Здравствуйте, с вами Ищущий и с вами рубрика "Агенты Моссада: Проявления сионистского заговора". Сегодня с вами мы рассмотрим достаточно широко известную в узких кругах игру Ostalgie: The Berlin Wall.
Лого игры. Сразу поясняет, о чем и про что игра.
Это одна из трех (в скором времени четырех) игр от разработчика KremlinGames (не путать с SovietGames!) и, по моему личному мнению и мнению части игравших, самая легкая (пусть и самая короткая) из игр в освоении и новичкам начинать следует с неё. Впрочем, вполне возможно, что это совершенно не так, оставлю это на вашу совесть.
Да, посмотрите на иконку, она прекрасна.
В чем суть игры: вы выступаете в роли руководителя одной из стран социалистического блока (а фактически – местной компартии) с 1 января 1989 по 31 декабря 1991 (можно и дальше играть, но ачивок вы не получите, а событий более не будет). На момент написания поста были доступны Германская Демократическая Республика, Польская Народная Республика, Чехословацкая Социалистическая Республика, Венгерская Народная Республика, Социалистическая Республика Румыния, Народная Республика Болгария, Народная Социалистическая Республика Албания, Республика Куба, Корейская Народно-Демократическая Республика и Демократическая Республика Афганистан. Также, судя по результатам пользовательского опроса, будет выпущено ДЛС, в котором будут доступны арабские социалистические страны – вероятнее всего, Сирия, Южный Йемен и Ливия (да-да, возможно, мы сможем сыграть за Кадаффи!), также, может быть Ирак, но вряд ли.
Карта военных блоков. В ней вы будете проводить очень мало времени, скорее всего.
Это достаточно любопытная стратегия в реальном времени, во многом вдохновленная достаточно старым жанром текстовых игр. Основная мякотка игры – события. Историчные и не очень. Некоторые "исторические" события могут произойти в другую дату или не произойти вовсе. К примеру, Китай гарантированно разгоняет выступления на Тяньаньмэнь в начале июня, однако вы можете не допустить Румынской революции в декабре 1989 и... Да, спасти Союз, в той или иной форме.
Одно из событий, которое гарантированно придет в процессе игры.
На каждое событие игроку необходимо как-нибудь отреагировать, нажав один из возможных вариантов. Доступность вариантов зависит от вашей дипломатической репутации (о ней ниже), страны, бюджета и силы ваших шпионских сетей. Изредка от каких-либо еще вещей, типа недовольства НАТО (злобный показатель, при распавшемся Союзе и >90 недовольства в вашу страну происходит приход крылатой демократии, даже если у вас есть ЯО, да, его тоже можно получить).
Экран политики ГДР. Можете менять генсека (только по событиям), предсовмина и второго секретаря (для нешарящих – в странах соцблока второй секретарь, как правило, был ответственен за идеологию).
Всего в игре существует 10 показателей, за которыми надо следить: недовольство НАТО, единство партии (если оно низкое – вас могут сместить, правда, если у вас сильная агентура или высочайшая поддержка народа, вы можете предотвратить поражение), одобрение СССР (если оно низкое, КГБ начинает на вас давить и работать против вас – благо, на радикальные действия из-за Горбачева и собственного нежелания они не пойдут), поддержка народа и вестальгия (два важных параметра – если первый низок, а второй высок, то народ может вас свергнуть), уровень жизни (единственное, что его нужно держать выше определенного значения, ибо иначе я не особо заметил хоть какого-нибудь его значения), дипломатическая репутация, бюджет (ваши деньги – очень важны, но если вы сумеете перехватить СЭВ, то игра становится радикально проще), агентурные сети (тут подразумеваются спецслужбы и в некоторых случаях армия) и стабильность соцблока (чем она ниже – тем вам сложнее будет удержаться, даже если вы ведете откровенно проамериканскую политику).
Экран технологий. В некоторых странах, добавленных ДЛС, технологии несколько отличаются.
На каждый из этих показателей влияют другие, ваши доктрины, глава страны, ситуация в мире и здания, которые вы можете построить, а также скрытые модификаторы от ивентов и вещей из блока "обзор". Да, в этом и заключается главная сложность – конкретные цифры вы видите совсем не всегда, однако они находятся эмипирическим путем. Это не баг, а фича, да, хотя в последнее время они делают игру проще, добавляя цифр.
Больше торговых контрактов – больше экспорт. Импорт, вероятно, зависит от уровня жизни или построек, но тут я совсем не знаю.
Другой сложностью игры выступает необходимость иметь минимальное представление об эпохе и лицах. Конечно, мне не пришлось лезть в гугл, но для человека, начисто незнакомого с темой, могут быть определенные затруднения. Третья сложность игры – некоторые важные моменты завязаны на конкретную дату и в некоторых случаях эту дату можно поменять. Впрочем, после первых пяти-десяти партий (благо, они не долгие – у меня одна ПОЛНАЯ партия, в среднем, занимает час, а проигрываю, обычно в первой трети игры), скорее всего, вы освоитесь.
Карта правительств. Синие – либералы (и проамериканские правительства), красные – социалистические страны, зеленые – реформистские, серые – авторитарные.
А теперь сладкое. ВОЗМОЖНОСТИ. Только здесь вы можете: присоединить ФРГ к ГДР, спасти СССР (пятью путями, плюс в пяти из них проводятся выборы нового главы Союза), создать Великую Югославию, победить в Афгане, объединить Корею, спасти Югославию, создать чехословацкую нацию, пересмотреть послевоенные границы, восстановить Речь Посполитую (в двух вариантах), автоматизировать экономику и внедрить Киберсин, разработать ядерное оружие, убить Дэна Сяопина... И сделать Польшу космической державой! Плюс, существуют чуть более попсовые возможности: возможность запилить себе чучхе в любой стране, стать фашистом (левым нацистом-штрассеритом для ГДР) и запилить Великую Венгрию. Ну и ходят легенды о мастерах, что смогли сделать генсеком СЕПГ Зигмунда Йена, но, увы, автор так и не смог повторить этот подвиг.
Верхний лист достижений. Да, товарищ Ж может стать президентом СССР! И у меня в большинстве случаев он им и становится.
Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение. Имеется возможность включить свою музыкальную сборку на каждую страну для большего погружении. Музыка прекрасна, но, увы, её мало: что-то около пяти-семи треков на каждую страну, а у Афганистана то ли одна, то ли две песни, плюс одна из них в таком себе качестве, даже для песни тридцатилетней давности. А на этом, пожалуй, завершу обзор. Лично мне игра очень и очень понравилась. Цена относительно низкая – около 500 рублей со всеми ДЛС. Впрочем, игра достаточно нишевая как по сеттингу, так и по самому жанру... Впрочем, лично я воспринимаю её как визуальную новеллу, хе-хе.