ПонтификатВ начале был Свет, и Свет озарил Небо и Землю.
И Небо пролилось на Землю дождем, а Свет согрел ее животворным теплом.
Так родилась жизнь.
Тьма пряталась от света в пучине вод, там, куда не мог добраться Свет — и отравила воду солью.
Так появился Океан.
И Тьма утаскивала живых существ под морскую гладь, и извращала их, порождая чудовищ.
Прошли эпохи, и Тьма восстала, и Океан поглотил Землю.
Но Свет низверг Тьму.
Так отступили воды.
Во Свете жили люди — Свет породил их ибо они суть Свет.
И увидели люди, что Земля прекрасна, но полна чудовищами.
Облеклись пресветлые души телами, и спустились с Неба на Землю, и загнали тварей в Океан.
Было то дело желанно Свету, и подарил Свет Землю людям.
Возделывали люди Землю, и разводили скот, и обрабатывали железо, и сочетались друг с другом, умирая же уходили в Свет, готовясь к новой жизни.
Тьма была отброшена, но не побеждена.
Шептали волны людям, маня их ложными обещаниями вечной жизни во плоти.
Наслать раздор и предложить власть — вот, что такое Тьма.
Наслать ложь и предложить раскрыть тайны — вот, что такое Тьма.
Наслать болезнь и предложить лекарство — вот, что такое Тьма.
Всякое ее обещание есть ложь, смущающая рассудок.
Слушали люди Тьму, и души их забывали дорогу к Свету, и Тьма забирала их.
Свет же скорбел о потерянных детях.
Посылал Свет понтификов, дабы те наставили людей на путь Благой Веры.
А люди, обманутые Тьмой, предавали благоверных мучительной смерти.
Тогда Свет отвернулся от язычников, и вода поглотила их.
Лишь благоверные выжили милостью Света — ибо Свет даровал им Тысячу Островов.
Так настала новая эпоха — Эра Очищения.
Знай же, дитя Света, что нынче решается судьба человечества.
Ибо было видение пресветлым среди пресветлых — скоро Свет испарит Океан своим жаром, и очистит мир от Тьмы.
Лишь Благоверные спасутся — и будет им дарована и Земля и Небо.
Падших же, и язычников, и порочных, ждёт последний приговор.
Такова воля Света.
Вероучение:Понтификат опирается на Книгу Света (она же Книга Благой Веры) — созданный древними "пресветлыми" (почетный титул, примерно обозначающий святых) текст, содержащий законы взаимодействия Света и Тьмы, а также сведения о роли человека в мире.
Свящённое число Благой Веры — 4 — соответсвует числу основных догматов Света.
Вот эти догматы:
"Очисти Землю"
"Все — от Света"
"Будь Верен"
"Страдание — часть Пути"
Первый Догмат — "Догмат Очищения"— Человек прибывает на Землю для борьбы с Тьмой. Тьма пытается отвлечь его от этого пути, увлекая ложными радостями жизни. Воплощение — плод свободного выбора каждой души сотканной из чистого света, перед воплощением душа принимает на себя обет оставаться верной Свету. Скорейший путь к Возвращению — путь воина или понтифика, но Благая Вера также допускает Возвращение посредством честной жизни "во свете".
Задача человека так или иначе способствовать очищению мира от зла, ассоциирующегося с влиянием Тьмы, а уж сделает он это убивая язычников, просвещая темные умы или распахивая поле, Свет не волнует.
В этическом отношении это означает обязанность человека противостоять злу и ответственность за отход от Света.
Так, иноверцы для "благоверных" однозначно обречены на вечную тьму и мучения, которые прервёт лишь конец времен — но и тогда Свет лишь милостиво избавит порочных от страданий, окончательно убив их.
В более широком смысле, Первый Догмат оправдывает насилие как явление — именно им обосновывается всё, от войн до любовных авантюр. Культ героики заложен в Благую Веру изначально.
Второй догмат — "Догмат Единства" — в каждом человеке частичка того самого Света, люди суть его дети и братья друг другу. В то же время люди не равны, в рыцарях и жрецах частица Света больше и сияет ярче, именно на них лежит основная тяжесть забот по очищению мира.
Этот догмат одновременно устанавливает норму гуманного отношения к единоверцам независимо от сословия, и закрепляет существующую социальную иерархию. Ты родился простолюдином, а кто-то другой рыцарем, потому что он лучше тебя — в нем больше Света. Если тебе кажется что он не заслуживает того, что имеет, то ведь и ноша его тяжелее чем твоя.
Сходным образом, этот догмат обосновывает гуманные, но патерналистские отношения в семье — мужчина лучше женщины от рождения, и именно поэтому женщина нуждается в опеке и защите с его стороны. Домашнее насилие комментарии ко Второму Догмату осуждают.
Также этот догмат одобряет деторождение — чем больше детей тем больше Воинов Света смогут прийти в мир, ускорив окончательную победу добра над злом!
И, наконец, этот догмат используется королями для обоснования своих имперских амбиций — они ведь тем и занимаются, что собирают всех вместе!"
Третий догмат — "Догмат Верности" — трактуется как в религиозном смысле, как запрет отступать от догматов религии и требование безоговорочного подчинения религиозным принципам, так и в смысле светском, для обоснования существующего порядка вещей. Благая Вера требует от каждого слепой веры на грани фанатизма, душевной чистоты и постепенного "расчеловечивания", когда всё естественное подменяется своим религиозно приемлемым аналогом, а из человек постепенно лепится совершенный "Воин Света", следующий за вышестоящими как солдат за командиром.
Этот же догмат закрепляет супружескую верность — с исключением для участия в мистериях.
Им же обосновывают обязанность детей содержать родителей.
Четвёртый догмат — "Догмат Страдания" — обьясняет существующую в мире несправедливость тем, что земля и даже сама человеческая плоть отравлена Тьмой. Поэтому все беды, выпадающие на долю человека, являются не более чем испытанием его веры — беды происходят с теми, чья вера не тверда и омрачена сомнением, что делает их уязвимыми к влиянию Тьмы. Страдание играет огромную роль, потому что побуждает человека возвращаться к Свету — поэтому, его нужно принимать с готовностью, а не избегать.
Например, на Небе нет налогов, но на земле их нужно платить. На земле рыцарь ведёт себя как свинья — но его все равно нужно уважать. Этот мир — мир зла, но лишь выстрадав его можно открыть себе дорогу обратно на Небо. "Прийти сюда было твоим выбором!" — см. догмат первый.
Догмат Страдания служит также оправданием того, почему безупречный на Небе человек становится несовершенен на земле. Тьма влияет на тело человека, повергая его дух в сомнения и заставляя забыть, зачем именно человек здесь, на земле. Лишь сбросив с себя всю шелуху мирского и став подлинным Воином Света, человек может окончательно избавиться от страданий — мелкие земные беды его просто не будут волновать.
Как видно, "Благая Вера" религия в первую очередь позитивная, а не негативная, предписывающая, а не запрещающая.
С точки зрения ее последователей, человек может искупить практически любой грех если отправится рубиться с чудовищами или язычниками, а добродетели могут перевесить пороки. Уважение к светскому и свящённому праву и существующей иерархии так или иначе выводится из всех догматов, но Благая Вера не вполне свободна от бунтарской фразеологии времен создания религии, и во имя "Очищения Земли" догматы с лёгкой руки пресветлых разрешают практически всё.
Обряды:Храм Света представляет собой круглое сооружение с круглым же отверстием в куполе, сквозь которое могут проникать солнечные лучи. Священнодействие в храме ежедневно совершается в полдень — но только при ясной погоде. Венцом такого действия является миг, когда молящийся встаёт под согревающие солнечные лучи, падает ниц и просит Свет о своих нуждах.
Перед каждым храмом горит священный огонь, перед которым тоже можно помолиться если храм закрыт.
Единственное обязательное условие — молиться вслух и публично.
Тайные молитвы религия запрещает. Тайные шепоты — это от Тьмы.
Вставать верующему надлежит до рассвета, который встретить, склонившись перед восходящим солнцем. Все работы надлежит завершить до заката, после чего также проводить солнце молитвой с благодарностью за день.
Солнцу надлежит подносить дары — обычно в храмовый водоём кидают монетку, а если монетки нет то слегка надрезают руку, отдавая солнцу несколько капель крови.
Часть добычи после боя/добытого в торговой поездки также считается правильным "посвятить солнцу" (передать в храм).
Жреца вполне нормально попросить прочитать светила — то есть составить гороскоп. За это положено платить, но священные книги запрещают устанавливать объём платы — хотя некоторые жрецы это всё же делают вопреки нормам религии.
Крупнейшие праздники в году —
— Зимнее Солнцестояние (считается днём наибольшего могущества Тьмы, после которого Солнце постепенно набирает силу, отсюда наименование этого праздника — "День Возрождения Солнца"). На него принято украшать дома вечнозелеными растениями, побеждать кукольных "чудовищ", разводить костры, развешивать фонари, бегать с факелами, видеться с близкими. Иногда этот праздник также именуют "Днём Обещаний", "Днём Признаний" или "Днём Прощений", так как в него людям положено демонстрировать единство друг с другом, близким положено сказать о своей любви к ним, друзьям поклясться друг другу в верности, врагам простить старые обиды. Сопровождается это обменом подарками. Торжество жизни несмотря на то, что вокруг мрак, вечная сила человеческого духа — вот символика этого праздника.
— Весеннее Равноденствие — "День Солнца Победоносного" — этот праздник знаменует окончание зимы, и он единственный связан с водой, хоть и с пресной. К этому дню всегда топят немного снега, который используют для омовения либо просто брызгая водой на всех прохожих. Традиция также — бросить горсть соли, символизирующей дурное влияние, в Океан (этот жест считается избавляющим от зла). В этот день можно покататься по воде на лодках с песнями и музыкой. Существует известное народное поверие, что в "День Очищения", как ещё называют этот праздник, можно заняться любовью с кем угодно и в этом не будет греха. Понтификат осуждает подобное суеверие. В общем и целом этот день считается наилучшим чтобы отдавать долги, в него наиболее благоприятно отправляться в дальний путь, дождевая вода, выпавшая в этот день, считается целебной. А ещё на "День Очищения" существует масса специальных блюд!
— Летнее Солнцестояние — "День Солнца Благословляющего" — Праздник в честь урожая как он есть. Наиболее шумные застолья и яркие зрелища, обмен подарками, бурные возлияния. В этот день благоприятно справлять свадьбы, считается хорошим знаком если в него рождается ребёнок. Этот день также отличается ритуальными бесчинствами — чернь выбирает себе потешных сеньоров и понтификов, которых носит по улицам деревни, собирая "подати" с домов зажиточного люда и забрасывая дома нелюбимых всеми людей грязью и навозом.
Особенно "радует" власти также традиция ритуальных судов над животными — обычно над свиньей, которую наряжают судьей и обвиняют во всех народных тяготах, а после показательно убивают и делят на всех за трапезой.
— Осеннее Равноденствие — "День Солнца Утешающего" — Это день приближающейся зимы и уходящего лета, традиционно служащий для подведения итогов сельскохозяйственного года и воспоминаний — в него ходят на могилы родственников и зажигают там свечу, лампу или фонарь. В него же слушают сказителей или бродячих певцов, смотрят театральные постановки, рассказывают детям историю рода. "Солнце Утешающее" — праздник с оттенком светлой грусти, считается, что в него светлые души мертвых на один день могут спуститься и дать знак живым. Знамения в этот день считаются особенно тревожными, в частности, важным предзнаменованием является фаза Луны. Этот праздник единственный связан ещё и с Луной — народное суеверие приписывает ночную тайную молитву Луне о том, о чем нельзя просить днём. Церковь такие суеверия осуждает. Сходным образом Понтификат осуждает традицию в этот день надевать маску. Зато разрешает напиться допьяна — в День Памяти в этом нет греха.
Локальные праздники обычно приурочены ко дню того или иного Пресветлого — считается, что особенно чистые души не уходят из мира совсем, а спускаются с Неба в форме фигур из чистого света, дабы помогать людям в их борьбе.
Свой Пресветлый покровитель есть у каждого человека, определяют его жрецы астрологическим методом.
Особенно известных Пресветлых обычно связывают с той или иной звездой на ночном небе.
История:Понтификат (он же "Церковь Света" в узком понимании термина) зародилась в Старой Империи, тогда ещё языческой. Со временем, Церковь Света из гонимой язычниками секты превратилась в главную религию государства.
Великое Очищение, поглощение Океаном большей части Старой Империи, привело к расколу Церкви Света на две части — собственно, Понтификат и Коллегию, первая распространила своё влияние на Тысячу Островов, последняя стала Церковью Полуденной Басилеи.
Нынче эти ветви практически не контактируют и периодически прозрачно намекают на вину другой стороны в том, что Великое Очищение всё же случилось.
Поначалу, Понтификат очевидно находился под сильным влиянием то Полуденной Басилеи, то островных королей, зачастую языческих или имеющих вовсе собственные версии Церкви Света. Тем не менее, мудрой политикой, Верховные Понтифики (они же "Пресветлые") сумели добиться признания своего авторитета всеми пятью королями...
На какое-то время , король Регалии, в своих отчаянных попытках возродить Империю, превратил Верховных Понтификов в марионеток — но этот шаг не принёс ничего кроме вражды с Понтификатом, ставшей одной из причин распада Регалии.
Сейчас кажется Верховные Понтифики наконец обрели независимость, солидную светскую власть над рядом отжатых у Регалии роландийскими мечами островов, а с ней и возможность смотреть на королей сверху вниз, разговаривая с владыками в повелительном тоне.
Но и священные земли не свободны от набегов Трех Врагов...
Структура:В действительности, Понтификат куда менее сплочён чем может показаться. В масштабах "свящённых земель" власть верховного понтифика ничем не отличается от власти обычного сюзерена. Выбирает Верховного Понтифика палатинская знать и высшее духовенство Палатина, что фактически полностью отделяет церковную верхушку от всей остальной иерархии. Верховный орган управления — собственно, Понтификат, он же Коллегия Понтификов, укомплектован почти исключительно уроженцами Палатина. В основном это юристы, ведающие Свящённым Правом и распространяющие свои комментарии к священным текстам.
Время от времени они посылают в другие земли своих апокрисиариев — полномочных послов, но в остальном церковные земли предоставлены сами себе и только получают обильные дары от королей и сеньоров.
На большинстве островов есть Храм Солнца, куда назначается жрец, имеющий право набрать себе в помощь несколько служителей, которые, при достижении определенного опыта и возраста могут быть отправлены на корабле в один из
монастырей для обучения на жреца.
В крупных городах как правило есть сразу несколько Храмов, жрецы которых считаются занимающими более высокий ранг по сравнению с провинциальными. Вместе, эти жрецы выбирают одного из своих рядов в качестве "понтифика", он и принимает решения по церковным делам в феоде.
Короли пытаются продавить закон, по которому понтифик столицы будет стоять выше прочих понтификов, но пока что не преуспели.
Не вполне вписываются в иерархию также князья-понтифики, имеющие и светскую и духовную власть, а также двойной вассалитет.
Невероятная путаница, когда формально церковь демократична и существует только три ранга ("жрец — понтифик — верховный понтифик") исправляется только отчасти в виде существующих понятных только жрецам знаков отличия. Так, выражения "первенствующий понтифик", "отец-понтифик", "лев-понтифик", "имперский понтифик" лишены для обывателя смысла, но жрецы в них разбираются. Сходным образом и служитель служителю рознь — некоторые служители Понтификата (в узком смысле — то есть органа, а не церкви в целом), в действительности занимают ранг куда выше многих номинально стоящих выше по рангу понтификов.
В параллели к основной иерархии находятся монастыри (мистериумы). Монахи (они же Мисты) также совершают ритуалы, но в отличие от жрецов, ведущих нормальную жизнь частного лица, принимают на себя ряд ограничений, отличающихся от обители к обители. Каждый монах относится к тому или иному ордену, утверждённому Понтификатом.
Особенностью монастырей является проведение мистерий определенного вида.
Главы монастырей — магистры мистерий — как правило выборные и в общем-то эквиваленты понтификам, но обладают куда большей властью.
Именно при том или ином монастыре обучаются будущие жрецы, служитель, готовящийся к Мистериуме к становлению понтификом именуется Наблюдающим Служителем.
Чтобы стать жрецом нужно выдержать ряд испытаний — в том числе предполагающих нанесение себе увечия (обычно нужно добровольно прижечь одну из частей тела раскалённым железом, что служит символическим и не только "страданием за Свет"). Этот след можно и нужно выставлять напоказ.
Жрецом и мистом может стать женщина — но в таком случае ей приходится заплатить за это своей способностью иметь детей.
Функции:Главной задачей жрецов всех уровней является наставление человечества на пути Света и помощь пастве. Вот почему особенно на небольших островах понтифик — это в одном лице третейский судья в личных ссорах, учитель для детей, лекарь для больных, упокоитель мертвых и вообще сердце общины. Частично эти функции можно делегировать служителям, но даже с учётом этого, работа понтифика — очень, очень тяжелая.
Немногим легче приходится мистам, изматываемым как трудовыми повинностями и ритуалами, так и свящённым долгом по переписыванию древних рукописей. Если мист пускается в странствие, к нему относятся как к понтифику — и просьбы от "исцели больного" до "упокой мертвого" или "поговори с непослушным сыном", будут на каждом шагу.
Не говоря уже о том, что все хотят знать свои гороскопы...
Имеют жрецы и специфическую обязанность — на них возложен долг по борьбе с язычеством и ересями. Если жрец подозревает одного из членов общины в ереси, он обязан обвинить его перед сеньориальным судом. Собственно судебных полномочий у жрецов нет, однако, есть набор "духовных" наказаний выносимых на своё усмотрение — вроде отлучения члена общины от храма или наложения обязательного покаяния с самобичеванием.
Очень своеобразные отношения у жрецов с колдовством. Формально, алхимия им запрещена, но этот запрет не носит строгий и специфический характер (магия не одобряется, но наказание за неё предусмотрено только если колдовство нанесло кому-то вред).
Большинству жрецов волей-неволей приходится обращаться к колдовству — и как не обращаться, когда тебе надо то больных лечить, то урожай спасать, то творить иное чудо.
Легенды говорят, что во времена Империи не всякая магия исходила от алхимии, но подлинные чудеса — удел Пресветлых.
Жрецам не запрещено брать в руки оружие, но намеренно их этому не обучают.
Атрибуты:Жреца легко узнать по белому облачению. У понтификов оно украшено золотом. Служители носят серые робы.
Чем влиятельнее жрец, тем больше золота и драгоценных камней у него на одежде. Считается, что это показывает черни великолепие Света.
Символический атрибут жреца — ритуальный фонарь-кадильница.