|
|
Подготовка модуля. Переделать для боевого модуля - Усталость и нагрузка
- Пешее перемещение
- Стрельба
- Перезарядка - Рукопашный бой - Рукопашный бой - особые случаи - Реакция - Зрение и слух - Нервы и адреналин - Огнестрельное оружие - Холодное оружие - Генерация персонажей - Коллекция предметов - Ранения - Первая помощь - Лошади и перемещение верхом - Чутье
Сделать с нуля для боевого модуля: - Счастливые подковы
- Короткие действия - Примеры ходов в боевом режиме - Памятка о стрельбе - Предметы в бою (лассо, динамит и т.д.) - Образец оформления квенты - Ранения - особые ситуации - Лошади: хлысты+шпоры, лошади в рукопашном бою, свешивание, подбор предметов
Переделать для социального модуля: - Режим общения - Лошади: небоевой режим - Карточные игры
Сделать с нуля для социального модуля: - Примеры ходов на взаимодействие с НПЦ - Всякое разное (финансы, крафт, лечение...) - Развитие персонажей - Наблюдательность и поиск улик - Коллекция предметов
Подготовка модуля Gunfight at Steadville: - Карта - Подковы - Преконстракты - Правила для вводных
Подготовка модуля Candle-City. Young bloods: 1. Сценарий: - Список сцен - 4 ветки - Общая канва - развитие событий (варианты) - Карты (городок + важные локации) - НПЦ, локации - Сцены, реплики
2. Сеттинг - - Язык - - Законы - - Регион - - Эпоха 1860-х - - Кэндл-Сити - - - НПЦ
- - Цены - - Фильмы и книги для вдохновенияИнформация к модулю: Старый Запад. Колорадо. У подножья Скалистых Гор приткнулся маленький городок. Он вырос за десять лет около станции дилижансов и парочки ранчо. Это настоящее захолустье — пока что нет ни суда, ни маршала, ни железной дороги. Нет даже борделя. Сельская школа, церковь, врач, пара магазинов, бар, он же отель для проезжающих — вот уже полгорода. Городок еще не видел жестоких перестрелок, сходящихся посреди улицы ганфайтеров и кровавых распрей. Три года назад закончилась война между Севером и Югом, но сюда долетело лишь ее эхо. Народ здесь живет простой и грубоватый — фермеры, ранчеры, работники лесопилки. Недавно еще приехала горстка охотников на бизонов. Не то чтобы в округе было много бизонов, но на восточных равнинах сейчас неспокойно — шайенны и арапахо все еще мстят белоглазым за резню на Сэнд-Крик. А здесь — тишина. Пока что.
Главные герои – четверо молодых людей. Сын многодетного фермера, которому надо определиться, хочет ли он чего-то добиться в жизни и каким способом. Дочь крупного (по местным меркам) ранчера — деспотичного хозяина и заботливого отца, быть может, слишком заботливого. Юная леди, которую стечение обстоятельств заставило приехать в Кэндл-Сити к дяде, никогда ее прежде не видевшему. Молодой игрок в карты, влипший в неприятную историю и залегший на дно в местном отеле, пока его друг утрясает проблему в Денвере. Все они молоды и неопытны. Всем им придется нелегко.
Какие нужны игроки: - С хорошим языком, погружающиеся в их мир, игроки, которым интересны их персонажи. - Регулярно постящие. Темп — пост в 2-5 дней. В боевке раз в 1-3 дня. Пожалуйста. Иначе далеко не уедем. - Лояльные). Которые помнят, что мастеру сложнее. - Надежные). То есть, готовые СТАБИЛЬНО играть, не соскакивая с темы, от года до полутора. Считайте это, пожалуйста, коммитментом. Как обычно, существует иллюзия, что "никто никому ничего не должен", но помните, что вступая в игру, все ставят на кон свою репутацию. Стабильно — значит, без затяжных перерывов, без "ой, у меня тут сессия, даже и не знаю, как я буду продолжать". Нужно, чтобы вы знали, что можете продолжать, хоть постом в один абзац. А если у вас форс-мажор, то в целом вы точно знаете, что ХОТИТЕ продолжать и сразу возобновите игру, когда он рассосется. - Не СЛИШКОМ свободолюбивые. Это не песочница. Есть сюжет, и он у нас — один, другого не будет, кончится сюжет — кончится модуль. Вы можете этот сюжет изгибать, преодолевать и даже где-то ломать, но вы не должны относиться к нему как к проблемке, которую надо решить, чтобы идти куда-то там "дальше". "Дальше" если и будет, то в других модулях. Поэтому пейте сюжет маленькими глотками). Проживайте его глазами и сердцами ваших персонажей). В то же время вне сюжета творите все, что захотите). - Не падающие в обморок от системы. Я сделал не самую простую и довольно объемную систему. Почему я ее сделал такой? Ну, во-первых, я ее делал не только для этого модуля, я планирую ее использовать в будущем, поэтому здесь есть куски, которые могут и не понадобиться. А во-вторых, потому что она будет применяться во всей красе 3-4 раза за модуль, и я хочу, чтобы в эти моменты было все детализированно и интересно, а не "кинь д100 — выиграл!" БОльшую часть игры большАя часть системы не понадобится. И конечно, я все объясню и скажу где прочитать.
Что бы я еще от вас хотел: - Взаимодействия со мной вне модуля. Скайп, вк, фб, можно даже телефон. И определенной открытости: если я вас чем-то обидел — говорите. Что-то непонятно — говорите. Что-то не нравится — говорите. Скандалить не надо, а высказаться - надо. - Я называю это "упругостью". Предположим, в сюжете есть "стена" и вы на нее наткнулись. Прикиньте, стоит ли бодать ее головой, прежде чем бодать. Можете даже спросить у меня, можно ли ее вообще прободать. Почему это важно? Потому что события могут развиваться быстро, и вы можете потратить много времени на что-то бессмысленное. И это вас разозлит, да и меня не обрадует. Да, это определенная несвобода. Но я и не обещал абсолютную песочницу. И, имхо так будет все же интереснее. - Помните, что ваши персонажи могут потом оказаться в других модулях. Если вы чем-то не воспользовались (связями, предметами, навыками) в этом модуле — они могут пригодиться в последующих историях. Не стесняйтесь брать что-то или делать с прицелом на всю жизнь персонажа. - Взаимодействуйте друг с другом сами. Дружите, ссорьтесь, обижайтесь, даже воюйте. Это та часть игры, которая принесет всем много фана, но которую я не сделаю за вас. И в то же время... в этой игре будут соло-ветки. Да, они будут переплетаться. Да, вы можете идти по сюжету вместе, объединяя усилия. Но готовой партии в традиционном понимании этого слова нет. Она есть ровно настолько, насколько вы сами этого захотите (и сможете).
Что предполагается: - История 4 молодых людей — главных героев. Это — готовые роли, в которые надо вдохнуть жизнь и допилить под себя. - НО! Игра И ради истори, И ради игроков. Вы — главные герои этой истории. Не всегда все будет получаться так, как вы хотите. И будут влиятельные личности, которые будут хотеть, чтобы вы делали то или это (в том числе, кхм, ваши родители!). Но это история про вас, а не про "крутых" НПЦ, у которых вы "на побегушках". История про то, как вы решаете свои личные драмы — на фоне общей канвы событий. - Еще планируется 2, может, 3 второстепенных персонажа. Они будут доступны не с самого старта. Про них разговор отдельный, написал ниже. - Место, где разворачивается наша история — сельская глушь. 40 миль до ближайшего относительно крупного города, в котором свои проблемы и до вас никому нет дела. Почти никому. А там, где происходит действие, пока нет ни железной дороги, ни толпы ковбоев, ни шумных салунов, ни роскошных борделей. Есть два небольших ранчо, несколько ферм в округе и маленький городок из двадцати домов, который вырос рядом со станцией дилижансов всего за девять лет. - НПЦ. Их относительно много, с ними придется взаимодействовать. Их хорошо бы запоминать. К счастью, у большинства из них будут портреты. - Атмосфера ревизионистского вестерна. То есть такого, который не классический (черно-белый, понятный, как кирпич, с Джоном Уэйном в главной роли), и не спагетти ("Хороший, Плохой, Злой", Клинт Иствуд, невероятная меткость + ультимативная жестокость, вот это вот все). А современный. Близко - ТВ-вестерны 1990-х и 2000-х годов и кино-вестерны 1970-х и 2000-2010-х годов. Вам это, наверное, ни о чем не говорит, хм. Ну, короче, реализм такой, с долей драмы, с красивыми пейзажами и не очень красивыми людьми. Я вам выдам списком, если интересно. - 18+. Чернуха — не самоцель, но если кого-то полоснули ножом по брюху — у него таки вывалятся кишки, а пуля в голову может вышибить мозги на стенку. А еще вашего персонажа могут изнасиловать. Правда, потом, возможно, мерзавца за это повесят. Фронтир йопта! А еще кое-кого из НПЦ наверняка убьют. Еще могут случиться дискриминация женщин и цветных, обсценная лексика, также модуль не является пропагандой нездорового образа жизни, в общем все как обычно.
Чего не будет: - Нагибаторского нагибания. Потому что персонажи — юнцы, и им еще много шишек предстоит набить. В то же время врагов можно перехитрить, победить, поссорить или убить. - Быстрого решения сложных проблем из серии "между А и Б я изящно выбираю ни А ни Б". Сложные проблемы быстро не решатся. Ненавидящие друг друга до коликов стороны не помирить котолеопольдовским "давайте жить дружно". - Мелочного загона по историчности. Да, дух эпохи важен. Важно, пожалуй, чувствовать суть персонажа (кто он, где, что представляет собой его мир?). Но мелкие огрехи можно поправить или "не заметить". И вообще, у нас выдуманный город. Личности ваших персонажей в целом важнее. А если у вас какие-то вопросы — смело спрашивайте. Вместе подумаем: либо разберемся, либо забьем на достоверность). - Некоторых стилистических штампов жанра вестерн, как-то: набИгающих толпами индейцев, пафосных муахахахаха злодеев, пребывающей под занавес кавалерии))). - Еще игрокам за персонажей-женщин надо понимать, что они женщины — то есть пока не имеют многих прав, которые есть у мужчин. Их задача — поддержка, убеждение, провокация, разгадывание тайн... а не размахивание револьвером. Вот так, да, крутые ганфайтерши остались в других модулях. Что, конечно, не исключает возможности засадить кому-то в лоб из маленького дамского пистолетика. Но... не перебарщивайте с этим, не бросайтесь грудью на амбразуру — вас скорее всего не поймут. В 1868 году женщины — все еще слабый пол.
По поводу персонажей на второстепенных ролях: - У меня их пока заготовлено две: крутой ковбой, друг главного героя, и проститутка. Они будут доступны примерно с середины игры. Это роли с большой сюжетной нагрузкой, пусть и второстепенные — т.е. их решения и действия могут поменять сюжет. Возможно, вы захотите подхватить кого-то из НПЦ и сыграть за него. В этом случае — скажите мне. Скорее всего, сюжетная нагрузка у них будет небольшая, но фан мы с вами получим). - Суть такая: вы играете В ОСНОВНОМ в сценах, где задействованы обычные персонажи. Может, я выдам вам пару личных сцен. И даже наверняка. Но суть в том, что вы не будете играть нон-стоп. Отыграли сцену — ждете, когда следующая нарисуется. - У меня будут ожидания, связанные с вашими действиями. Т.е. сюжетный смысл вашего появления в игре — помочь кому-то, или помешать, или рассказать, или сделать. Вы СМОЖЕТЕ им не следовать, в соответствии с отыгрышем и логикой персонажа. Но скорее всего я буду выдавать вам что-то вроде "задания" и даже рекомендаций, как его выполнить. Может, так и получится. Может, нет). Но задуманы вы как мои союзники в создании классной истории. Ну, а смысл вашей игры вообще — колоритно отыграть персонажа в паре сцен, получить от этого фан и апплодисменты). Сильно не напрягаясь. Ну, и пострелять/кулаками помахать, если представится такая возможность!) - Я понимаю, что кто-то подумает: "как так, что за роль второго сорта?!" Ну да, это второстепенные роли, "второго плана". Просто потому что я объективно не смогу рассказать полноценную историю для 10 игроков, а для 4 — смогу. Помогите мне в этом и получите фан в процессе). Будет классно).
Локация, местность, жители Кэндл Кэндл — маленький городок, находящийся у подножья Рокиз. В 1840 здесь обосновалось несколько охотников-маунтейнеров, хижины которых все еще можно найти на склонах гор. Название Кэндл городок получил по имени Кэндл Маунтэйн — самой высокой горы в округе, на вершине которой один из первопроходцев издали увидел костер. Затем через эти места проложили дорогу из Денвера в Колорадо Сити, а поскольку место находилось как раз на пол-пути между городами (около 35-40 миль до каждого), в 1859 здесь была создана станция дилижансов. Городок вырос вокруг нее перед самой войной: пара ранчеров переехала сюда, облюбовав долину Вулф-Крик (большинство волков уже перебили), а несколько фермеров выбрали это место, услыхав о найденных в горах золоте. Слухи не подтвердились, однако земля оказалась достаточно плодородной (особенно в долине), и городок понемногу разросся. Ранчеры очень хорошо заработали, поставляя скот и лошадей для нужд армии. Таким образом, большинство жителей живет здесь в течение 7-10 лет.
Кэндл располагается в округе Дуглас. Это очень большой округ, но крупных городов в нем нет. Его центр раньше был во Франктауне (там же, где мельница) на северо-востоке, но в 1865 переехал в Калифорниа Рэнч в 4 милях южнее. Из Кэндла туда прямой дороги нет, дорога составит около 25-30 миль. Большинство жителей там никогда не были, да и незачем — шерифа в округе Дуглас еще ни разу не выбирали. Кэндл в несколько раз больше, чем Калифорниа Рэнч, и, поговаривают, окружной центр со временем переедет сюда. Ближайшие поселения: небольшой поселок Касл-Рок в 12 милях на северо-востоке (16 миль по дороге), Седалия в 15 милях на севере, Рампарт Рэндж в 13 милях на юге. До Брекенриджа в горах на Западе около 120 миль.
Местность К западу от города поросшие деревьями отроги образуют небольшую долину, Вулф-Крик Вэлли. В нее с гор сбегает Вулф-Крик — ручей.
К востоку и югу от городка также есть невысокие горы: Грей Маунт и Твин Маунтс. К северу — несколько холмов.
В окрестностях городка протекают еще два ручья, Раккун-Крик и Уолнат-Крик. Они образуют небольшие пруды, которые не имеют своих названий, и небольшое озеро Раккун-Лэйк.
Земля здесь хорошая, но климат достаточно засушливый. Зато по весне с гор текут талые воды, и озимые всходят очень хорошо, а вот в июле-августе случается настоящая засуха: Раккун-Крик иногда пересыхает. Чинук когда помогает, а когда мешает земледелию. Лес в горах медленно вырубается. Подальше можно найти хорошие горные пастбища, но надобности в них пока нет ранчеры разводят в основном лошадей, у каждого самое большее сотни полторы коров, и в городке не так много скота, чтобы травы не хватало.
Жители В самом городке 25 домов, здесь постоянно проживает около 80-100 человек. В окрестностях разбросаны еще примерно 30 ферм и ранчо, на которых живет около 150-200 человек. В Кэндл есть следующие заведения: - Почта и станция для дилижанса (2 человека) - 2 магазина универсальной торговли (3+4 человека) - Бар (3 человека) - Отель, он же харчевня (2 человека) - Школа (1 человек) - Пресвитерианская церковь (1 человек) - Врач (1 человек) - Цирюльник + ванны (4 человека) - Конюшня и кузнечная мастерская (6 человек) - Мясная лавка (7 человек) - Булочная (6 человек) - Лесопилка и мастерская плотника (10 человек) - Прачечная (7 человек)
Локации: 1) Ранчо Ридов 2) Ранчо Кэмпбелла 3) Ферма Хендерсенов
4) Ферма вдовы Уолкот 5) Городок Кэндл-Сити - Почтовая станция - Бар Беннетта, отель Стёрбриджа и окрестности - Магазин Гриффина 6) Раккун-Лэйк 7) Сторожка на Вулф-Крик 8) Ферма Бруксов 9) Ферма МакТэвишей 10) Ферма Куперов 11) Ферма Картеров 12) Ферма Моррисов 13) Домик старика Филлипса 14) Укромное место Храбрецов Колорадо. 1860-е. Как все начиналось. Первая золотая лихорадка. Географически Колорадо разделен на две части тянущимися с севера на юг почти через всю страну Скалистыми горами (Рокиз). Вся западная часть штата — собственно, горы. Вся восточная часть — равнины. История Колорадо тесно связано с добычей золота. Поворотным в истории штата... стоп! Штатом Колорадо стал только в августе 1876 года. С февраля 1861 правительство признало Колорадо территорией. Но история началась еще раньше.
Итак, земли, которые сейчас принадлежат штату, тогда в основном пустовали. Мало кто рисковал селиться среди воинственных племен арапахо и шайеннов. Переселенцы ехали через эти места в Калифорнию, и, руководствуясь поговоркой "умный в гору не пойдет", обходили южную часть Рокиз либо через север (вдоль реки Северный Платт), либо сильно южнее. В 1850 один из переселенцев, некий Ральстон, зачерпнул лотком воды из ручья (который до сих пор носит его имя) и намыл почти 8 грамм золотого песка. Ральстон хмыкнул, пересыпал золото в мешочек и поехал себе дальше в Калифорнию. Но местечко не забыл, и 8 лет спустя вернулся. И началось. В 1858-60 в Колорадо нашли золото в нескольких местах. Во-первых, в северной части, где ребята из Канзаса основали городок, позже получивший название Денвер Сити. Рядом, на противоположном берегу ручья, тут же выросла "конкурирующая фирма" — городок Аурария (от aurum - лат. золото), но довольно быстро "победила дружба", и Аурария слилась с Денвером. В 1859 году золото нашли подальше в горах к западу от Денвера, в частности в Блэкхоке построили плавильню, позволявшую получать драгоценный металл из руды, а не просто собирать руками. Неподалеку от Денвера вырос еще один городок Голден (назван в честь одного из основателей, как ни странно), который стал перевалочным пунктом для шахтеров. Народу на территории прибавилось, и люди решили, что они теперь сами с усами: провозгласили неофициальную (не признанную правительством) "Территорию Джефферсон". Она захватывала часть территории Канзас на востоке, часть Юты на западе (в основном, горы), кусочек Нью-Мексико на юге и кусочек Небраски на севере. Все эти земли тогда тоже были еще только территориями. Территория — это такая область, живущие на которой признаются гражданами США (то есть, на них распространяется конституция), но не имеют права голосовать, хотя могут иметь представителей в Конгрессе (без права голоса). Впрочем, в Канзасе тогда шла своя маленькая гражданская война между сторонниками рабства и аболиционистами, так что на денверских нахалов махнули рукой. Да и Конгрессу было не до того. Прииски появились также еще западнее, в горах: в Брекенридже, в Сауф Парке, и, сильно позже, в знаменитом Лидвилле. В 1859 золото еще добывали в основном на поверхности. На самом деле, в окрестностях Денвера его было немного, но об этом люди еще не знали. В том же 1859, несколько прытких ребят из Денвера подсуетились, поехали на юг и на дороге, ведущей к горным приискам, примерно в центре теперешней территории штата, основали город Колорадо-Сити (тот, который сейчас Колорадо Спрингс), решив, что через них-то теперь вся торговля и пойдет. Но оставшиеся в Денвере не сидели сложа лапки, а к лету 1860 построили новые дороги к горным приискам, и главная движуха осталась там же, где была. Колорадо Сити, впрочем, стал столицей округа Эль Пасо, и тамошние жители решили работать в другую сторону — равнины-то к востоку от гор потихоньку заселялись, и поселенцам были нужны товары и услуги.
В Денвере и Голдене все было зашибись — золото привозят, торговля идет, дилижансы едут. В 1861 году правительство разрулило ситуацию: Канзас сделали штатом, Колорадо и Дакоту (она тогда еще не делилась на северную и южную) — территориями, а территория Джефферсон была упразднена (она стала округом Джефферсон). Границы были установлены, новый губернатор из Миссури — прислан, а всем недовольным предложили прокатиться в столицу территории, выпить там пивка и узбагоиться. Правда, в том же 1861 столицей сделали Колорадо Сити (1861), а потом Голден (1862). Смысл этих плясок столичного статуса от меня немного ускользает.
Гражданская война Пока шли все эти терки, началась война между Севером и Югом. Надо сказать, что изначально обе стороны планировали закончить войну месяца так за три, поэтому местные, увлеченные спорами о том, где быть столице, отвлеклись на нее не сразу. Впрочем, и в дальнейшем Колорадо гражданская война не затронула — боевые действия шли на Востоке. Территория поддержала Союз, хотя симпатии жителей не были единодушными, и добровольцы из этих мест сражались как за Север, так и за Юг. Но по сравнению с тем же Канзасом, где партизаны Контрилла и Джейхокеры уже вовсю резали друг друга и местных без разбору, жители Запада относились к таким вещам попроще: рассказывают даже историю, когда один наиболее ярый сторонник Юга поднял флаг конфедерации над своим домом, и городской совет Денвера разрешил ему не спускать его в течение суток. Тем не менее, правительство территории выдало на-гора два пехотных полка колорадских волонтеров, которые отправились драться за Союз. Правда, их содержание несколько подорвало экономику Денвера. Конфедерация не обладала мощной военной промышленностью, поэтому южанам приходилось закупать оружие за рубежом, а англичане весьма скептически относились к их слабо обеспеченной драгоценными металлами валюте (доллар КША к середине войны стоил около 5 центов золотом и продолжал падать). И, конечно, южане очень хотели получить доступ к колорадским золотым приискам. Поэтому в 1862 году техасские конные стрелки бригадного генерала Сибли и аризонские волонтеры двинулись на север через Нью-Мексико. Объединенные силы волонтеров Нью-Мексико и Колорадо при поддержке кавалерии федеральной армии дали им несколько сражений и нанесли решительное поражение в битве у перевала Глориета, которую потом назвали "Геттисбергом Запада". На самом деле северяне просто хитро и коварно разгромили вражеский обоз, после чего техассцы решили, что как-то дело не пошло, и отступили. А скоро южанам стало не до Колорадо.
Войны с индейцами Да и самим жителям территории тоже — пока на Востоке гремели большие сражения, здесь приходилось драться с индейскими племенами: шайенны были не слишком довольны притоком старателей и прочих переселенцев. Правительство пыталось решить дело миром (то есть обманом заставить вождей подписать договоры, текст которых был им непонятен, а затем заставить выполнять), но проблема была в том, что индейские вожди не могли лично отвечать за весь народ, а только за небольшие племенные группы. В ноябре 1864 году герой битвы на перевале Глориета, полковник Джон Чивингтон во главе колорадских волонтеров устроил дикую резню на ручье Сэнд Крик, напав на мирный лагерь шайеннов и арапахо. С невероятной жестокостью его "орлы" расправились с индейцами, убив около двух сотен мужчин, женщин и детей, а также восьмерых влиятельных вождей. Лагерь был расстрелян из пушек, а трупы жестоко изуродованы. Шайенны ответили многочисленными рейдами в 1865 году: они нападали на дилижансы, поезда, ранчо и даже форты. В основном все это происходило севернее и восточнее Денвера (а также в Вайоминге) — центральный и южный Колорадо эта война затронула несильно. Но надо сказать, что стычки с индейцами продолжались еще несколько лет и унесли много жизней с обеих сторон.
Кризис Военные расходы и истощение золотых запасов привели к снижению активности в регионе. Некоторые жители покинули Колорадо, экономика просела, процветали в основном пивные. Жестокий пожар 1863 года, когда выгорел деловой район Денвера, и наводнение 1864 года, когда разлившаяся река Черри Крик затопила Аурарию, нанесли огромные убытки, исчислявшиеся сотнями тысяч долларов. Впрочем, пожар имел и свои плюсы — после него в центре города запретили строить дома из дерева, и с новыми кирпичными зданиями Денвер уже стал смотреться не как лагерь золотодобытчиков, а как нормальный город. В 1865 случилось также нашествие саранчи, погубившее урожай. В общем, военные годы были для жителей довольно трудным временем — население столицы сократилось за пять лет примерно на четверть. Однако с завершением конфликта необходимость содержать войска за счет казны отпала, и бизнес снова начала развиваться. Тем более, что теперь через территорию должна была пройти железная дорога.
После войны В 1865 году жители Колорадо решительно проголосовали против избирательных прав для негров, индейцев и женщин. Но их ждали дела поважнее. Если до войны Денвер соревновался с Колорадо Сити, то теперь настало время побороться с Голденом. В 1867 году Денвер вновь стал столицей территории, и вроде бы все шло к тому, что новая трансконтинентальная железная дорога компании Юнион Пасифик пройдет через него. Но этим мечтам не суждено было сбыться: несмотря на активность индейцев, железнодорожники проложили рельсы севернее, через горд Шайенн, и это при том, что Вайоминг еще даже не получил статуса территории! Многие тогда считали, что дни Денвера сочтены, и без железки он потеряет свое значение, постепенно превратившись в город-призрак. Многие — но не жители Денвера! Подсуетившись, создав свою железнодорожную компанию и заручившись поддержкой конгресса, они начали строить ветки сразу в двух направлениях — на север к Шайенну и на восток в Канзас. Какое-то время Голден и Денвер вели "железнодорожную гонку": Денвер Пасифик и Колорадо Сентрал Рэйлроад старались обогнать друг друга и первыми дойти до Шайенна. К 1868 стало ясно, что денверцы выигрывают, и жители Голдена переключились на Западное направление, здраво рассудив, что проложить ветку к приискам тоже может быть прибыльно. Дорога Денвер-Шайенн и Денвер-Канзас были достроены в 1870.
Дальше было много всего интересного, но пока нас с вами это не касается.
1860-е в истории США (то, о чем ваши персонажи могли узнать из вчерашних денверских газет) 1868 год Был отмечен такими событиями, как Импичмент президенту Джонсону (процесс продолжался в январе-феварле, Джонсон все же дотянул до конца срока), принятие 14 поправки (всеобщее избирательное право, аннулируемое только по приговору суда, принята в июле) и президентские выборы в ноябре.
Стоп. В этом месте мне надоело пересказывать википедию, давайте я вам лучше своими словами расскажу про шестидесятые.
Вот как обычно себе люди представляют дикий запад? Индейцы, ну это понятно. Бизоны, вигвамы. Ок. А, ковбои! Обязательно должны быть лихие ковбои, которые вроде бы на ранчо, но по идее что-то куда-то там перегоняют... У них большие револьверы и пояса с патронами. И винчестеры еще, и лассо. Еще там пустыня, кактусы, сомбреро. Золото добывают с такими лотками, сидя на корточках. Хм... Еще шериф со звездой! И постер "Разыскивается" с плохо нарисованным лицом преступника и суммой в долларах. И бандиты с повязкам на лицах, которые грабят дилижанс или поезд. Еще там должен быть салун с дверями туда-сюда, и там красотки в пышных юбках задирают ножки под канкан. Еще должны быть какие-то злодеи побольше калибром — банкиры или железнодорожные компании, которые у кого-то что-то отжимают. Кстати, железная дорога уходит за горизонт, вся ткакая с проросшими былинками. Вооооот!
И надо сказать, что всё это, в целом несколько упрощенная, но верная картина! В том или ином виде все эти атрибуты существовали, возможно, не такие яркие и образные, не в таком масштабе, не такие красочные, а гораздо более будничные и хмурые. А где-то еще более впеатляющие, чем то, что нам продают под брендом "Настоящий Дикий Запад!" Кстати, именно потому что выражение "Дикий Запад" быстро стало использоваться для раскрутки всякого рода шоу и кинофильмов, я предпочитаю выражение Старый Запад. Оно звучит благороднее, менее пафосно, да и действительности соответствует больше.
Итак, эпоху Старого Запада можно условно (условно!) разделить на четыре периода: 60-е, 70-е, 80-е и 90-е. На самом деле можно провести границы более точно, но смысла я в этом не вижу, потому что любое деление тут будет условным, и какие-то знаковые события скорее не являются по-настоящему переломными, а только служат вехами, по которым можно судить об изменении экономических, социальных, политических и иных процессов, определявших облик Старого Запада.
Уф. Не заснули на предыдущей фразе?) Тогда дальше.
Конечно, отдельные атрибуты Старого Запада встречались гораздо раньше 1860-х. Войны с Мексикой и с индейцами, переселения целых племен в резервации (Чероки, например) и золотые лихорадки наблюдались и раньше. Собственно, Калифорния эпохи золотой лихорадки конца 1840-х — начала 1850-х была эдаким маленьким Старым Западом в миниатюре: вырастающие в одночасье города из палаток и маленьких домиков, насилие (в принципе, в Калифорнии уже были свои стрелки-ганфайтеры, только их никто так не называл), золото, огромные деньги, истории головокружительного успеха и полного провала, караваны переселенцев и так далее. Но это была довольно изолированная область, сильно отличавшаяся от остального Запада.
1850-е условно назовем периодом Начала эпохи Старого Запада. 1860-е — период Рассвета, когда (особенно после завершения гражданской войны 1861-1865) освоение новых территорий стало стремительным, мощным и неотвратимым. 1870-е — период Пика, период Перелома. Последние действительно масштабные индейские войны, 1880-е — период Заката. 1890-е — период Угасания. Этикет Этикет Хотя этикет на Западе и не был таким же строгим, как на Востоке, влияние Викторианских правил чувствовалось. Однако и забывать, что у нас тут глушь, а люди довольно простые, не стоит.
У нас в модуле, в основном, народ простой, и соблюдать эти правила не обязательно. Но нужно помнить, что в Америке, где четких социальных границ, обусловленных знатностью, формально не было, низшие классы охотно копировали модели поведения высших. Особенно это касалось правил относительно головных уборов.
Земля Согласно Гомстед-Акту (закону об общественных землях) с 1863 года любой человек, достигший 21 года, являющийся главой семьи (в том числе женщины) и не воевавший против правительства США, мог за регистрационный сбор в размере 10$ получить в пользование 160 акров ничейной земли. Проведя на земле 5 лет, построив дом определенных габаритов и создав так называемые "улучшения", заявитель (или его наследник, если заявитель к тому времени умирал) получал землю в собственность. Можно было получить землю уже будучи землевладельцем до общей площади в 160 акров вплотную к своим прежним владениям. Можно было также выкупить землю до истечения 5 лет по 1,25$ за акр, то есть за 200$, что являлось в общем, небольшой суммой, хотя для бедняка собрать ее могло быть трудно. Бедняки нередко создавали формальные улучшения, а затем, получив собственность, старались продать землю по более высокой цене.
Налоги В 1862 году Линкольн установил 3 основных налога: на собственность, на импорт и подоходный налог. Налогом на импорт облагались определенные категории товаров, они нас особо не интересуют. Да и вообще, скажу честно, международная торговля вам пока не светит. Ставка подоходного налога составляла 3% для лиц, чьи доходы составляли от 600$ до 10000$ в год, и 5% если доходы превышали 10000$. После войны ставку для всех уравняли (5%), а нижнюю границу установили в 1000$. Обычным ковбоям, зарабатывавшим 40$ в месяц, это не грозило. Да и вообще учет мелких доходов на фронтире, где у людей не было паспортов, был затруднен. В основном это был налог на бизнес: из 38 млн жителей США в 1870 году налоги заплатило только около 275 000. Налог на собственность — сложная тема. Поискав, я пришел к выводу, что этот налог отдавался на откуп местным властям. Например, в Сан-Фарнциско в 1873 он составлял 3-4% от стоимости собственности (насколько я понимаю, речь идет в первую очередь о земле и природных ресурсах). Стоимость земли, по идее, определялась по стоимости, указанной в купчей. Вообще надо отметить, что документов, удостоверяющих личность, не было, и я думаю, именно поэтому люди так дорожили такими вещами, как репутация и доброе имя — поскольку многое держалось на поручительстве и рекомендациях. Однако купчие использовались довольно часто. В частности, из-за повального конокрадства большое значение имели купчие на лошадей и скот.
Цены Фунт - 0,45 кг. Пинта (жидкая) - 0,47 л. Кварта - 0,9463 л (2 пинты = четверть галлона). Галлон - 3,79 л (8 пинт). Бушель (сыпучие тела) - 35,23 л. Бушель — это объем большой корзины. Акр (площадь) - 4046,86 м². То есть квадрат со стороной примерно 63,5 м и с диагональю в 90 м. В Англии считалось, что именно столько земли за 1 день обработает 1 человек с 1 волом. Унция - 28,35 г (= 0,063 фунта).
Еда в отеле: - Стейк с гарниром - 40 c. - Полный обед (стейк или бифштекс, гарнир, булочки, пирог, кофе) - 70-80 с в зависимости от блюда. - Похлебка или стью - 25 с. - Яичница с беконом, хлебом и кофе - 30 c. - Пирог, кофе - 15 c.
Бар: - Кружка пива - 15 c. - Стопка самогона - 25 c , бутылка - 2.25 $. - Ром, джин, мескаль - 30 c, бутылка - 2.75 $. - Благородные напитки - 60 c, бутылка - 5 $. - Кофе - 5 c.
Продукты в магазине: - Яйца - 40 c за дюжину. - Масло - 25 с за фунт. - Молоко - 10 c за галлон. - Мясо - 15 c за фунт. - Ветчина - 10 c за фунт. - Бекон - 10 с за фунт. - Бобы - 6 c за фунт. - Сыр - 16 c за фунт. - Мука - 6 c за фунт. - Кукуруза - 40 с за бушель. - Кофе - 50 c за фунт. - Чай - 3.5 $ за фунт. - Сахар (коричневый) - 18 c за фунт. - Сахар (рафинад) - 50 с за фунт. - Рис - 7 с за фунт. - Картофель - 12 c за фунт. - Соль - 40 с за фунт. - Лярд - 10 c за фунт. - Меласса (патока) - 30 c за галлон. - Галеты - 10 c за фунт. - Сушеные яблоки - 12 c за фунт. - Банка говяжьей тушенки (300 гр) - 30 c. - Банка сгущеного молока (300 гр) - 15 c. - Банка консервированных фруктов (300 гр) - 25 c. - Лакричные леденцы - 35 c за фунт.
Проживание, услуги: - Комната в отеле - 75 с за ночь без еды, 5 $ в неделю без еды; завтрак - 25 c в день, обед 60 c в день, ужин 40 c в день. Полный пансион в неделю - 12$. - Горячая ванна - 60 c в отеле в комнате, 25 c во дворе в прачечной. - Бритье - 25 с. - Стрижка - 45 с. - Мытье головы - 20 c. - Подстричь усы - 15 с. - Стирка, глажка - 10 c за простыню, 30 c за сорочку, 5 c за воротничок. - Подковать лошадь - 40 c за ногу, с учетом подковы. - Содержание лошади на конюшне - 35 c в день.
Одежда, снаряжение, инструменты: - Сапоги - 6-15 $. - Ботинки - 2.75 $. - Мокассины - 1 $. - Плащ - 10-15 $. - Пальто из меха енота - 40-50 $. - Бизоний плащ - 15-25 $. - Хорошие кожаные перчатки или теплые шерстяные руковицы - 1 $. - Рубашка - 1-3 $. - Пара мужского белья - 0.45-1.25 $. - 6 пар носок - 1 $. - Костюм тройка - 15-40 $. - Брюки - 2-4 $. - Шляпа - 50 c за соломенную, 1.5 $ за вул-хэт, 5-10 $ за войлочную шляпу средней руки, 12-15 $ за Стетсон или модный котелок из бобрового фетра. - Платье - 8-50 $. - Шаль - от 3 $. - Седло, сумки, сбруя - 15-30 $. - Кобура и перевязь - 3-6 $. - Шпоры - 1.5-2 $. - Обвалочный нож - 50 c. - Лопата - 1.5 $. - Лоток для промывания золота - 1.75 $. - Подкова - 25 c. - Мужской набор для ухода за собой (зубная щетка, одежная щетка, обувная щетка, расческа, бритва, бритвенный ремень, чашка и помазок) - 1 $. - Одеяло - 1.5 $. - Плед - 3 $. - Зонтик от солнца - 1 $. - Отрез материи, ярд: - - беленая бязь (сравнительно прочная и легкая хлопчатобумажная ткань, мало мнется) - 15 c, - - ситец (дешевая хлопчатобумажная ткань для белья и легкой верхней одежды) - 10 c, - - фланель (полушерстяная, мягкая, довольно теплая, но не очень прочная) - 13 с, – гингем (обычно клетчатая или полосатая хлопчатобумажная ткань) - 15 c, – кашемир (очень тонкая, мягкая и тёплая материя саржевого переплетения, идеально для шарфа, например) - 35 c, – деним (грубая, жёсткая, плотная, надежная – джинса она и есть джинса) - 14 c.
Припасы: - Мыло - 20 c за кусок. - Масло для ламп - 35 c за галлон. - Керосин - 45 c за галлон. - Уголь - примерно 20 c за суточную норму, около 80 $ в год. - Спички - 5 с за коробок. - Спички-люциферки - 25 c за дюжину. - Сигары - 2 c за плохую, 10 c за приличную, 50 с за очень хорошую. - Жевательный табак - 15 с за пачку. - Курительный табак - 25 с за пачку (хватит на десятка полтора самокруток). - Медвежий жир - 7.5 $ за галлон.
Оружие и патроны: - Патроны - 1$ за 50 пистолетных патронов, 2 $ за 25 винтовочных патронов (например, Шарпс), 60 с за порох и пули на 50 выстрелов из капсюльного револьвера. - Капсюльный револьвер - 8-15$. - Винтовка "Генри" - 36$. - Карабин "Винчестера" - 40$. - Карабин "Спенсера" - 28$. - Подержанный старый кавалерийский карабин - 3-5$. - Карабин Шарпса - 22 $. - Промысловая винтовка Шарпса - 50 $. - Ремингтон Роллин Блок - 60$. - Двуствольное охотничье ружье - 20-40$. - 1-ствольный деринджер - 4-5$.
Транспорт: - Аренда багги (небольшой рессорной повозки для 2-5 пассажиров) - 75 с на вечер, 3 $ на сутки. - Почтовый дилижанс до Денвера - 8 $. - Поезд из Омахи в Джулсберг - 9.5 $ 3-м классом, 17.5 $ 2-м классом. - Письмо в Денвер - 80 c доставка, 2 c конверт, 15 c почтовая марка. - Грузовая повозка - 150-200 $ за повозку, 10-12$ за брезент, 20 $ за амортизированное сиденье. - Покупка дилижанса - 1200-1500 $. - Багги - 50-90$.
Скот: - Курица - 0.75-1.5 $. - Свиноматка - 4-10 $. - Теленок - 3-5 $. - Годовалая телка или бычок - 12-20$. - Взрослая корова - 20-25 $. - Бык производитель - 70-90 $. - Плохая лошадь - 30-50 $. - Хорошая лошадь - 70-180 $. - Призовая лошадь - 250-400 $ - Пара рабочих волов - 150 $. - Пара мулов (упряжка) - 600-800 $.
Зарплаты: - Работник на ферме - 0.5-1.25 $ в день + стол. - Работник на конюшне - 15 $ в месяц. - Прачка - 8-12 $ в месяц. - Женская прислуга - 1.5-2.5 $ в неделю + стол. - Работник на лесопилке - 25 $ в месяц + обед. - Строитель - 15-20 $ в неделю при высокой квалификации. - Железнодорожный рабочий - 35 $ в месяц + стол. - Солдат - 13-18 $ рядовой, 15-20 $ капрал, 25-30 $ первый сержант. - Конторщик - 6-8 $ в неделю. - Разносчик газет в Денвере - 1.5-2.5 $ в неделю. - Шкуродер - 30 c за шкуру. - Бригада дровосеков - 60 c за шпалу. - Ковбой - 25-50 $ в месяц + стол. - Бригадир ковбоев - 40-100 $ в месяц + стол. - Городской маршал - 60-100$ в месяц.
Добыча на продажу: - Бизонья шкура - 2-4 $. - Унция золота - 16.2 $. - Оленья шкура - 2-5 $. - Шкура антилопы - 1 $.
Земля и имущество: - Дом средней руки (4 спальни, кухня и чердак) - 700 $. - Небольшой дом (2 спальни) - 300 $. - Хижина - 25 $. - Конюшня и колодец - 150 $. - Земля - от 2$ за акр за городом до 10 $ в городе. - Современное земледельческое оборудование (литой плуг, стальная борона, механическая сеялка, резка для корнеплодов, косилка, веялка) - 200-300 $. - Стул - 1.25$ - Керосиновый или масляный фонарь - 1 $. - Кухонная печь - 25 $. - Печка для отопления - 15-20 $. - Кровать, письменный стол или шкаф - 15 $.
Расходы: - Еда (при условии, что вы готовите сами) - около 1-1.5 $ в неделю не очень хорошего питания при экономной готовке, 2-2.5 $ - хороший стол. - Обучение ребенка в школе - 1.5 $ в месяц. - Визит врача - от 3 $.
Книги Книги: - Чарльз Портис "Железная хватка". Эта повесть — лютый, бешеный маст-хэв. Да и фильмы по ней сняли отличные, что старый, что новый. - О'Генри "Маркиз и Мисс Салли". Отличный рассказ о нравах ковбоев. - Зейн Грей "В прериях Техаса". Тягомотный роман об охотниках на бизонов. Как по мне — скучища, но дает понять, что из себя представляла эта адова работенка. - Брет Гарт "В приисковой глуши". Повесть о молодом учителе среди калифорнийских обрыганов. Калифорния — не совсем наша история, зато Брет Гарт жил и писал в интересующее нас время. - Марк Твен, "Приключения Гекльберри Финна". Тоже не совсем про Запад и не совсем про наше время, но все равно это отличная энциклопедия жизни довоенных Штатов, написанная аутентичным языком. Очень рекомендую, только читайте не сокращенную версию. - Уильям Фолкнер. "Непобеждённые". Еще одна повесть, написанная аутентичным языком. Там начинается во время войны, а заканчивается на послевоенном Юге. Что ценно — показан мир глазами ребенка, а ведь ваши персонажи — вчерашние дети. - Луис Ламур, "Конагер". Я не очень люблю Ламура, потому что персонажи у него плоские и прямолинейные. Но вот "Конагер" — отличная повесть. Может, потому что от третьего лица написана, а не от первого? Вводный пост мисс X Это было первое путешествие мисс X. Великий американский писатель Марк Твен однажды сказал: "Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре — что мало любили и мало путешествовали". Любовь — штука сложная, но вот что касается путешествий, вряд ли мисс X, или, по крайней мере, любая другая девушка ее круга, стала бы когда-либо с теплотой вспоминать об этой поездке. Денег на билет второго класса хватило только до Омаха-Сити, а потом пришлось пересаживаться в третий. Скамьи были жесткие и неудобные. Вагон представлял собой душную деревянную коробку, в которой пахло краской, кислым табаком за пять центов и немытыми телами. Битком набитый людьми из низов, многие из них не отличались трепетным отношением к личной гигиене или уважением к чужому личному пространству, этот огромный тряский гроб на железных колесах напоминал истории о судах работорговцев. Дети плакали, мальчишки гоготали, небритые мужчины зыркали из-под шляп, сморкались и вытирали пальцы о подкладки пиджаков. Пол бы покрыт табачными плевками, шелухой от подсолнечных зерен, грязными следами сапог. На одной из станций села женщина с младенцем на руках и сорванцом лет двенадцати, который сразу же снял башмак и начал изучать свою ногу через дыру в носке. Женщине было некогда делать ему замечания. Вдобавок к этому, иногда на стыках рельс вагон подпрыгивал так, что у мисс Х клацали зубы. А однажды он простоял полтора часа в чистом поле по неизвестным причинам. Еда в станционных буфетах обладала двумя существенными недостатками: была слишком дорогой и отвратительной на вкус. Разок заказав бифштекс, мисс X больше не совершала этой досадной ошибки, и ограничивалась в основном яичницей, ветчиной и кукурузой. К счастью, обстоятельства ее путешествия несколько отбивали аппетит. Перед отъездом мисс X наслушалась леденящих кровь историй про бандитов, грабящих поезда, и индейцев, снимающих скальпы с белых мужчин и похищающих белых женщин. Теперь, пожалуй, было бы даже неплохо, если бы ее кто-то отсюда похитил. Или хотя бы снял скальпы с наиболее беспокойных мальчишек. Но бандитов поезд, видимо, не интересовал, а индейцев она увидела только на второй день. Вернее, одного индейца. На маленьком полустанке, где паровоз притормозил, чтобы взять воду, к окну ее вагона подошел краснокожий. На нем был дырявый цилиндр, из которого торчало одинокое растрепанное перо, заплатанный пиджачишко и вовсе не было ботинок. Он постоял, безо всякого любопытства уставясь на поезд равнодушными мутными глазами, потом покачал головой, достал из кармана бутылку и чпокнул затычкой. Пока он подносил сосуд с огненной водой к своему испитому лицу, мисс X успела разглядеть его редкие гнилые зубы. "Необузданный дикарь" запрокинул голову, зажмурился и мелкими глотками принялся употреблять жидкий дар цивилизации. Тут раздался свисток, поезд тронулся, и индеец, так и не оторвавшийся от бутылки, поплыл в сторону и исчез за оконным переплетом. Испытывая все эти не самые приятные впечатления, мисс X наконец добралась до Джулесбурга. Этот маленький городок был рифом, о который разбились надежды жителей Денвера — как раз от него строящаяся ветка Юнион Пасифик свернула на север, в Вайоминг, по направлению к Шайенну. Все это мисс X рассказал попутчик, разговорчивый старичок со слезящимися глазами, отставной кондуктор. От Джулесбурга на Денвер ходил дилижанс. Мисс X нужно было пройти вдоль короткой улицы, чтобы добраться до места его остановки, и как назло за ней увязался неприятного вида забулдыга, сиплым голосом выражавший свое восхищение ее красотой и грацией. Комплименты сопровождались приложением руки к сердцу, ухмылками и запахом чеснока. Кроме того он порывался помочь ей донести саквояжи, что угрожало как ее репутации, так и сохранности багажа. Компания становилась, мягко говоря, навязчивой. На счастье мисс X шедший по улице навстречу джентльмен при золотых часах и пистолете, легким движением приложив руку к котелку, поздоровался с ней и двумя короткими фразами обрисовал перед ее преследователем как немедленные последствия, к которым приведут его дальнейшие "ухаживания", так и события, которые они повлекут в более отдаленной перспективе. Влюбленный почитатель Бахуса тут же ретировался, а джентльмен с подчеркнутой вежливостью предложил донести багаж до станции. Это было наиболее приятное из всех воспоминаний, которые оставило путешествие. От Джулесбурга до Денвера мисс X ехала двое суток. Днем внутри дилижанса было достаточно жарко, но возница хотя бы выдал ей пыльник — иначе ее дорожное платье пришлось бы выбивать каждый вечер, словно старый ковер. Мисс X досталось место спиной по ходу следования, но хотя бы со спинкой. От нечего делать она глядела в окно, на бесконечный простор Великих Равнин. Потом они дилижанс проехал мимо сгнившего остова старой конестоги, рядом с которой в траве валялся скарб переселенцев, брошенный много лет назад. Особенно жутко выглядело разбитое фортепьяно с провалившимися клавишами. Сидевшей напротив нее полной даме стало дурно, и по ее просьбе пассажиры-мужчины опустили кожаную штору. Остальная часть поездки прошла в тряском полумраке. Единственным развлечением оставались разговоры, но у всех от жары не было настроения для душевных излияний, и беседа не клеилась. Юная леди заночевала в Форт-Морган. Ей пришлось спать в кровати, где матрас покоился на сетке из веревок. Поганый кофе (от начавших, судя по запаху, скисать сливок мисс X благоразумно отказалась) и клопы послужили завершающими штрихами впечатлений, которые оставил этот маленький, затерянный среди прерий военный форпост, который, как объяснил пассажирам ехавший с ними капитан, армия собиралась оставить вовсе. Мисс X покинула это место без сожалений. Дорога до Денвера далась ей проще. Вечером на равнины опустился туман, ей стало очень зябко, но возница на ближайшей станции положил в ноги пассажирам деревянный ящик с углями, и мисс X согрелась, а потом даже задремала. Гостиница в Денвере оказалась уже поприличнее, хотя на ее скудные деньги было особенно не разгуляться: горничная, озвучившая цену в один доллар за горячую ванну в номер, одарила мисс X снисходительным взглядом, увидев признаки мучительные колебаний на ее лице. Мисс X все же решила, что к Дяде завтра надо приехать покрасивее, и ей принесли большую оловянную лохань, от которой заманчиво валил пар. Мисс X вышла из лохани чистой и благоухающей, как Афродита из морской раковины. Кровать была скрипучей, но дорога и горячая ванна так разморили юную леди, что она заснула, едва голова коснулась подушки. Денвер она толком так и не посмотрела — вечером сил только и хватило на то, чтобы добрести до гостиницы, а на следующий день едва хватило времени, чтобы привести себя в порядок и позавтракать: утренний дилижанс отправлялся в половине десятого. В экипаже помимо нее было всего два пассажира, и мисс X могла свободно выбирать место. Как только дилижанс вывернул на дорогу из-за здания гостиницы, в глаза ей сразу бросились синеющие в легкой дымке пики Скалистых Гор. На дальних, высоких вершинах все еще белел снег. Казалось, что от гор веет прохладой и свежестью, хотя на самом деле просто солнце еще не начало по-настоящему припекать. Почти всю дорогу мисс X могла любоваться грядой, ставшей еще более нарядной, когда солнце поднялось повыше, и снежные узоры на склонах засверкали еще сильнее. Дорога здесь была похуже, чем на равнинах, зато не такая пыльная. <Тут про попутчиков> К обеду дилижанс добрался до Седалии, и пока возница менял лошадей, мисс X съела жаркое из бизоньего мяса, выпила кофе и подсчитала свои скудные финансы. У нее оставалось семнадцать долларов и шестьдесят два цента. А от родного дома и матери ее теперь отделяли многие мили. Дороги назад не было. Около четырех часов Дилижанс скрипнул тормозом на станции в Кэндл. Возница помог ей спустить по откидной лесенке и любезно донес ее саквояжи до здания станции, а затем пожелал ей удачи и хорошего вечера. Мисс X огляделась. <Описание Кэндл глазами девушки с Запада>
Вводный пост Младшого Посевные в мае прошли хорошо. Бурая земля — не слишком сухая, не слишком мокрая — легко резалась плугом и проходилась бороной. Работали все: старшие братья вместе с Па распахали еще несколько акров и высеяли яровую пшеницу, овес, ячмень и кукурузу. На вас с Диком были картошка и бобы, а еще вы смотрели за свиньями и помогали маме в огороде. Не самая приятная работка! Но в конце, когда стало ясно, что посевная удалась, вам тоже дали проехаться на сеялке, в которую запрягли Ворона и Хитреца. Кроме того, к концу мая стало видно, как обильно взошла озимая пшеница — снега зимой навалило много, и чем больше он таял в марте и в апреле, тем больше силы набирали ростки. Если лето не будет засушливым, в июле они дадут великолепный урожай! Правда, лето по всем приметам обещало быть засушливым... Но несмотря на это настроение у всех было отличное. Снова пришло лето! Не надо ежиться у печки, ходить по талым сугробам. Пока не начнется покос и не созреет пшеница, вы свободны как птицы! Можно побродить по окрестностям, можно встречаться с друзьями, можно ловить рыбу, и конечно, дурачиться. Или придумать, как подзаработать. Но свобода оказалась мнимой. На следующий день после того, как вся техника (семенные ящики, тележки, сеялка для кукурузы и прочее) были убраны в сарай, папа запряг Бетси в свою легкую повозку и съездил в Денвер. Там он провел весь день и ночь, а вернулся только на следующий день к вечеру, ничего вам не сказав. Но вы поняли — что-то затевается. На следующий день, после завтрака Па сказал, что выкурит трубочку, а потом пойдет в амбар, и чтоб вы ждали его там. В амбаре было пустовато — зерно было либо продано, либо засеяно. У стены стояли вилы, грабли и деревянные лопаты для зерна. Бен сидел на дрогах, то и грыз ноготь. Вы с Томом завалились в копну прошлогоднего сена, оставшегося после зимы, а Дик пристроился в углу, обхватив руками колени. В амбаре было прохладно и хорошо. Па принес с собой ящик, но сел не на него, а на чурбачок. Это был простой чурбачок, но все знали, что это его чурбачок, и в его присутствии на нем никто сидеть не рисковал. Трубка торчала у Па из кармана. Она у него была самодельная, из кукурузной кочерыжки. Каждый год он выбирал себе несколько початков и до следующего урожая делал из них трубочки. — Вот что, мальчики, — сказал он дружелюбно, но серьезно. Па у вас был хороший. Строгий и упрямый — это да, зато неглупый, не самодур, как у некоторых. И сильный. Он был тут хозяин, он превратил эту землю в преуспевающий надел, он своими руками построил дом, в котором вы выросли, и он был в нем самым главным. — Хорошо мы с вами поработали. Может, заметили: семян я купил много. И распахали мы побольше. И новую косилку все видели? — тут все посмотрели на стоявшую в углу новенькую механическую машину, все еще пахнувшую краской и маслом, которую Па купил заранее, в конце апреля. — Мы с вами должны собрать просто отличный урожай. Просто обязаны. Много я вложил в него этом году. Но о делах попозже. Сначала подарки! Па открыл свой ящик и достал оттуда карабин! Это был настоящий кавалерийский карабин, с кольцом для кожаной петли, с затвором и мушкой и всем остальным, чему положено быть на карабине. — Бен! — сказал Па. — Ты уже взрослый мужчина, без всяких. Ты знаешь, что оружие — не игрушка. Это тебе чтобы кроликов стрелять и фазанов. Держи! Это карабин Джослина с Денверского арсенала. Бьет ярдов на триста. Стрелок ты сносный, а как заряжать тебе потом покажу. Том присвистнул от зависти. Бен взвесил оружие на руке и принялся его крутить со всех сторон и осматривать. — Вот это — дело! Спасибо, Па! Па уже смотрел на Тома, и держал руку в ящике, не доставая подарок раньше времени. — Это тебе. Я видел, у тебя сломался старый ножик. Тот, с сапожной кожей вместо рукоятки. У парня должен быть нож! Том просиял! Так-то он понимал, что до карабина не дорос еще, а вот новый ножик, да еще складной, фирмы Барлоу... Это было нечто стоящее! — ..., тебе вот! Развернул коричневую бумагу и увидел тускло блеснувшее в полумраке тельце — губная гармошка. — Не знаю, есть ли у тебя способности к музыке. Вот и проверишь! Затем он протянул сверточек и Дику. — Увеличительное стекло. Только пожар не разведи, — добавил он суховато. Все вы принялись разглядывать подарки, но оказалось, это еще не все. — Чуть не забыл! Это вот вам как говорится на карманные расходы. Зазвенело серебро. По доллару двадцать центов каждому — что ж, неплохо! Па немного подождал, пока вы спрячете деньги, рассмотрите подарки и чуток успокоитесь, и использовал это время, чтобы снова набить трубочку. — Так вот, ребятки. Это все не просто так. Я хочу сказать, вы молодцы, но поработать еще придется. Лето будет как пить дать засушливое. А у нас с вами наполеоновские планы, так сказать. Мы с вами будем делать эрлигацию. То есть, выкопаем канавы от ручья до нашего с вами поля. Вот так! Ручей течет вниз по склону, так что мы его направим, куда нам надо. И у нас с вами будет хороший урожай. Но сделать это надо до засухи. Начнем со следующей недели! Ух, и поработать придется, ребятки. Я на вас рассчитываю. Не подведите меня. Ну, теперь все, идите, отдыхайте. Вводный пост Красавчика Мистер F сидел за столиком у стены и раскладывал перед собой пасьянс. Мистер F был все еще очень молод, чтобы "Мистер F" подходило ему больше, чем просто FF, но это несоответствие вполне сглаживалось его солидным черным костюмом, элегантным галстуком и револьвером сорок четвертого калибра, рукоять которого выглядывала из кобуры изящно, и вместе с тем выглядела серьезно. Кобура была не слишком новенькой, какая бывает у стрелков-однодневок, но и не очень потертой — измочаленная ежедневными выхватываниями, растрескавшаяся на солнце кобура намекала бы, что юнец купил ее у какого-нибудь старика, взял в покер, унаследовал от дяди или что-то в этом роде. Короче говоря, вид у FF был вполне серьезный, и оттого местная публика не то чтобы побавивалась его, но слегка сторонилась и вела себя настороженно. Все, кроме группы молодых людей — судя по внешнему виду, охотников на бизонов. Эти делали вид, что не боятся никого и ничего, и сам черт им не брат. Правда, сейчас, в послеобеденное время, их обычно шумная, развязная и нарочито веселая, компания вела себя потише. Они оглядывали зал с ленивым равнодушием, потягивая тепловатое пиво из больших стеклянных кружек. На них были короткие куртки из оленьей кожи, давно не стиранные рубахи, пояса, отделанные бахромой в индейском стиле, а под рукой — здоровенные ножи и охотничьи винтовки. Один из них, по-видимому, главный, щеголял в мокасинах, но у остальных обувка просила каши. Некоторые украдкой прятали ноги за ножки стульев и столов. Остальная публика в баре вела себя и того тише: какой-то забулдыга мочил усы в углу, пара работяг, зашедших пропустить по кружечке, неспешно переговаривалась у стойки, с ленцой, без огонька спорили о чем-то сельские джентльмены лет сорока, по виду фермеры. Внимание FF привлек только одинокий мужчина среднего роста, спокойно куривший, облокотясь на стойку. Одежда его была добротной, простой, но не для работяги. Скорее он напоминал бригадира или управляющего. Шляпа была не новой, но в очень хорошем состоянии, с блестящим ремешком и крепкими полями. На боку его также висел револьвер — увесистый длинноствольный кольт, оружие, достойное руки всякого мужчины. К слову, руки у него были крепкие, мозолистые, тоже вполне подходящие для такого ствола. Часов на нем не было, но пряжка ремня блестела, как новенькая, рубашка была чисто выстирана, а высокие сапоги начищены и смазаны медвежьим жиром, хотя погода на улице стояла жаркая и сухая. На вид ему было лет тридцать или чуть поменьше — тот возраст, когда становится окончательно понятно, стал ли юноша мужчиной или ему уготована судьба великовозрастной размазни. Глядя на этого человека, FF, даже не перемолвившись с ним слово, скорее поставил бы на то, что перед ним мужчина. Волосы у него были темными, глаза ... (тут описание внешности, найди картинку) FF коротал в баре свои дни уже шесть дней, и за это время два-три раза видел ... у стойки. Начиная со второй встречи, незнакомец стал молча здороваться с ним, прикасаясь пальцем к шляпе. А сейчас, кажется, он ненавязчиво присматривался к новому лицу и оценивал его. При всей своей внушительности, мужчина не выглядел опасным типом. Хотя FF знал, что самые опасные как раз такими не выглядят. Снова вспомнились события недельной давности: июньская ночка, после которой ему теперь приходилось торчать в Кэндле и обращать внимание на всякого вооруженного незнакомца. Хотя FF в тот вечер и успел опрокинуть в себя стаканчик, все случившееся отпечаталось в его размягченной алкоголем памяти, как фигурный перстень, мгновенно оставляющий след на расплывающейся горячей капле сургуча. Он хорошо запомнил игру, расклад карт, лица людей, даже то, как падали тени. Не мог точно припомнить лишь одного: что заставило его взяться за револьвер и надавить на спуск? На втором этаже денверского игорного дома "Леди Фортуна" играли люди посерьезнее, чем простофили, которых местные "наемные" шулера обчищали на первом. FF попал сюда по протекции своего знакомого B. Обстановку в верхнем зале можно было назвать даже слегка роскошной: венские стулья с бархатной обивкой (слегка полинявшей, что было почти незаметно в темноте), мягкий свет керосиновых ламп зеленого стекла, тяжелые хрустальные стаканы, ломберные столики на причудливо изогнутых полированных ножках, картина, изображающая греческую богиню удачи. FF невольно оглядел бар, в котором сидел теперь. Сравнение было явно не в его пользу: стойка из простых, наскоро обструганных досок без намека на полировку. Глиняная, не эмалированная плевательница: на медную, денег что ли не хватило? Столы были изрезаны ножами, а каждый второй стул — колченогий. При этом забегаловка наверняка и не существовала столько времени, чтобы мебель пришла в такое плачевное состояние — должно быть, хозяин подсуетился и купил эту рухлядь в Денвере на аукционе. Слава богам, хотя бы пол был чистый. На стене имелась картина, но такая маленькая и невнятная, что лучше бы ее там не висело вовсе. Мазня изображала нечто среднее между сценой из библии, греческими мифами и эпизодом Войны Между Штатами — какие-то ветки, фигуры и развевающиеся тряпки. Подпись в углу маленького, шестнадцать на девять дюймов, холста, было не разобрать. Мысли упрямо возвращались к роковой игре. У FF в тот раз было три соперника — капитан с сабельным шрамом на щеке, быстроглазый коротенький господинчик в цилиндре, сдвинутом на макушку, и Керби Литтлтон, шулер средней руки, с которым FF свел знакомство в мае, тоже при участии B. Это была обычная партия со средними ставками. Гораздо примечательнее оказалась компания, игравшая за соседним столом: тощий азартный юноша с безумными темными глазами, спокойный, уверенный в себе усач, Генри Трант, слегка нервный типчик в кремовом костюме, и Уэс Бомон, совладелец "Фортуны". Уэс был сильно пьян, а типчик зачем-то привел с собой то ли жену, то ли любовницу, миловидную блондиночку, которая пила шампанское и то и дело обмахивалась белым веером, со слегка преувеличенным волнением следя за игрой. Знала бы она, что произойдет через четверть часа — забыла бы, как веером махать! Нельзя сказать, что FF знал Уэса, хотя его представляли, но слышал о нем достаточно. Уэс был как раз из тех опасных, что и выглядят соответственно — беспринципные, коварные, жесткие люди, не умеющие прощать и забывать. Его ледяные насмешливые глаза производили не самое приятное впечатление, а поворачиваться к нему спиной не стоило. В Преступном мире Денвера Уэс был на четвертом или пятом месте — у него, по слухам, имелась своя банда шулеров, мошенников и убийц, доля в трех-четырех бизнесах и нюх на все, что плохо пахнет. В начале одиннадцатого FF, между сдачами поглядывавший на соседний стол, понял, что Бомон крупно проигрывается, а выигрывает, судя по блеску в глазах и потному лбу, кремовый костюм. Этот человек явно оказался тут случайно, скорее всего был приезжим по делам, и Уэс с Трантом наверняка рассчитывали быстренько его обчистить, но джентльмен оказался вовсе не так прост, к тому же, видимо, ему чертовски везло. И тут, после очередного кона, Бомон вскочил, как ужаленный, опрокинув стул. Мгновенно его револьвер был обнажен и наставлен на мужчину в кремовом костюме. Блондинка вскрикнула, Трант вздрогнул, а кремовый вскинул руки. — Это мошенничество! Он мошенничал! В моем же доме! — кричал Бомон, тыча револьвером в бледное, потное лицо господинчика. — Не надо! Остынь! — пытался успокоить его Трант. — Ему просто везло. Мистер, оставьте деньги и уходите. — Ну, нееет! Не так просто! — хотя голос Уэса выдавал его волнение, рука с револьвером не дрожала, а указывала незадачливому игроку прямо между глаз. Но тут коса нашла на камень. — Позвольте! — напуганный, но и рассерженный тоже, возразил кремовый костюм, не опуская пока рук. Похоже, он принимал все за глупый розыгрыш. — Я не жульничал! Я играл честно! Я, конечно, могу уйти, но я играл честно! — Уэс, брось! Оно того не стоит! — пытался утрясти дело Трант, благоразумно, впрочем, поднявшись со стула и отступив назад. Руки он держал на виду. Бомон с полминуты соображал. — Мне очень жаль, — медленно и с издевкой сказал он, взводя курок. — Но ты жульничал, приятель. И тут с FF случилось странное — повинуясь неведомому доселе инстинкту он выхватил свой револьвер, здоровенный кольт, и пальнул по руке бандита, сжимавшей оружие. Сознавал ли он, что наживает себе этим врагов? Захотел ли поддержать мужчину, отстаивавшего свое доброе имя и готового за него умереть? Проявить лихость в глазах дамы? Или просто не хотел быть безучастным свидетелем хладнокровного убийства? Пуля ударила Бомона в предплечье: его рука, словно не принадлежащая ему, плетью мотнулась в сторону, а пистолет грохнулся на пол. Он сразу же схватился за нее и уставился на FF полными лютой злобы глазами, каких не бывает ни у одного зверя, а бывают только у человека. — Тыыыыыыы! — взревел он на весь дом, сверля в FF глазами дыры никак не меньше той, что оставила в его конечности кольтовская пуля. — Тыыыыы! Кремовый Костюм не стал дожидаться развязки, а вскочил и кинулся прочь по лестнице. FF же, сидевший в дальнем углу зала, попросту выпрыгнул в растворенное окно в объятия душной летней ночи. Скатившись по навесу крыльца, он приземлился на ноги, испачкав в пыли костюм. Его револьвер после меткого выстрела все еще дымился. Лошадь стояла за углом. На игорном столе, правда, осталась небольшая сумма денег, но участвовавший в такой переделке впервые FF совсем забыл про нее. Сказать по правде, он вообще не подумал заранее о том, как будут развиваться события после рокового выстрела. Конь живо донес его до кабака, где обычно проводил свои вечера В. Друзьями их можно было назвать с натяжкой, но кроме него в Денвере FF не к кому было пойти, хоть натягивай, хоть отпускай. Путано, но коротко, изложив суть дела, FF спросил совета. В., поразмыслив пару минут, сообщил свои соображения: спрятаться в Денвере будет трудновато, а уехать далеко — сложно при скудости средств, которыми располагал FF, да и небезопасно оставлять такого врага за спиной. Лучше, по мнению В., было залечь на дно в каком-нибудь маленьком городке неподалеку: Бомон не будет прочесывать их все подряд, и пара месяцев в запасе им обеспечена. Через неделю бандит немного успокоится, а В. осторожно подкатит к нему на предмет того, как уладить неприятную для всех ситуацию. В. предложил FF остановиться в Кэндле и пообещал писать ему при любой возможности. FF сердечно поблагодарил друга. Вся история так взволновала его, что без подобного совета он просто не знал, что и делать, и наверняка наломал бы дров. Попрощавшись, молодой человек вскочил на лошадь и помчался, на ночь глядя, прочь из Денвера, сперва на восток, доскакав до Ауроры, а затем кружным путем вернувшись на Южную Дорогу, дабы сбить возможную погоню с пути.
|