Элария к началу 12 века:страны:
наcеление:
Основные события 11 века:* Нин-тай в нач. 11в.Политика Май Би стабилизировала Нин-тай и дала импульс к росту, но на место старых проблем пришли новые противоречия. Гравилийская элита, составлявшая основу армии была недовольна слишком пацифистской политикой, лишавшей их рычагов влияния и точки приложения сил. Бурно растущие города породили обеспеченную прослойку купцов и ремесленников, также заявивших о себе, как о политической силе и выступавших против законов о роскоши. Чеджи, несмотря на все усилия и пропаганду, никак не хотели перековываться в честных тружеников. Наконец, большие инфраструктурные и переселенческие проекты породили множество административных и инженерных задач с которыми получившие религиозное образование жрицы справлялись плохо.
Перед лицом новых вызовов духовенство несколько растерялась, не сумев после смерти Май Би выдвинуть из своих рядов столь же харизматичного лидера. Этим воспользовался молодой и энергичный гравилийский наследник Пет Ри, сумевший сконцентрировать в своих руках рычаги власти (но традицию дуальности монархии и теократии сохранил) и провести необходимые реформы.
* реформы Пет РиВо-первых это касалось образования. Кроме уже существовавших жреческих школ, по всей строне открывается множество школ гражданских, как низшего (где обучали лишь писать и считать), так и высшего ранга, выпускавших офицеров и гражданских чиновников-специалистов в административной, торговой или инженерных областях. Тем не менее традиции сохранялись - религиозные уроки оставались важным предметом и в школах нового строя (это считалось необходимым для воспитания морально-нравственных устоев будущей элиты), а большинство гражданских чиновников по-прежнему составляли женщины, мужчины же предпочитали идти в армию и флот.
В то время как законы против роскоши в основном сохранились, ответом на чаяния городов, а заодно способом решения чеджийского вопроса стали так называемые "пестрые кварталы". Так назывались гетто, куда сгоняли не занятых производительным трудом и не достаточно знатных или богатых что бы откупиться - то есть в основном как раз чеджи и их метисов. На территории кварталов не действовали законы против роскоши, были разрешены азартные игры, проституция и даже наркотики, они имели собственную администрацию, но их обитатели не могли покинуть гетто.
С одной стороны, это сделало их популярным местом развлечений для богатых горожан, отдушиной демонстративного богатства, где куртизанки высокого класса были законодателями мод, особняки местных боссов блистали роскошью, невиданной за пределами их стен, а творцы искусств находили своих меценатов. С другой стороны - место самой неприглядной нищеты и эксплуатации для большинства жителей, клоака порока, куда сливалось все самое худшее что было в стране. Скученность, преступность и нездоровый образ жизни порождали высокую смертность, что компенсировало темпы размножения чеджи.
За такой контраст эти кварталы и прозвали "пестрыми."
* походы Пет Ри и экспенсия Нин-тая на югПет Ри гораздо больше внимания, чем в предыдущее правление уделялось армии. Решив что методы мягкой силы исчерпали себя, он лично возглавил южный поход, в результате которого к Нин-таю были присоединены горные земли в верховьях Вади, южнонинские саванны и завадийские джунгли. Разрозненные племена не смогли оказать серьёзного сопротивления военной машине Нин-тая, но многие бежали в джунгли, где продолжали сопротивление и после правления Пет Ри, а некоторые пересекли Ирданы и достигли восточного побережья. В походах Пет Ри было захвачено множество рабов, что компенсировали недостаток рабочей силы. Пет Ри продолжал курс Май Би на централизацию а заселение юга, преступников по прежнему ссылали в рабочие отряды, а вот тунеядцев запирали в пёстрые кварталы. Пет Ри отправил флот в пролив Маат (между Кореей и Малой Кореей) для зачистки его от пиратов и основания на его берегах колонии Маат-то[-5;20]. В дальнейшем нинтайцы заселили практически весь юго-запад Кореи и северное побережье Малой Кореи. Колонии обычно располагаются вдоль побережья и около рек (вообще, в Эларии морские порты часто располагаются в устьях рек из-за из-за того что приливы, вызванные движением 3 лун весьма нерегулярны). Множество колоний основано в бассейны Фары, а одной из крупнейших строек стала прорубленная в лесах дорога, связывающая Южную Вади и Северную Фару. А вот в джунглях по прежнему живут племена чеджи и метисов. Из-за того, что заселять новые земли обычно отправляются мучжины-джи, в колониях распространены смешанные браки, а пёстрые кварталы можно встретить разве что в Маат-то и других крупных городах.
* развитие тотусианстваХотя Нин-тайским жрицам и пришлось несколько поступиться властью, однако это в какой-то мере даже пошло им на пользу. Освободившись от управленческих функций, они смогли сосредоточиться на собственно религиозных вопросах, проповедничестве и пастырской работе.
В попытках ассимилировать многочисленные народы Нин-тая, они столкнулись с самыми разными языческими, еретическими и извращенческими культами. В попытках обратить их в истинную веру, священники Тотуса отточили искусство проповедей и диспутов, одновременно обогатившись и восприняв некоторые догматы других культур.
Результатом стала экуменическая концепция в которой Тотус представал первоначалом всего сущего, альфой и омегой, олицетворяя одновременно и мужское и женское начало (тут видно влияние извращенческих культов), их вечное единение и вечный спор. Все же остальные боги порождены им и служат отражением одной из граней его непостижимой сущности (а это уже заимствование из культа Тотуса Невыразимого). Таким образом местные культы через поклонение своим богам, также, пусть примитивно и несовершенно, поклоняются и самому Тотусу. И проблема в этой концепции сводилась лишь к тому что бы заставить сами локальные культы перенять такой взгляд на вещи.
* РомаВ ходе ромских междоусобиц победу одерживают потомки Кас Хана (в честь него вождей Ромы называют ханами). Несколько сильных ханов сумели укрепить свою власть и совершили множество походов на соседей. В результате было сокрушены государства потомков Кас Эль и Кас Сима и несколько элланских полисов, а дань Роме платят многие соседи от племён тундры до Бетрисии и обеих Эллад, от Бура до Дзокурака. Несмотря на то, что в Роме распространены и тотусианство, и шельантонианство, ханы не отдают предпочтения ни одной из мировых религий.
* Кола - новая река Йолиан и возрождение ЭлладыЭллан Йолиан, потомок Златы и Жицея, с помощью нескольких землетрясений перенаправляет восточные притоки Алфеи на запад, где они, встречаясь с речками Шельских гор, достигают океана Сим. Йолиан сопровождал своё чудо шелианскими проповедями, и в северной Коле вера в Шеля вытеснила поклонение Шелю-Антонио. Йолиан научил элланов строить ирригационные системы. Йолиан довольно мелководная река и не везде судоходна из-за порогов, но для северной Колы имеет огромное значение. А вот жителяй Алфеи такое изменение гидрографической сети не обрадовало. Они воззвали к помощи ханов Ромы, и те разгромили южноромских вождей и разграбили несколько городов Элафии. А вот Чульхея, откуда и происходил Йолиан, лишь усилилась. Элланы вернули контроль над статуей Шеля, где был основан город Неодунсан[+25;-5], и возродили древнее магическое искусство. Ядром армии Чульхеи стал отряд элитных колесниц, усиленных магией. Была восстановлена старая магическая дорога на север, к Шельским горам, где местные элланские племена присоединились к Элладе. А пустынные джи, жившие ранее в землях, где проложил свой путь Йолиан, были вытеснены элланскими земледельцами. Экспансия Чульхейской Эллады на север привела к столкновению с Ромой, в котором элланы потеряли восток Шельских гор, но затем успешно защитились, умело используя преимущество в стратегии и магии.
А ещё в Шельских горах элланами были одомашнены нисти.
* нинтайско-бетрисские войныВ конце правления Пет Ри в северный Нин-тай вторгается орда Кассандра, изгнанная из Элафии. Но правитель Нин-тая не стал с ними воевать, а предоставил земли в Гравлии (северо-западное побережье залива Нинам) и в междуречье Нин-нэ и Вади, где северные кочевники должны были составить противовес местным. В благодарность северяне должны были признать, что Шель-Антонио был порождён Тотусом и служит отражением двух из граней его непостижимой сущности. Из нин-тайских верований именно шельантонианство больше всего сопротивлялось тотусианству, и принятие Тотуса джийскими адептами этой религии должно было помочь укреплению нинтайской власти в северных провинциях. Но тут вмешались восточноэлладские энхары. Внезапно в почти тотусианских уже (в отличие от окружающей сельской местности) Биатрисии[+18;+12] и Фарадеях[+19;+13] к власти приходят сторонники Шеля-Антонио. Наверно, это восстание было бы легко подавлено, если бы не защищённые магией Мерлина стены. (Всего в Нин-тай к настоящему времени известно 8 таких городов. Помимо вышеназванных Биатрисии и Фарадей это Ян Ди[+15;+15], Сур Гут[+17;+12], Не Бур[+16;+15], Дейлен-то[+14;+17], Ноли-тай[+13;+15], Мерлин-то[+17;+7]. Эти города никогда не брались штурмом после защиты рунами, во время империи Гравлия Сур Гут и Мерлин-то подчинились ему добровольно, а Ноли-тай некоторое время побывал независимым в 8 веке, когда местное племя выходило из состава Нин-тая.) Пет Ри II безуспешно осаждает Фарадеи в течение трёх лет, при этом элланам удаётся доставлять еду через горные хребты, окружающие город с 2 сторон. Позже нинтайские войска вторгаются в Бетрисию и осаждает Галию, но хан Ромы заявляет, что будет защищать своих данников, и нинтайцы уходят. Затем армия наместника Муксии вторгается в Сикалию и доходит до Константинии, разоряя элланские поселения. Несмотря на это, Фарадеи и Бетрисия защищают свою независимость от Нин-тая, а Восточная Эллада позже возвращает и южную Сикалию.
* Сим-то, братство якоря и распространение тотусианстваПосле того как вожди Сим-то были разбиты ханами Ромы, в области снова появляются несколько государств, соперничающих друг с другом, большинство из них впадают в зависимость от Ромы. Первым отделяется Ро Дос, Бур, восставший ещё в прошлом веке, разрезает Сим-то на две части, в Ари к власти приходит один из ромских вождей, потомки Кас Сима сохраняют за собой Кассиме на западе и Сим-тай на востоке, претендующий на власть над всем Сим-то. В это время жрецы Тотуса распространяют свою религию на севере. Тотусианство становится государственной религией Ро Доса и Сим-тая и находит своих последователей в западной Роме и Ари. Другие правители Сим-то обеспокоены появлением новой религии. В Кассиме реформируется местная религия, которую называют Симтоизм, главным богом становится Игний. В Гим Фуре, в противовес соседям, предпочитают Аркана.
Бар Гил, золотой город, испытывает децифит еды и закупает её в Нин-тае. В обмен на нинтайскую вехту в Нин-тай поступает золото, из которого там чеканят местный золотой лар.
Раньше Братство Якоря было чисто джийской организацией, но теперь к симоокеанской торговле присоединяются элланы. Чульхее есть что предложить - алмазы, урановое стекло, а вот металлов не хватает, а традиционная торговля с Элафией осложнена постоянными войнами. Раньше торговцы часто следовали из Бар Гила через острова до Ро Доса, а теперь обязательно посещают чульхейские порты Неохангуполь[+24;-10] и Йолиания[+28;-10], а также Киел-то[+37;-16]
* Восточная Эллада, АмсуракВосточная Эллада испытывает всё больше проблем с метисами. Элланы уготовили им участь рабов, но из них плохие рабы. Осознание этого факта, а также обнаружение месторождений меди на Амсураке толкнуло Элладу к покорению этого острова. Но огромный флот, собранный для завоевания Амсурака, был уничтожен тайфуном, и Константиния теряет много хороших воинов. По всей стране часто случаются восстания, и не всегда их удаётся подавить. Метисы организовываются в союзы и нападают на элланские поселения. Несмотря на все трудности, Новая Эллада продолжает существование и даже чуть не стравливает между собой Рому и Нин-тай.
А вот единый Амсурак распадается после смерти основателя на несколько племенных объединений. Сильнейшее из них, Дзокурак, даёт отпор элланам, но находится под влиянием Кумато. Суджаку осваивают металлообработку и перенимают от элланов клизоводство, а вот олэней не держат, воспринимая их как дичь.
В свою очередь, джи из Кумато по примеру суджаку начинают делать прибрежные фермы водорослей.
Суджаку с южного побережья Даахоодже достигают Альбианских островов, вернее небольшой их группы, что находится западнее остальных.
* фрукты Джалху в Нин-таеСвятослав Юицутарогали, безумец из карликусов приплыл в Нин-Тай и сказал то, что поведал ему Джалху:
"Отец Джалху изрек мне - близится Эра Перемен. Он создал два Фрукта Джалху, что одновременно и проклятье, и благословение. Первый фрукт - Тентакле-Тентаклиевый Фрукт Джалху. Он позволяет выращивать из поясницы фаллические фиолетовые тентакли, что имеют огромную физическую силу, скорость и точность. Каждая девушка или женщина, что побывает в их... - тут пророк замялся, что немного испортил пафос картины. - Объятьях, даст ещё больше могущества съевшему фрукт. В бою же они превращаются в острейшие клинки фиолетового цвета. Второй же фрукт называется Пафос-Пафосный. Его обладатель источает Пафос и, чем больше он его создаёт, тем мощнее он становится. Его сила может быть любой - от власти над разумом до повелевания кровью. Над обладателями Фруктов не властен ни один бог, даже Джалху, избранные сами творят свою судьбу. Но взамен они не могут плавать, а полное погружение в морскую воду блокирует их способности. - после окончания речи пророк взорвался кровавыми брызгами и был таков.
Первым и пока единственным обладателем пафос-пафосного фрукта стал молодой чеджи по имени Хе Рак, который всю свою долгую жизнь колесит по городам Нин-тая и даёт представления, на которых поднимает горы и городские стены, рвёт пасти экзотическим сэннам и котам, борется против сотен врагов - и всё это только в воображении зрителей. А всё остальное время атлет проводит с поклонницами. Хе Рак слывёт в народе величайшим героем Нин-тая.
А вот тентакле-тентаклиевый фрукт успел сменить много владельцев. Первой из них стала чеджийка лёгкого поведения из Нин-Мая[+15;+13], но вскоре её нашли с пробитой головой. Каменщик Ли Сип, используя фиолетовые клинки, становится великим скульптором. Ходят слухи, что он может создать статую быстрее чем джи успеет моргнуть. Наиболее известны его статуи Ван Ги, Сур Ло, Май Би, Пет Ри и Хе Рака. После его кончины фрукт доставляют в храм Тотуса в Ян Ди[+15;+14], где его хранительницей становится одна из жриц Тотуса, которая сходит с ума, осознав что сам Тотус не властен над ней, и бросается из окна. Фрукт попадает в пёстрый квартал, жители которого поднимают восстание. Стража безуспешно пытается справиться с ужасным тентаклиевым монстром с мечами острее сёгунского железа, и город достаётся пёстрым. В беспорядках погибло много жриц Тотуса, что укрепило власть правителей и не позволило жречеству вернуть былую власть. Пет Ри II осаждает Ян Ди, но стены города защищены магией. Новой столицей Нин-тая и резиденцией главное жрицы становится удобно расположенный в устье Нин-нэ Нин Май, взамен потерянному Ян Ди и ставшему окраинным Сур Гуту[+17;+12]. Ян Ди остаётся в блокаде, и с его стен периодически выпрыгивают обезумевшие жители. По рассказам, в городе царят тирания, беспорядок, голод и болезни. Через несколько десятилетий фрукт снова всплывает в предместьях Нин Мая, где какой-то крестьянин вырезает всю свою деревню и пытается прорваться в город, но стража его ликвидирует.
* чёрный сёгунПоначалу никто не заподозрил ничего страшного в том, что наследник рода Мацу был укушен чак-котом - всё шло своим чередом, а мальчик рос здоровым. Но все, кто были рождены от него, имели тёмную кожу и такого же цвета волосы - все признаки чак-чака. Все его потомки обладали вздорным характером и были жестоки - одним словом, никто не был хорошем кандидатом на то, чтобы наследовать престол. Роман Кайтен, придворный лекарь сёгуна увидел во сне кое-что особое - как приготовить чай, который лечит от болезни Чак-Чак. Для приготовления чая требовалось соблюдать множество ритуалов, получилась целая церемония, важна была и фаза лун. Чай не убирал черноту, но успокаивал, а дети рождались здоровыми. Роману удалось исцелить нескольких детей сёгуна, но старший, Борис Мацу, в гневе убивает отца и захватывает власть, а лечиться отказывается. Чёрный сёгун, по Чак-Борис, прослыл очень суровым сёгуном. Он мог в любой момент испепелить кого угодно из окружения, и приближённые начали разбегаться от него. Жители Эдо боялись попадаться сёгуну на глаза и покидали город. Надо сказать, Эдо[-11;+65] необыкновенно красивое место. Дворец сёгуна и храм Джалху построены из метеоритного железа, есть здания из серебра, серебра, яшмы и других материалов, всё это украшено самыми разными минералами. Сёгун мог в ярости уничтожить непокорную деревню и даже его гвардецам иногда доставалось. В центральной Япоруси начались волнения, карликусы думали, что сёгун сошёл с ума, и выбирали новую власть, где-то это были местные даймё, где-то старейшины или 4 владыки как в древние времена. В одной деревне сёгуном объявили кота. Чак-Борис не терпел нелояльность и жестоко карал непокорных. Им были полностью испепелены города Херосима и Нагасаки к западу от Эдо и разгромлено несколько княжеств, крупнейшим из которых было Токио.
* Япорусь после Чак-БорисаНо правление Чак-Бориса было недолгим. На смену ему приходит спокойный Михаил II Мацу, которого в шутку прозвали Михаил Романов, считая его марионеткой великого лекаря. Роман Кайтен убедил сёгуна издать указ, по которому все обязывались лечится от чак-чака, кроме особой группы, называемой джедаями. Так чайная церемония стала важной частью жизни карликусов Эдо. Михаил проводил мирную политику, не желая ничем напоминать Чак-Бориса. При этом в его правление независимыми от Эдо оставались самопровозглашённые сёгунаты Тояма[-13;+70] на востоке и Токанава[-12;+50] на западе и несколько мелких княжеств, многие из которых вновь подчинились сёгуну мирно. При следующем сёгуне, Алексее, Эдо покоряет Токанаву и прочие западные княжества. Большую роль в победе сыграли джедаи, а также джийские наёмники. Война с Тоямой не привела к полной победе, но примерно треть земель Тоямы отошла к Эдо. При Алексее с подачи Эр Эс Зэо вводится система Санкин Котай, которая обязывала провинциальных правителей даймё периодически прибывать на службу в город Эдо и проводить в нём определённое время. Требованию подчинились все даймё центральной и западной Япоруси. Правители дальнего востока присылали сыновей, ссылаясь на тяжёлую войну с раскрашенными карликусами. Большинство куринананских, цусимских, корейских и восточнояпорусских даймё бывали в Эдо не более 1-2 раз в жизни, а то и ни разу. Даймё Асуки, основываясь на слухах о Чак-Борисе, заподозрили, что сёгун хочет их испепелить и отказались подчиняться Эдо.
* деяния Эн-Эр-Эс и его потомковКарликус с необычным именем Эн-Эр-Эс родился в семье даймё при дворе правителя из династии Мацу, в момент визита ко двору. В связи с тяжёлым путём в своё княжество(хань) даймио решил остаться на год и построил малую резиденцию в Эдо. Сначала это была большая юрта из шкур, но позже сёгун помог со строительством. Через год он отбыл, оставив супругу с сыном на свою челядь.Позже отбыв год на службе отец вернулся и так повторилось 3 раза.Тогда отец сказал что юный Эн-Эр-Эс выдержит путь и семья отправилась к горным пределам в свои владения. Шли годы и вот Эн-Эр-Эс унаследовал пост отца. Во время трапезы явился пред ним Гэ-ша во плоти и изрёк: "ведай помыслы твои чисты- в твоей воле рабов возвысить до трудоустроенных заключённых""более никто не обидит дядьёв твоих и нянюшек твоих и другую челядь твою" "Я сказал- ты услышил.Так преломим же хлеб в знак союза." С появлением новых ткацких станков Эн-Эр-Эс ввёл новые виды налогов и один из них "волосяной налог" который взимался волосами карликусов или же заменялся адекватной денежной/товарной мерой.Далее Эн _Эр_Эс плавно начал наращивать сословие трудоустроенных заключённых за счёт рабов и осуждённых на смерть и катаргу а также пленных из других народов.За 5 лет до смерти своей Заложил Эн-Эр-Эс в честь бога своего храмовый комплекс Ав-Ба-За[-14;+76]. У карликусов Джалху считается отцом всех богов, так что соседи и сёгун считали Гэ-Ша сыном Джалху. Эн-Эр-Эс любил свою старшую дочь ,позволил ей иметь гарем из мужчин и женщин и даже советовался с ней выбирая ей мужа.Но муж не был ею любим она сознательно выбрала талантливого мужа а не любящего.Звание Даймио перешло от её отца к мужу но всё наследство досталась ей и она правила своим "хань" твёрдой рукой. Не желая уязвлять гордость мужа и прознав о недуге наследника "трона"-Эр-эс Зэо договорилась с мужем что правит год провинцией она а через год он и он в свободный год отъезжает в Эдо помочь династии Мацу.Так и повелось ,возможно выражение любиш котитцу люби и санночки возить пошло с тех пор. В своё время Эр-Эс-Зео укрепляла храмовый комплекс отца, населяла его людьми. Первенец Эр-Эс-Зео Эс-Тэ-Гэ унаследовал титул но его талант мага сослужил плохую службу для него в возрасте 28 лет он скончался надорвавшись при прочтении заклинания.Один из младших братьев Эс-Тэ-Гэ ,росший в гареме под именем Ку-За-Бо стал следующим даймио. Многое произошло в пору его юности но однажды он возжелал большего для себя-пожелал вернуть своего брата.Что-то пошло не так - брат уже не был прежним, он стал понимать нежить и нападать на живых карликусов, но вскоре был съеден котом.
* нинтайско-эдосские отношенияПосле основания Маат-то всё больше джи посещают Цусимские острова и Япорусь. В Нин-тае ценится сёгунское железо, но карликусы неохотно его продают. Зато золото, из которого в Нин-тае чеканят монету, в Эдо считается всего-лишь одним из редких драгоценных камней. Джийские наёмники участвовали в япорусских войнах на стороне сёгуна и получили в награду кучу золота, некоторые остались на службе в качестве гвардейцев-лучников. А в Нин-тае теперь считается, что на Япоруси повсюду золотые горы, а сёгун может в один миг испепелить целые армии. Нинтайцам понравился напиток из чая, а котов стали заводить себе аристократы для охоты и понтов. Карликусы Кореи по примеру джи стали заниматься клизоводством, выращивают клизы, подаренные сёгуну и вокруг Эдо. В Нинтае известно о паровых машинах Япоруси, но их устройство остаётся в секрете - учёные не спешат делиться знаниями с чужеземцами. При этом нинтайские ткани из вехты по качеству считаются лучше, чем япорусские. У карликусов ценится нинтайская керамика, а ещё им стала известна джийская сыродутная печь, корейские колонисты производят железные изделия именно джийским способом - сёгун далеко. Нинтайцы обратили внимание на качество эдосских кораблей, сделанных из прочного хентай-дерева, но джи считаются лучшими моряками. Иногда джийские налётчики разрабляют поселения карликусов на Цусимских островах, ошибочно считая их независимыми от Эдо. Нинтайцы заселили обширные земли южной Кореи, но и карликусы не стоят на месте, их поселения появляются на южных отрогах Ирдан. В отличие от джи, карликусы просто истребляют местных чеджи. Стало известно о существовании карликусов и в Элладе-Константинии, корабли элланов посещали их корейские колонии. Чак-Чак распространяется по Корее, отдельные заражённые встречаются даже в Сим-то.
* япорусско-каунмададские отношенияЧак-Заватна с островов Сат-Чак-Печук продолжают совершать набеги как на Япорусь, так и на Каун-Мадад. На восточной окраине Япоруси продолжается противостояние между эдосскими и местными карликусами, культура которых испытала каунмададское влияние, иногда в этих войнах участвуют и чак-заватна. На западной оконечности Каун-Мадада образуются племенные союзы для противостояния набегам. В восточной, а затем и центральной Япоруси начинают разводить корошитла, которых ценят за их шерсть.
* Эпоха Крови на Каун-Мададе и объединение цато-завакнаНеизвестный цато-завакна создал болезнь, которая изменяла тело существа, превращая его в чудовище, что жаждет плоти не-зараженных и развивается, поедая её. Эта болезни была привита им животным и вылита в реки, а потом - вколота себе. Так на Каун-Мададе началась Эпоха Крови, где мутанты и цато-завакна сражались не на жизнь, а на смерть, где сама природа разделилась на две части. Повезло, что болезнь не может долго жить в соленой воде и, следовательно, уйти на другие континенты. Однако не затронула болезнь и весь Каун-Мадад. Гонцы на чолокобло быстро разнесли вести о болезни по всем племенам. Жрицы ФезВели, узнав об этом, успели нанести специальные узоры на берега некоторых притоков Шауша-Кашака и полностью защитили от заразы Шацва-Цукш и более северные реки. Таким образом, болезнь затронула в основном запад Каун-Мадада, особенно бассейн Зигдиш-Дизага. От эпидемии пострадали миллионы цато-завакна - кого-то съели ужасные монстры, многим приходилось переселяться в другие земли, бросая дома, начались войны за землю между беженцами и аборигенами. Цато-завакна начали объединяться для противостояния угрозе, и оказалось, что группе воинов не составляет большого труда расправиться с монстрами, которые не отличаются большим интеллектом, особенно если в племени есть оружие и доспехи из золота или меди. Также в это время по Каун-Мададу распространяются луки, заимствованные у карликусов.
Вне оставалось незамеченные и распространение чак-чака. Все относились к чудной болезни по разному: кто-то воспринял её нормально, мол, заражённые корошитла это нормально, пока они накидываются лишь на непрошеных гостей, другие же считали его проклятием, ниспосланным Чак'Ла на землю, дабы испытать людей. Последних оказалось куда больше, но немногие решались на открытое противостояние болезни - обычно людей и животных с уже проявивимися чертами выгоняли из общины, но лишь несколько племён[-5;+145], вставшие под знамя вождя Каца-Фурака и переборовшие свою миролюбивую натуру, ввели политику нетерпимости к Чак-больным - каждый, кто болен Чак-Чаком должен был быть уничтожен, дабы не продолжить свой проклятый род. Позже именно воины Кац-Фурака стали самыми яростными борцами с монстрами, прочёсывая все леса и заходя в священных походах на многие недели пути от своих домов.
Тем временем Туцек-Рупча, глава Центрального племени[0;+150], решил организовать первый большой съезд вождей и жриц. Несколько десятков глав из разных племён были приглашены на встречу в Центральном племени, дабы обсудить другим другом самые разнообразные вопросы и перенять опыт друг друга. Там же был решён вопрос Чак-больных - изгнание было признано достаточной мерой. Впоследствии, такие собрания начали проводиться на постоянной основе в определённые фазы лун. Центральное племя успешно боролось и с монстрами, его влияние распространялось даже на нижнее течение Шауша-Кашака. Столь сильное племя напугало соседей, и они стали тоже объединяться, принимая изгнанных чак-больных, так что центральное племя оказалось окружено враждебно настроенными племенами.