Божественные силы
В Бога Всемогущего вампиры Темного Средневековья верят еще сильнее, чем человеческое стадо. В конце концов, разве не несут они на себе проклятие, наложенное на Каина? Вампиры не раз видели священников и верующих, наделенных святой силой, - но такая сила бывает и у язычников и еретиков. Те, кто почитает Бога единственным источником благодати, говорят, что подобные случаи – дело рук Дьявола и его приспешников. Другие поклоняются различным божествам и духам, обитающим за пределами мира. В любом случае, вера наделяет людей силой.
Сила веры
Истинная вера – это такая же характеристика, как и различные Атрибуты и Способности, но встречается она очень редко. Конечно же, большинство средневековых людей верят в Бога (они ходят на мессу и следуют учению Церкви), но Истинная вера отличается силой, чистотой и стойкостью. Это непоколебимая уверенность в существовании высших сил и готовность положиться на их волю.
Для большинства европейцев вера подразумевает веру в Христа, но другие убеждения могут быть ничуть не менее сильными, хотя и встречаются реже. Мусульмане, иудеи, язычники и так называемые еретики могут обладать Истинной верой точно так же, как и набожные христиане. Истинность веры не так важна, как убежденность верующего.
Истинная вера измеряется по шкале от 1 до 5, как и большинство остальных характеристик. Только у самых искренних и ревностных верующих она равна 1, а более высокие значения Истинной веры встречаются и того реже. Теоретически, у смертного значение Истинной веры может быть выше 5, но таких людей – один на поколение, а то и меньше, и именно их называют святыми. Их возможности ограничены только Господом (и Рассказчиком).
Со временем и опытом, по мере усиления убежденности и рвения, Истинная вера может увеличиваться, но она также может уменьшаться из-за того, что верующий озлобляется, становится циничным и теряет уверенность. Рассказчик должен следить за изменением Истинной веры персонажа, отмечая его действия и стойкость в убеждениях.
Помните, что Истинной верой могут обладать только смертные. Объятие лишает вампира чистоты, без которой такая вера невозможна. И все же Каинит может верить, а те, кто упорно идет по Дороге Небес, даже могут прикоснуться к святости, сопутствующей Божьему благословению.
Дары веры
Истинная вера наделяет верующих некоторыми возможностями, которые помогают защититься от вампиров и прочих ночных тварей.
Вера укрепляет волю и сознательность.
Значение Истинной веры персонажа добавляется к сложности любой попытки сверхъестественным образом повлиять на разум, сердце или душу этого персонажа, в том числе и к применению таких Дисциплин, как Доминирование и Присутствие. Сложность больше 10 означает, что попытка провалилась. Значение Истинной веры также добавляется к значению Совести при бросках на Совесть.
Кровь верующего неприятная на вкус, а то и просто опасна для Проклятых.
Чтобы получить от верующего один пункт крови, вампир должен выпить столько дополнительных пунктов крови, сколько у человека точек в значении Истинной веры. Иными словами, если у жертвы вампира Истинная вера равна 2, для увеличения запаса крови на один пункт Каиниту надо выпить целых три пункта крови. Кровь наделенных благодатью людей (Истинная вера 3+) для вампиров ядовита. Каинит получает один уровень усиливающихся повреждений за каждый пункт выпитой крови (выпитой, а не полученной вампиром). Если вампир владеет Стойкостью, игрок может сделать попытку поглощения повреждений, бросив кубики на Выносливость + Стойкость (сложность равна Истинной вере жертвы + 3).
Наделенные благодатью люди могут обладать и другими способностями. Рассказчик сам решает, когда именно персонажи обретают эти умения, но, как правило, за каждую точку в значении Истинной веры можно получить одно умение. При необходимости Рассказчики могут дополнить приведенный ниже список умений теми, которые больше подходят настроению их хроники.
Благословение:
персонаж может очищать и освящать предметы, наполняя их силой веры. Благословение, как правило, требует проведения определенного ритуала и приводит к созданию предмета с Истинной верой 1 (см. «Реликвии и освященные предметы»). По решению Рассказчика, в результате особенно долгого ритуала или ритуала, проводимого наделенным особой благостью человеком, значение Истинной веры у предмета может быть и выше единицы. Самые набожные и честные священники Темного Средневековья обладают ослабленной версией этого умения, что позволяет им освящать воду и благословлять вино и хлеб для причастия.
Экзорцизм:
верующий может отогнать прочь зловредные и опасные силы. Выполняется бросок на Обаяние + Истинная вера, сложность которого зависит от желаемого эффекта экзорцизма (см. таблицу). Сложность указана для тех случаев, когда у персонажа есть в наличии необходимые для проведения ритуала предметы (Библия, распятие, свечи, колокола, соль, вода и т. д., в зависимости от религии персонажа). Если нужных вещей нет, сложность увеличивается на 1 или 2.
Исцеляющее прикосновение:
наделенные благодатью люди одним своим прикосновением могут исцелять раны и болезни. Прикосновение влияет только на те параметры, которые непосредственно связаны с лечением (время выздоровления и сложность), изменяя их на столько уровней, сколько точек в значении Истинной веры целителя. См. также «Лечение смертных». Если после прикосновения расчетный уровень оказывается выше «Ушибов», больной вылечивается за несколько часов, если еще выше – вылечивается мгновенно. Этот эффект сохраняется только до тех пор, пока больной восстанавливает (или пытается восстановить) уровень здоровья и не влияет на штрафы от ранения (и скорость передвижения). Исцеляющее прикосновение не может воскресить мертвых, но автоматически спасает умирающих. Оно ускорят выздоровление от болезни и отравления точно так же, как и от ранений.
Пример: после сражения с отродьем Сатаны здоровье Готье упало до уровня «Тяжелые повреждения», причем полученные им повреждения были летальными. В обычной ситуации попытка поднять здоровье до уровня «Ранения» была бы возможна только через три месяца лечения, и Готье пришлось бы выполнять бросок на Выносливость со сложностью 7 (2 + 5 уровней повреждений). К счастью, поблизости оказалась сестра Изабель, прославленная целительница, которая согласилась возложить руки на Готье. Истинная вера сестры Изабель равна 3, поэтому Готье нужно отдохнуть лишь три дня (как если бы он был на уровне «Повреждения») и выполнить бросок со сложностью 4. Если бросок окажется удачным, Готье восстановит уровень здоровья и окажется на уровне «Ранения».
Чутье:
некоторые верующие хорошо чувствуют святые и проклятие объекты и явления. Персонаж может почувствовать присутствие вампира, призрака или демона, выполнив бросок на Восприятие + Истинная вера (сложность 6). Затемнение, Маскировка и прочие попытки скрыть свое присутствие на сложность не влияют. Персонажу даже не нужно пытаться почувствовать зловредное присутствие. Бросок выполняется автоматически при условии, что персонаж спокоен – читает, молится, размышляет или даже спит. Верующий не может ощутить присутствие злых сил, если он занят (например, вовлечен в спор или поединок) или не может сосредоточиться (на шумной рыночной площади или в пиршественном зале). Персонаж не знает, что именно он почувствовал, только то, что где-то поблизости находится нечто злое и нечистое. По решению Рассказчика, бросок на Восприятие + Оккультизм (сложность 7) может проснить этот вопрос.
Оберег:
Истинная вера персонажа оберегает его ото зла. Выставив перед собой священный символ или прочитав молитву, он может отогнать прочь вампира или другую нечистую тварь (что и породило соответствующую легенду. На самом деле вампиров отпугивает не символ, а вера). Игрок выполняет бросок на Истинную веру, сложность равна Силе воли вампира. Количество полученных успешных баллов определяет число шагов, на которое вынужден отступить вампир. Если бросок оказался неудачным, вампир не отступает, но и не может приблизиться к верующему. При провале вампир беспрепятственно подходит к персонажу. Если персонаж прикасается священным символом к вампиру, каждый полученный при броске на Истинную веру успешный балл наносит порождению ночи один уровень усиливающихся повреждений (символ веры сжигает мертвую плоть).
Экзорцизм
Задача Сложность
Вынудить вампира к позорному бегству Сила воли вампира +4
Вынудить призрака к позорному бегству Сила воли призрака
Навсегда изгнать призрака из определенного места 8
Вынудить младшего демона к позорному бегству 6
Вынудить старшего демона к позорному бегству 9
Навсегда изгнать демона из определенного места 10
Защита от Доминирования и Присутствия (значение Истинной веры добавляется к сложность брсока) 6
Развеять эффекты Доминирования и Присутствия Сила воли вампира
Разорвать узы крови 10
Причинение усиливающихся повреждений демонам, вампирам и призракам прикосновением (запас кубиков на повреждения равен значению Истинной веры) Выносливость жертвы + 4
Освященная земля
Некоторые места накапливают веру, свидетельствуя о чудесах, ритуалах и благословениях. На многих таких участках расположены церкви и храмы, также там может находиться могила какого-нибудь святого или тайник со священной реликвией. У таких мест есть свое собственное значение Истинной веры, отражающее их святую силу. В некоторых случаях Истинная вера распространяется лишь на небольшой участок земли (например, вокруг алтаря или реликвария), но бывает и так, что вера осеняет собой большие территории (кое-где в Святой Земле вера распространяется на мили от своего источника).
Освященная земля обладает следующими свойствами:
• Чтобы Каинит смог ступить на освященную землю, игроку нужно выполнить бросок на Силу воли (сложность равна значению Истинной веры данного места). Успех означает, что вампир может зайти на освященную территорию, но чувствовать он себя при этом будет не слишком хорошо (один успешный балл означает сильный дискомфорт, три – легкое недомогание, пять и более – что вампир вообще не испытывает неприятных ощущений). С каждым рассветом запас успешных баллов уменьшается на единицу, в результате чего вампиру становится все хуже, так что рано или поздно ему приходится покинуть святое место. Смертные могут заметить, что Каиниту несколько не по себе, если выполнят бросок на Восприятие + Эмпатия (сложность равна Силе воли вампира).
Если бросок на Силу воли оказался неудачным, при заходе на освященную землю Каинит испытывает физическую боль и за каждую сцену получает единицу поверхностных повреждений. При провале вампир получает уровень летальных повреждений и вынужден каждый ход тратить единицу Силы воли для того, чтобы остаться на освященной земле. Чем дольше он остается на месте, тем сильнее становится боль, и начиная с третьего хода игроку приходится делать броски на Силу воли (сложность 7). В случае неудачного броска Каинит впадает в безумие. При провале вампира охватывает пламя, он получает три уровня усиливающихся повреждений за ход и обязан немедленно выполнить бросок на Мужество (сложность 8), чтобы не впасть в Ротшрёк. Пламя можно загасить обычными средствами, но прочие эффекты остаются в силе.
• Освященная земля ограничивает возможности Каинита. Все траты крови удваиваются, сложность Прорицания, Химерии и всех влияющих на восприятие Дисциплин увеличивается на 2.
• Значение Истинной веры у осененных благодатью людей увеличивается на единицу, пока они находятся на освященной земле своей религии, сложность броска на Истинную веру (в том числе и в сочетании с другими характеристиками) уменьшается на 2.
Говорят, что пепельные священники Дороги Небес знают ритуалы, благодаря которым верующие вампиры могут без особых затруднений находится на освященной земле, но делиться секретами они не спешат. Большинство Каинитов или избегает святых мест, или же воспринимает боль от пребывания в них как воздаяние за свои грехи.
Реликвии и освященные предметы
Реликвии – это предметы, исполненные святой силы. Как правило, они связаны со святыми или другими значимыми персонажами христианской истории. Величайшими христианскими реликвиями называют Святой Грааль – чашу, из которой Иисус пил на Тайной вечере (и в которую была собрана Его кровь после распятия), - а также плащаницу, в которую было завернуто Его тело. Копье Лонгина, пронзившее бок распятого Христа, тоже почитается одной из величайших реликвий, так же, как и частицы Креста и гвозди от него.
Многие реликвии – это кости, волосы или кровь святых, сохранившие частицу святости. Церковь тщательно собирает такие мощи и хранит их в украшенных драгоценными камнями ларцах (так называемых раках или реликвариях). Верующие с глубоким почтением относятся к подобным реликвиям. Почти в каждой средневековой церкви есть как минимум одна реликвия, хотя некоторые из них имеют сомнительное происхождение. Со временем мощь реликвии увеличивается за счет постоянного поклонения. Есть и другие, менее почитаемые реликвии – например, знак паломника, посох или кольцо святого епископа. Шарлатаны торгуют поддельными реликвиями, и одураченное население покупает их, чтобы защититься от злых сил. По всей Европе продают тысячи фрагментов Креста, а также кости преступников и даже животных, которые выдаются за останки святых. Иногда судьба любит пошутить: случается так, что эти поддельные реликвии обретают Истинную веру, если верующие на протяжении долгого времени почитают их как истинные мощи. Вера людей постепенно наполняет предмет силой.
Есть и такие священные предметы, которые реликвиями назвать нельзя. Вода, вино и облатки после благословения священника обретают частицу святости, но никак не связаны со святыми. Знаки паломников, хотя и связаны с храмом, тоже сами по себе реликвиями не являются. Наконец, иногда прелаты и священники благословляют оружие верующих – в особенности крестоносцев, - чтобы даровать воинам дополнительные силы в борьбе с отродьями Сатаны.
У реликвии обычно есть свое собственное значение Истинной веры, которое добавляется к значению Истинной веры того, кто владеет этой реликвией, и даже временно наделяет Истинной верой тех, кто лишен этого качества (но не обязательно особыми умениями, сопутствующими Истинной вере). Если у человека при себе несколько реликвий, из значения Истинной веры не суммируются, учитывается только наибольшее значение. Если реликвии на протяжении долгого времени хранятся в одном месте (будь то могила, церковь и т. п.), они как бы пропитывают землю своей святостью (создают освященную землю). Поэтому Каиниты неуютно чувствуют себя в местах с большим количеством реликвий. Некоторые реликвии не имеют значения Истинной веры (и не несут веру в себе), но наделяют некоторыми способностями и возможностями (см. таблицу).
Некоторые реликвии также обладают особой силой. Рассказчик может наделить реликвию любой из способностей, имеющихся у осененных благодатью людей (см. выше), или любой другой подходящей способностью, эффект от которой будет определяться Истинной верой владельца реликвии (плюс бонусы от самого предмета). Иногда реликвии действуют почти так же, как вампирские Дисциплины, в особенности Анимализм, Прорицание и Присутствие. Самые значимые из реликвий даже могут творить чудеса, особенно в руках человека с сильной Истинной верой.
Рассказчик может ввести в игру реликвии, относящиеся к другим религиям. У мусульман и иудеев есть свои святые реликвии, а язычники могут почитать предметы, которые, как говорят, раньше принадлежали великим героям или даже какому-нибудь из богов.
Реликвия Значение Истинной веры
Святой Грааль или плащаница 5
Копье Лонгина 4
Череп или кровь известного святого 4
Гвоздь от Креста 4
Кость известного святого 3
Частица Креста Господнего 3
Череп или кровь малоизвестного святого 3
Кость малоизвестного святого 2
Знак паломника 1
Освященное оружие крестоносца 0 – 1 (в бою наносит нежити усиливающиеся повреждения)
Святая вода 0 (при попадании наносит нежити один уровень усиливающихся повреждений)
Гостия 0 (при контакте наносит нежити один уровень усиливающихся повреждений, при приеме внутрь – два уровня усиливающихся повреждений)
Церковь
Сосредоточием веры в Темном Средневековье является Римская католическая церковь, которую часто называют просто Церковь. Она – пастырь душ человеческих, самим Господом поставленный над верующими, чтобы вести их к спасению через таинства и учение Христа.
Церковь – самая мощная организация Средневековья. Она обладает огромным богатством и властью, в основе которых лежит вера миллионов людей. Церковь участвует во всех событиях жизни западного европейца, от крещения и венчания и до отпевания, и отказ в таинствах (а значит, и в спасении) вселяет невыразимый ужас в любого средневекового человека. Отлучение от церкви – это реальная и очень серьезная угроза, и Церковь пользуется ею как оружием в борьбе со знатью, вознамерившейся противиться церковному учению.
Язык Церкви – латынь. На этом языке написаны Библия и большинство церковных документов, на латыни проводятся все службы. Во главе Церкви стоит папа Римский, которому подчиняются кардиналы и епископы, а также многочисленные духовные ордена. Эти ордена сильно разнятся между собой: к ним относятся и монахи-бенедиктинцы, и воинственные госпитальеры и тамплиеры, созданные для того, чтобы защитить веру и отвоевать у неверных Святую Землю. Недавно в Церкви начала складываться новая организация – Инквизиция.
Инквизиция
Многих церковников сильно беспокоит ересь. Катары, богомилы и прочие отступники грозят христианскому миру смутой и расколом, а пастве – верным проклятием. Папе и кардиналам пришлось искать достойный ответ на угрозу, и в результате появилась организация, способная предотвратить дальнейшее расползание ереси. Раньше Церковь не слишком охотно занималась этим: епископы просто рассматривали очередное обвинение в ереси, на чем все и заканчивалось. Теперь же Рим готовится дать ереси бой, получив на это благословение от самого папы. Очень скоро новая организация станет известна как Инквизиция. В 1230 году Трибунал священной канцелярии инквизиции еще не получил своего названия, но его основатели-доминиканцы уже действуют в Лангедоке, куда они пришли с Альбигойским крестовым походом, направленным против катарской ереси.
Но в Церкви есть и те, кто понимает, что ересь – лишь часть проблемы. Чудовища и демоны в человеческом обличии разгуливают по Земле, смущая умы верующих и сбивая людей с пути истинного. Хуже того, им удалось завлечь в свои сети даже некоторых служителей Церкви! Поэтому никто не может остаться вне подозрений, и никому нельзя полностью довериться. Дьявол славится своими хитростями, он даже Писание готов цитировать, чтобы добиться желаемого. Поэтому вот уже на протяжении нескольких десятилетий действует тайная инквизиция. Все увеличивающееся число богобоязненных воинов и священников, которыми, как говорят, руководит сам папа Римский, скрывается в тенях, выслеживая затаившихся среди людей чудовищ. Большинство из них получили хорошее образование, и почти все обладают Истинной верой, используя ее и как оружие, и как щит. Каиниты постепенно начинают понимать, какую опасность представляют эти смертные, которые готовы превратить охотников в добычу.
Рыцари-храмовники
Наверное, величайшим военно-религиозным орденом стали Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона, известные как рыцари-храмовники или тамплиеры. Орден был основан в 1114 году и официально признан в 1128. Белые плащи с орденским красным крестом хорошо знают по всей Европе и Святой Земле, так же, как и черно-белое клетчатое знамя с тем же красным крестом. Храмовники намерены отвоевать Святую Землю у мусульман и подчиняются только самому папе Римскому.
За время, проведенное в Святой Земле, храмовники многому научились, и среди высших чинов ордена есть волшебники, занимающиеся древней магией и даже общающиеся с духами. Они собрали внушительную оккультную библиотеку и целую коллекцию реликвий и других сокровищ. Богатство, вера и познания в магии делают тамплиеров опасными противниками для Каинитов, но, к счастью, орден интересует только освобождение Святой Земли. Рыцари готовы вступить в сговор даже с Проклятыми, если это поможет им достичь желанной цели. На самом деле в рядах храмовников есть несколько Каинитов – факт, представляющий определенный интерес для Инквизиции.
Другие религии
Христианство – не единственная религия, известная в средние века, хотя и одна из самых известных и распространенных. По всей Европе можно найти небольшие общины иудеев. Христианские власти часто преследуют их, обвиняя во всевозможных грехах. Россказни об иудеях, которые добавляют кровь христианских младенцев в мацу, порою приводят к погромам и убийству множества евреев. По большей части иудейские общины отличаются замкнутостью, хотя евреев повсюду знают как ростовщиков и купцов (христианская церковь считает ростовщичество грехом). Это только усиливает недоверие и зависть к ним.
Ислам распространен по всей Святой Земле, в особенности же на Аравийском полуострове. Под властью мусульман находилась большая часть Иберийского полуострова, но Реконкиста вынудила их отступить. Сейчас мусульмане удерживают только южную провинцию Гранаду, хотя влияние их ощущается по всему региону. Во время крестовых походов христианские армии сражались с мусульманами, и ходят слухи, что некоторые ордена, в особенности же тамплиеры, узнали от палестинских мусульман кое-какие оккультные и мистические тайны.
Во многих местах Европы до сих пор сохранились древние языческие верования. Сельский люд часто отмечает языческие праздники наряду с церковными. Церковь смотрит на это сквозь пальцы, а иногда даже признает языческие праздники и превращает их в дни памяти того или иного святого. Мест, где жили бы только язычники, осталось мало, хотя в Литве церковь до сих пор не имеет никакой власти, а в некоторых землях Британских островов люди соблюдают старые языческие обычаи и верования.
Наконец, Рим – не единственный центр христианской религии. На юге и юго-востоке Европы процветаю еретические учения, некоторые из которых воспринимают Христа совсем не так, как католическая церковь. Православная, или Восточная церковь сохраняет власть над большей частью Восточной Европы и бывшей Византийской империи. В Леванте также существуют армянская, антиохийская и коптская христианские церкви.