Сегодня будет заметка для самых юных игроков, немного объясняющая как работают кубики, теория вероятности и тд.
Первое, что стоит запомнить: кубики - это зло! Чистое, дистиллированное зло! Они никогда не выпадают так, как надо, особенно если очень надо! Единственная ситуация, когда кубик может упасть так, как вам надо(ха), это когда кому-то другому это поднасрет! Поэтому избегайте кубиков.
Второе, это законы теории вероятности. Тут все просто. Вероятностью события называют отношение кол-ва ситуаций выполнения события к общему кол-ву исходов. Так, вероятность выпадения на кубике четного числа равно 3/6 или 1/2, потому что у кубика три четные стороны, которые делятся на шесть сторон всего куба.
Если два события не могут произойти одновременно ну ни как, их вероятности можно суммировать. Например, шанс выпадения кубика шестеркой или единицой равен 1/6+1/6=2/6=1/3, потому что одновременно выпасть и шестеркой и единицой кубик не в состоянии.
А если события могут произойти одновременно, то надо умножать их вероятности, чтобы понять вероятность выполнения обоих событий. Надо еще не забыть умножить на кол-во сочетаний. Например, шанс выкинуть сначала четное, а потом нечетное на кубике равна 1/2*1/2, а если нам не важен порядок, то у нас кроме четное->нечетное есть еще ситуация нечетное->четное, те два подходящих сочетания. Тогда 1/2*1/2*2=1/2.
Если нужно узнать вероятность того, что событие непроизойдет, надо вычесть вероятность события из единицы. Например вероятность выпадения пятерки на кубике равна 1/6, а вероятность невыпадения пятерки равна (1-1/6)=5/6.
Есть еще детали, но они не так важны по-началу.
Третье, довольно очевидные ошибки, но не всем и не всегда. Ошибка Игрока, например. Если "правильный" кубик выпал хоть десять, хоть сто раз подряд шестеркой - это никак не влияет на следующий бросок. В целом, нарваться в очевидной ситуации на эту ошибку трудно, но при просчете сложных ситуаций бывают затупы, когда забывается, что было вначале, а что потом. Например, вы считаете с какой вероятностью выпадет две шестерки подряд. Как нам известно, это 1/6*1/6=1/36, но как только первый кубик выпал шестеркой нам нужно уже не 1/36, а всего лишь 1/6 для победы. А если первый кубик шестеркой не выпал, то мы уж точно не получим две шестерки.
Еще надо помнить Парадокс Трех Дверей. Не всегда если убрать один исход события он уберется и из удачных и из общего кол-ва исходов. Например, те же самые три двери: за одной гора золота, а за другими пусто. Вы можете выбрать одну из дверей, ведущий откроет не выбранную вами пустую и вы сможете выбрать дверь вновь. Вопрос в том, стоит ли менять дверь или оставить свой выбор... МЕНЯТЬ! Почему? Все просто: ведущий знает, где нет золота. А значит, "убирает" исход из общего числа исходов, но не из удачного. Если расширить задачу на 100 дверей все станет понятнее. Вы выбираете дверь, ведущий открывает 98 обязательно пустых дверей и позволяет вам снова выбрать. Шанс того, что вы выбрали нужную дверь с первого раза равен 1/100, а то, что вы не выбрали верную 99/100. Открыв 98 дверей, ведущий оставляет вероятность неправильного выбора той же самой: 99/100, тк он не кидает кубики на дверь, а точно открывает пустые. То есть, ваша дверь как была правильной с вероятностью 1/100, так и осталась, а единственная неоткрытая ведущим дверь теперь имеет вероятность 99/100 быть правильной. Еще проще игра выглядит на двух дверях. Если вы выбрали правильную, ведущий открывает пустую дверь. Если вы выбрали не правильную, то дверь остается закрытой. Тут, надеюсь, понятно.
Четвертое - это формулы комбинаторики. Их немного, но все в тельняшках. Точнее, в факториалах. Помните, что иногда надо умножить вероятность конкретного подходящего исхода события на общее кол-во подходящих исходов? Для того они и нужны - считать кол-во подходящих исходов. Их лучше гуглить, причем всегда, тк запоминать их идея на очень.
Из всего этого можно понять одну важную вещь, которую я оставлю на вас: 2д20≠1д40