Священная ТарраГлавная религия в Эрроне называет Священной Таррой (на таннверском, от
тарр - четыре). Изначально эта религиозная школа называлась Верой Завершения и была одним из нескольких учений о Спасителе, зародившихся в Эрроне еще до Войн Отмщения.
Вкратце Вера завершения учила следующему:
- Изначально мир был однороден, и чтобы отделить свет от тьмы и хаос от порядка, Создатель разделил его на Хаос (Бездну) и Порядок (Высь). Души есть суть сгустки жизни, созданные Спасителем для наполнения Выси и умножения гармонии. Однако для достижения гармонии в полном ее многообразии Спаситель создал души во всех возможных проявления. Более совершенные души остались в Выси, менее совершенные притянулись в Бездну и были захвачены водоворотом Хаоса.
- Мир людей есть место между Высью и Бездной, возникшее по воле Создателя для того, чтобы несовершенные души могли вырваться из Бездны и попасть в Высь. Для этого души попадают в несовершенные тела людей и проходят свой земной путь.
- Чтобы достигнуть гармонии, человек должен завершить свои дела. Чем больше у человека незавершенных, неоконченных дел - тем больше вероятность, что после смерти его Душа вернется в Бездну и станет частью Хаоса окончательно. Чем больше завершенных дел - тем выше вероятность, что после смерти его Душа освободится и отправится в Высь. Праздный человек, не начинающий дел и не завершающий их, или человек, у которого поровну завершенных и незавершенных дел, может переродиться в мире, получая новую попытку. Душа человек, чьи дела, даже завершенные, порождают еще больший Хаос, попадет в Бездну, где будет терзаема архидемонами.
- Так как в бездне не может быть порядка, в ней нет и главы, но души первых людей, совершивших неугодные Спасителю дела (первого убийцы, первого вора, первого насильника, первого прелюбодея и так далее), попав в бездну, превратились в архидемонов. Точно число их неизвестно, так как пребывая в Хаосе они соединяются и разделяются друг с другом в нечестивом движении.
- Все дела человека имеют свой вес - великие дела приближают душу к Выси, мелкие дела лишь немного подталкивают душу к ней. Однако лучше много завершенных мелких дел, чем одно большое незавершенное.
- Если человек перестает волноваться и беспокоиться об исходе, пройдя через страдание и обретя смирение, это приближает его к Выси, так как дело "отпускает" его.
- Рождение ребенка есть дело, угодное Спасителю, так как позволяет новой душе попасть в Высь.
- Убийство является делом, неугодным Спасителю, так как не позволяет убитому завершить свои дела и спасти душу. Незавершенные дела убитого тянут душу убийцы в Бездну.
- Люди могут добровольно передавать дела и завершать их один за другого. При этом завершенное дело тянет в Высь обоих.
- В духовной практике было два главных таинства - Завершение и Принятие. Во время таинства завершения человек рассказывал священнику о своих завершенных делах, и священник, выслушав его, подтверждал, что дела завершены, закрывал ему глаза ладонью, символизируя этим признание дел богом. Во время таинства Принятия человек рассказывал о своих незавершенных делах, священник давал свои комментарии. Если человек смирялся, священник собирал его слезы, если он плакал (а если нет - ритуально проводил пальцами по его щекам), и стряхивал их на землю, символизируя этим смирение и отказ от продолжения дела (груз дела же уходил вниз, в Бездну).
- Чем больше препятствий преодолел человек по пути к завершению дела, тем больше его ценность. Но вовремя остановиться и принять, что ты не можешь это завершить, лучше, чем не завершить.
- Также практиковались медитация, посты и молитвы.
Вера Завершения быстро стала популярна в Эрроне, так как в отличие от языческих религий давала всем возможность достижения Гармонии после смерти, не требовала жертвоприношений и позволяла князьям легче управлять своим народом, ведь сопротивление порядку отдаляло людей от спасения. Говорят, что именно благодаря ей в Нарвории и Ольсвере (они тогда так еще не назывались) появились первые цари.
Однако существовало множество различных течений и местных адаптаций Веры Завершения, где-то она даже переплеталась с язычеством. Нашествие эльфов и последовавшие войны отмщения ввергли последователей в тяжелый кризис, так как множество людей погибало и попадало в плен, где и умирало без должного Завершения и Принятия. Кроме того, эльфы безжалостно истребляли жрецов Завершения.
Переломным стал момент, когда в течение пяти лет в разных концах Эрроны стали известны четыре сильных проповедника: Яндье, торговец из залива Нервштельь, Винфер, воин с северных равнин, Бериннэ, дочь князя из срединных земель, и Джовэ, писец с юга. Согласно канону Тарры, все четыре повергли в спорах многих хулителей веры, совершили чудеса и получили божественное откровение Спасителя. По крайней мере, так говорит Священное Предание. Так это было или нет, но все четверо были отличными ораторами и организаторами. Они встретились и быстро объединили усилия (место их встречи у подножья Видмоннских гор является главным центром паломничества Тарры). В спорах и беседах они смогли выработать догматы Тарры, а позже убедить князя Донберта обратить свое сердце к вере и поднять священное знамя над своей армией. Донберт одержал победу против эльфов, нанеся им первое тяжелое поражение в Рассветной Битве. Он воспринял это как знак свыше и сделал Тарру главной и обязательной религией в стране. Четверо проповедников короновали его как первого короля Ольсвера и продолжили свою священную миссию, а король Донберт стал первым Первосвященником Тарры.
Сложно сказать, что это было - божественная воля или просто удачное совпадение, но с тех пор Вера Завершения, оформленная догматом Тарры, стала для людей Эрроны объединяющим учением. Постепенно все цивилизованные земли перешли в Тарру, отринув язычество, и даже эльфы приняли Закон Завершения после своего поражения в Войнах Отмщения.
Считается, что после смерти четыре проповедника не вознеслись в Высь, а остались в ее нижнем слое, дабы следить за людьми и помогать им распространять истинное учение.
Догмы Тарры касательно основных аспектов жизни таковы.
1. О других учениях:- Тарра есть единственное истинное учение о Спасении, а все остальные учения о богах и духах ложны, так как эти боги есть демоны Хаоса, явившиеся в мир людей, чтобы препятствовать их вознесению в Высь. Следует обращать язычников в истинную верую.
- Убийство язычников само по себе не является делом, угодным Спасителю, однако те, кто проповедуют ложные учения и проводят обряды, должны быть казнены или изгнаны из общины.
- Любое изображение Спасителя в любом виде кроме Неба, Света и Солнца является еретическим и должно быть уничтожено. Человеку спаситель явиться сам не может, так как лик его слишком огромен и непостижим, но он может послать своих святых, людей, чьи дела были настолько праведны, что нет никакого сомнения в их вознесении.
- Пути Спасителя не могут быть полностью поняты и осмыслены человеком.
2. О священниках:- Только священник Тарры может сделать другого человека священником. Это таинство называется Поручением.
- Священник Тарры перед посвящением должен пройти обучение у другого священника в течение не менее года, чтобы знать, как правильно принимать Завершение и Принятие.
- Поручить священника в архисвященники может только первосвященник, в случае чего тот должен пройти Священные Испытания.
- Тарра управляется первосвященником, который назначает четырех священных наместников (юга, запада, севера и востока).
- В случае смерти Первосвященника, все архисвященники выбирают нового из своего числа.
- Хотя король Донберт и объединял сан Первосвященника и королевскую власть, но перед смертью он сказал
как же я заебался, что эта ноша слишком тяжела для смертного, и потому священник не должен быть королем, а по строгому канону не должен быть правителем вообще.
3. О расах и существах:- Тарру могут исповедовать все разумные существа, но только те, в ком нет иной крови, кроме человеческой, могут быть архисвященниками. Священником же может стать тот, в ком не более четверти иной крови.
- Прочие расы - воплощение в мире тех душ, которые уже не прошли земной путь однажды, поэтому они несут на себе печать Хаоса и попасть в высь им сложнее.
- У неразумных животных, растений и камней нет души, они служат лишь инструментами для прохождения человеком своего пути.
4. О человеческих потребностях: - Все потребности человека разделены на высокие, обусловленные стремлением души к Спасению, средние, обусловленные наличием тела, и низкие, обусловленные тем, что душа какое-то время пребывала в Бездне.
- К высоким потребностям относятся создание и поддержание порядка, обучение, создание вещей, умножающих порядок (от сундука до законов), продолжение рода и воспитание детей, а также дела, полезные для всего общества. Связанные с ними чувства - спокойствие, уважение, желание развиваться.
- К средним потребностям относятся еда, тепло, сон, защита.
- К низким потребностям относятся удовлетворение похоти без создания семьи, безудержное веселье, тяга к острым впечатлениям, творчество, не направленное на увеличение порядка. Связанные с ними чувства - азарт, страсть, зависть, озорство, суетливость.
- Низким потребностям нужно сопротивляться, высоким необходимо следовать.
5. О мужчинах, женщинах, браках и рождении детей:- Женские души больше подвержены влиянию Хаоса, чем мужские, однако женщины могут попасть в Высь так же, как и мужчины. Лучший способ для этого - рождение детей.
- Брак есть союз перед взором Спасителя, и души, соединенные в браке тянут друг друга в Высь или в Бездну.
- Брак должен быть освящен священником Тарры (а по строгому канону - двумя).
- Брак может быть расторгнут либо по причине долгого отсутствия детей, либо по причине обоюдного желания двух супругов, если они докажут, что брак порождает в них обоих большее стремление к Бездне, чем к Выси. Если в браке рождаются дети, он расторгается только в исключительных случаях. Брак может быть расторгнут только архисвященником после тщательного расследования.
- Также брак может быть расторгнут, если одна сторона определенно (по мнению архисвященника) тянет другую в бездну, при этом вторая сторона не может компенсировать это своим стремлением в высь. В таком случае первой стороне повторно вступать в брак запрещается.
- Рождение детей есть священное таинство вступления в мир новой души. Новая душа должна приветствоваться священником Тарры.
6. О символах и книгах:- Священным символом Тарры является четырехсторонний узел, завязанный вокруг круга.
В старой стилистике, в мирской традиции и монашеской традиции.
- Священными жестами Тарры являются:
- - Четыре пальца, приложенные к голове, сердцу и животу (символизирующих разум, дух и тело). Можно приложить пальцы одной руки, но наиболее священным является приложение двух скрещенных пальцев на одной руке и двух скрещенных пальцев на другой, сложенных вместе.
Четыре пальца, положенные на голову другого человека, считаются знаком благословения.
- - Круг из большого и указательного пальца. В отличие от пальцев, круг к животу не прикладывается.
- - Два пальца одной руки, составленные с двумя пальцами другой, в то время как большие и указательные пальцы образуют круг. Это - монашеский узел, мирянам делать его не следует.
- Священное знание Тарры состоит из Священного закона (Восьмикнижия) и Священного предания (состоящего из пятидесяти шести других книг, повествующих о жизни святых, короле Донберте и законе Завершения до дара Тарры). Это священное знание добавляется каноническими житиями святых.
Драгоценная Книга Священного Знания Тарры из Большой Королевской Библиотеки. По краям - 16 символов Тарры с крестиками внутри, означающими 4-частное деление: 2 верхних символа обозначают Восьмикнижие, 2 нижних - 8 книг из Пердания о Короле Донберте и Архипроповедниках, а остальные 12 по бокам - прочие 48 книг Священного Предания. На обложке в центре - король Донберт, по углам - святые архипроповедники.
- Священной жидкостью Тарры является молоко, так как послание молока женщине, имеющей ребенка, является самым явным проявлением заботы Спасителя о людях. Но не надо все воспринимать так буквально! Молоко, прошедшее через тело женщины, уже превращается в земное, не совсем чисто, ага. Поэтому для таинств используется... рррразведенная водой известь!
- Священным животным Тарры является скворец, так как скворец сел на знамя короля Донберта перед Рассветной Битвой. Если сокол на охоте убил скворца, это считается очень дурной приметой.
- Священным деревом Тарры является можжевельник, так как под таким деревом король Донберт принял Согласие.
- Священные таинства также сопровождаются возжиганием свечей (так как свет есть атрибут Спасителя) и окуривание веточками можжевельника (в кадилах, ага).
7. О таинствах:- Поручение - принятие священнического сана от другого Священника.
- Завершение - разговор со священником о завершенных делах. С 7 лет положено получать 1 раз в 4 дня, можно и 1 раз в восемь дней.
- Принятие - разговор со священником о незавершенных делах, которые хочешь "отпустить". То же самое - 1 раз в 4 дня, можно и в 8 дней.
- Поддержка - помазание верующих Священным Молоком в конце службы, что символизирует призывание Спасителя обратить на них внимание и даровать им заботу и помощь.
- Слияние - так называется таинство, сопровождающее вступление в брак.
- Приветствие - освящение ребенка.
- Согласие - принятие ребенком догматов Тарры по достижении совершеннолетия или принятие его язычником или иным человеком, находящимся вне Тарры. Вступление в Тарру.
- Подведение - служба по покойному. Считается, что если не провести такую службу, его душа может быть захвачена демонами и не попасть на Священный Суд Спасителя, а сразу попасть в Бездну.
Designer's Note
Основные отличия Тарры от христианства.
- Вся философия Тарры сосредоточена не вокруг нарушения правил и возможности попросить за это прощение, а вокруг совершенных дел, и возможности получить за них шанс на Спасение, некое священное "очко". Рассказал священнику, что починил забор? Завершение и "очко". Рассказал, как высадил репу? Завершение и "очко". Ничего такого не закончил? А почему же? А что мог бы? Мог бы крышу починить? Ладно, почини крышу и приходи в следующий раз. Сочинил смешную песенку? Нет, брат, это не подходит. Женил сына? Молоток! Завершение, "три очка" тебе. Пошел войной на соседнего феодала и убил его? Ох, ну ты этим столько хаоса создал, еще и его дела тебя тянут в бездну. А подумай о незавершенных делах всех убитых воинов на этой войне. А, но ты при этом закончил старую вражду, и вообще тебя еще отец перед смертью просил ему голову отчекрыжить, потому что сам хотел но не смог? Ладно, на всякий случай давай проведем Завершение, какая-то часть зачтется и компенсирует весь разгром, который ты учинил. Ты виллан и трахнул дочку рыцаря? Чувак, да по тебе Бездна плачет. Значит так, завтра починишь церковный забор, начни с этого, там посмотрим.
- Нет греха и нет покаяния. Да, есть хорошие и плохие дела, но нельзя через покаяние и молитву отпустить грех. Что сделано - то сделано. Раскаяние - это полезно, чтоб не косячить в будущем, но оно не спасает от Бездны - только завершенные дела.
- Спаситель не являлся в мир (зачем бы?), и вообще он велик и непостижим - в этом отношении Тарра ближе к Исламу.
- Нет Сатаны, так как лидер означает порядок, а порядка в Хаосе быть не может.
- Нет заповедей как жестких установок и, например, прямого запрета убийства. Тарра скорее говорит верующему: "Вот примерно это приближает тебя к спасению, а вот примерно это - отдаляет. Думай головой, приближайся сам и не мешай приближаться другим". Это, конечно, в большей степени относится к знати, простым людям священники все разжевывают, как надо себя вести, а как не надо. Ну так и жизнь у них простая, хоть и тяжелая.
- Нет Страшного Суда и чистилища - каждый получает свой суд сразу, а не попавшие на суд души по каким-либо причинам возвращаются в Бездну. Поэтому лучше провести Подведение над покойным, так сказать на всякий случай. Вообще Тарра мало говорит о конце света - он описан в некоторых священных книгах, но по канону они не входят в Священное Предание. Заменой чистилища является реинкарнация.
- В христианстве первородный грех был искуплен Христом, что дало надежду на Спасение. В Тарре все души людей, которые находятся на земле - нечисты, и спасение они получают, проходя через земную жизнь. Грубо говоря, "если бы изначально ты был достаточно хорош, ты бы вообще сюда не попал так что не выебывайся".
- Нет борьбы между богом и дьяволом. То, что происходит - это процесс, запущенный Спасителем для своей цели создания гармонии, он завершится в любом случае. Если ему поможешь - будет тебе гармония, а если будешь мешать - будет Хаос и терзающие душу демоны. Короче, не выебывайся Поэтому нет и предопределенности: все зависит от тебя. Твоя жизнь - доказательство того, что ты достоин Спасения.
- Бог не посылает испытаний. Человек должен сам найти способ доказать, что он достоин Спасения. Поэтому трудности - это хорошо.
- Роль женщины гораздо ближе к роли мужчины - если роль Богоматери в христианстве была в рождении Бога, а среди апостолов женщин не было, то святая Бериннэ была ничем не хуже трех других архипроповедников и даже участвовала в священных войнах. Поэтому женщины могут быть священницами. Но все же из 4 архипроповедников трое были мужчинами, да и король Донберт был мужчиной, поэтому, женщина, скажи свое мнение, а дальше мужчина решит.
- В то же время для женщины лучший путь к Вознесению - рождение детей, это да.
- Тогда как в христианстве бог является в храм во время причастия, но в целом всегда и везде, в Тарре бог не смотрит на каждого человека постоянно. Священная Поддержка нужна в том числе для того, чтобы обратить внимание Спасителя на верующих и попросить его помощи, заступничества и поддержки.
- В Тарре мало постов (они очень короткие и скорее носят рекомендательный характер), но есть учение о медитации.
- В Тарре нет культа мученичества. Есть святые мученики, пострадавшие за веру, которые весьма уважаются, но сама по себе смерть и мучения не приближает к Спасению. Если ты обратил сто язычников в Тарру, а потом тебя убили - то ты большой молодец и точно попадешь в Высь. Но если первый же язычник вырвал твою печенку и сожрал - то ты что-то делал не так и не завершил дело, поэтому со Спасением, возможно, не получилось.
- Человек создан божественной волей, но не по образу и подобию бога, поскольку у бога нет тела. И вообще, многовато чести для человека было бы. Первых людей было не двое, а сразу много.