблял арабов, ислам и Коран.
Маджусы (они же "Огнепоклонники") — Зороастрийцы. Их всё ещё очень много в Иране.
Манихеи — Гностическая религия, особенно популярная в Согдиане (совр. Узбекистан, Таджикистан), Китае и среди уйгуров.
Религиозные термины:Хадж — Паломничество. В наш период уже бывает "Большим" и "Малым". Большой Хадж это путешествие в Хиджаз. Малый Хадж — путешествие в Иерусалим или вообще к локальным святыням своей области.
Фитна — Гражданская война в масштабах Халифата. Раскол уммы.
Военные термины:Аскар аль-Хасса — Дворцовая гвардия халифов из лучших воинов.
Мухтарин — Личная охрана халифов.
Муттаввиа — "Добровольцы". Лица, участвующие в джихаде и постоянно совершающие набеги на Византию или Индию.
География:Багдад — Столица Халифата.
Хиджаз — Территория вокруг городов Мекка и Медина в Аравии. Считается священной для мусульман. Является объектом Хаджа — паломничества мусульман, обязательного для совершения хотя бы раз в жизни.
Аль-Рум (или просто Рум) — Рим. Но важно понимать, что слово это обозначает не город, а государство — Римскую Империю, то есть Византию.
Аль-Бахр Рум — Римское Море (так зовут Средиземное море)