|
|
|
Без шуток. Самый главный инструмент любого марателя бумаги - это голова. Многие писатели не брали в рук книг на тему "как написать...", но всё равно стали писателями. Просто они много читали. И большинство людей, если возьмёт в руки такую книгу, скажет: "эй, я же это знаю! ой, и вот это!" Чем больше наш читательский опыт, тем больше мы анализируем текст. Причём, не обязательно осознанно, это может происходить даже на подсознательном уровне. Если ты прочёл действительно большое количество книг, тем легче тебе будет написать свою. Стивен Кинг авторитетно заявляет, что работа писателя - это много писать и много читать. Инструменты, о которых я буду иногда тут писать, не стоит воспринимать как "это подойдёт всем". Когда тебя в фирме обучают коммерческой схеме, обычно у каждой фразы есть 2-3 варианта. Так пишут специально, потому что порой фраза "не ложится на язык" у одного, зато у другого она звучит так легко и органично, словно он её и не заучивал. Все литературные приёмы и фишки тоже в каком-то смысле "методы продажи" читателю. С помощью них ты не просто украсишь текст, сделаешь сюжет лучше, а главное - доставишь читателю удовольствие. И он тебе будет благодарен. И каждый читатель, для которого ты постараешься, получит удовольствие в разные моменты. В каком-то смысле ты с помощью широкого ассортимента инструментов повышаешь свой шанс "продать" книгу как можно большему количеству людей. Причём, я говорю "продать" не в контексте "сунуть в руки и взять за это деньги". Продать - это взять деньги, безусловно, но быть уверенным, что твоему покупателю продукт понравится и что он к тебе вернётся. В маркетинге хорошей продажей считается не просто "втюхать" товар, а когда ты продал его клиенту, который точно понимает, что зачем и для чего он купил, оставшемуся довольным результатом, да так, что он к тебе вернётся и позовёт друзей. Вот это хорошая продажа. Понятно, что книга это продукт очень тонкий, субъективный. Симпатия к ней может быть связана не только с литературным опытом читателя, но и жизненным опытом, даже психологией человека. Каждому читателю, даже если ты чётко проанализировал и выделил "свою аудиторию", ты не угодишь. Но. Если в книге будет не просто монотонный текст, но различные красивые штрихи, его украшающие, читатель тебе вполне может простить моменты, которыми он не был доволен. Недавно я читала книгу, так как думала, что она похожа на мою. Оказалось, нет, но я её добила до конца из интереса. Было много ошибок и орфографических, и в логике мира, и герои картон. Конец "слит". Но вот один второстепенный персонаж был классный, плюс автор пишет хоть и очень простым языком, зато эмоционально. Это "держит". Да и сама история противоречивая, так что после прочтения было о чём порассуждать. То есть при том, что книга мне скорее не очень понравилась, чем понравилась... Я оставила положительный отзыв. Потому что держало, запомнилось, зацепило. Да, автору есть над чем работать, но там и без меня её поругали. Но я правда с удовольствием послежу, вдруг она "вырастет" и следующие книги будут лучше. То есть я хоть "продуктом" и не осталась довольна, но она мне "продала" и я все ещё её "клиент". А не было бы "фишек", клиент был закрыл книгу и ушёл. Как понять, что инструмент "работает"? Он должен улучшить текст или отдельно взятый фрагмент. Ты должен посмотреть на написанное "до" инструмента и "после". И сказать: "Вот теперь мне не стыдно показать это людям." Под спойлером будет пример, как появилось понимание, что у меня заработал "инструмент" создания персонажа. Я по-разному пробовала, но получилось именно "от канала восприятия" (пост 2 в ветке "Всё о персонажах"). Вдруг, когда я ещё не написала толком характер графа и мотивацию, не говоря о плане истории, он вдруг "ожил". Открыл глаза и заговорил. Начало у меня статичное, так что я на нём и тренировалась. Попаданка пока тусуется в 4 стенах (ведь нигде за 1 день на фигуристую женщину не взять одежду, обувь, плащ и вообще). На улице осень. Она сидит дома и пьёт с графом вечерами вино у камина, беседует. Она ему нравится, но он думает, что она замужем. Задача: написать несколько предложений так, чтобы показать читателю, что граф попаданкой всерьёз заинтересовался.
Сразу скажу, что за изначальный вариант мне сейчас очень стыдно. Здесь видно полное отсутствие моего понимания персонажей, созданных "от анкеты". Вот он. - Я лишь желал, чтобы Вы ревновали. Ишь. Желал он. Желалка не отвалится? - Я считал, что Вы замужем, и не мог заявить о своём притязании открыто. Потому решил вызвать в Вас ревность и посмотреть… О, пятый класс подъехал. И действительно. Пятый класс!)) автор точно ходит в пятый класс. Очевидно, это очень убого, картонно, и вообще неправда. А всё от того, что я "не вижу" глазами персонажа и в итоге пишу "рыжую для ректора".
А потом я пришла к другому "инструменту" создания персонажа. И вот что вышло: И тепло её руки, её «спасибо», её улыбка убедили графа в двух вещах. Где бы ни был муж Александры, кто бы он ни был, что бы ни делал, Кнат её не отдаст. А если она ему лжёт, и окажется, что она здесь не просто так, то он с ней хорошенько развлечется, прежде чем она умрёт в муках.
И пусть мне хоть кто-нибудь скажет, что в этой фразе речь идёт не про романтические чувства!)))
Эти отрывки были написаны с разницей в пару недель. То есть это не я слова в предложения складывать не умела, а потом внезапно научилась. Просто взяла в руку другой инструмент и им получилось. Какой вывод из всего этого. Инструментов очень много. Некоторые мы даже знаем просто на подсознательном уровне. Надо пробовать брать в руки разный инструмент и смотреть, что "легло" в руку, а что нет. И постоянно этот арсенал пополнять, чтобы совершенствовать навык и понравиться как можно большему количеству читателей. В этой ветке будет про то, что "легло в руку" лично мне. Что пришло голову. Может, даже просто какие-то наблюдения или интересные "фишки", которые мне понравились у других авторов. Ещё тут же будут мелькать некоторые инструменты продвижения писателя, тк реклама или самореклама - это тоже "инструмент". Как найти свои "инструменты"? Как минимум просто читать и анализировать, что именно тебе понравилось в прочитанном. Где тебя "тронуло", заставило затаить дыхание, где ты улыбнулся, где остановился и подумал о чём-то. И пробовать это применить у себя. Арсенал у всех разный, слог тоже, да и мысли. Так что взяв в руки "отвёртку" такую же, как у того парня, такой же текст ты не получишь. Бояться за "плагиат" не надо. Аберкромби много употребляет так полюбившийся мне инструмент "повтора", однако, никто не сравнивает его с Чарли Чаплином.
|
1 |
|
|
|
Самопродвижение и фансервис.
В нынешних реалиях новому имени выстрелить сложно. Но самый эффективный инструмент рекламы - соц сети. Сейчас многие соц сети не поддерживают Россию, все инструменты рекламы либо не работают, либо "битые", даже в ВК сейчас реклама работает некорректно. На мой взгляд, пока мы ждём как выкрутятся соц сети, следует готовить контент и искать блоггеров, которые обозревают тот жанр, в котором ты пишешь. Разбирать рукопись на классные цитаты. Искать на фотостоках тематические картинки. В конце концов, самому сделать фотки (музейные экспонаты, какие-то пейзажи и места. читателям будет интересно, что вдохновило понравившегося им автора).
Как основные площадки для себя я рассматриваю: - Телеграм. Из-за того, что ты там физически не можешь быть подписанным на 100500 каналов и за ними следить, обычно в подписчиках остаются только адекватные и действительно интересующиеся люди. Плюс там нет ограничения в контенте, как, например, в ИГ. Формат живой "ленты" удобен и нравится пользователем. Есть функционал онлайн эфиров в аудио формате с приглашёнными гостями. И крутая фишка, можно делать для читателей бесплатные "стикеры" со своими героями и залить туда. - ВК. Можно создать официальную группу, где размещаешь как оф информацию и анонсы (в закреплённых" сообщениях), так и доп контент, так и информацию для "донов". Группа для донатеров встроена в основную, просто будет в отдельной вкладке ленты. Я вот на одного автора подписана в виде платной ежемесячной подписки и мне прям нравится. Автор делится личным (как в первый раз озвучивает свою книгу) и много чем. Вк позволяет грузить фото, видео, большие объёмы текстов и тд. Удобно. - Инстраграм (ныне запрещённый, но везде доступный). Потому что там сидят блоггеры моего жанра. Либо я, либо издательство можем прислать им книгу на обзор и на рецензирование. - ТикТок. Я его ещё не юзала, но вроде есть информация, что с сентября месяца вернут оплату российским блоггерам, и все хлынут туда. Так что за этой возможностью я пока слежу.
Фансервис. Под этим словом я подразумеваю не совсем то же самое, что в кино или аниме. У писателей это некий контент, создаваемый автором специально для своих фанатов. Например, я встречала книги 16+, но там есть моменты, где подразумевается постельная сцена (персонажи поцеловались, легли на кровать, а потом наступило утро). Но самого описания сцены нет в книге, тк это 16+. Автор её может при этом написать и отдельно выложить на площадки (ВК Донат, Бусти, Патреон). Это фансервис. В качестве такого контента можно использовать очень много что. Постельные сцены. Удачные черновики, которые не вошли в сюжет книги (черновики вообще ни в коем случае удалять нельзя как раз из-за этого). Авторские фанфики - это популярная тема. Ещё, когда мир и история персонажей хорошо проработаны, ты всё-всё просто в книгу не впихнёшь, иначе это будет энциклопедия. Поэтому, стоит тоже все эти моменты оформлять именно в доп контент. Это будет интересно читателям, которым твой мир и персонажи нравятся настолько, что они следят за соц сетями автора. Это не говоря об артах, которые ты собрал или сделал сам для визуальной части постов. Музыка тоже здорово. Я собираю трек-лист, чтобы потом выложить под какую музыку какие главы я писала. Видела такое уже у пары авторов - классно! Вообще всё то, что происходит в процессе создания книги стоит фиксировать. Всё может сгодиться в доп контент. Но это про соц сети. А ещё есть вариант - фансервис в самих произведениях. Самый мой любимый пример фансервиса в произведернии - это трилогия "Неночь" Джея Кристоффа. (Он вообще мастерски ломает четвёртую стену, это его талант. Он иногда прямо в книгах обращается к читателю, чтобы пошутить. И это не "выдёргивает" читателя из повествования, как у других авторов. ) Что он сделал? Он убил одного из основных персонажей. Но фанаты очень хотели постельную сцену с его участием. И автор в последней книге в качестве эпилога... собственно, написал для фанатов неканоничную сцену. И, чёрт возьми, это было очень мило по отношению к фанатам! И они были очень ему благодарны. Вообще Джей Кристофф молодец, потому что пишет не для себя, а для читателей. Он даже менял сюжетные повороты в будущих книгах ради них. И фанаты его за чуткость и отзывчивость оооочень любят. Там такие арты и татуировки люди делают по его книгам - закачаешься! Я не могу сказать, что его книги очень сильно впечатляют, но они - стильные и написаны для читателей, для их удовольствия. У него самые крутые иллюстраторы, космические тиражи, и он позволяет себе даже издаваться в России. Недавно вышла его новая книга "Империя вампиров". Цена в розничных магазинах - 1300р. (В интернете по скидкам можно поймать за 800-900 р.) Сметают. Вот что бывает, когда пишешь для читателей, а не для собственного удовольствия "в стол")))
Мне кажется, что мир сейчас изменился, изменились люди, условия их работы, изменились принципы производства и продаж товаров. Изменилось и отношение людей к литературе. Сейчас авторам самиздата будет всё тяжелее. Я надеюсь, что те "крафтовые" авторы которые пишут малую форму, выкладывают рукописи на площадках или даже полноценно самоиздаются, вскоре придут к тому, что писать для широкой публики - не так плохо. Это даст возможность через площадки ВК Донат, Бусти и Патреон выкладывать своё "крафтовое" творчество за хорошие деньги.
Допустим, я автор "крафта". Что бы я сделала? Написала 2-3 "массовые" книги. Авторы "крафта" владеют языком, как никто. И мысли у них интересные. Я бы попробовала "выстрелить" книгами с интересными мыслями, написанными более доступным языком для широкой аудитории через издательства. Набрались бы подписчики в соц сетях. И тут появилась бы возможность показать им своё "крафтовое" творчество. По подписке можно было бы выкладывать свои рассказы, стихи. 1-2-3 в месяц. Допустим, подписка стоит 50р в месяц. И со временем у тебя наберётся 500 подписчиков. Какие проценты у площадок я пока не изучала. Но, допустим, если тебе будет прилетать каждый месяц по 20 000р - это плохо? Да в издательстве ты наверняка за тираж сборника рассказов бы столько не получил. А тут ты и любимец широкой читательской аудитории, и автор крафта, и вообще со всех сторон у тебя прибыль. Плохо? Мне кажется, что отлично. Просто мало кто хочет идти по такому тяжёлому пути. Который на самом деле не так уж тяжел.
Мы ведь больше не передаём друг другу книги из рук в руки. Мир изменился. Писатель тоже должен измениться, чтобы о нём узнали. Больше нет деления на "серьёзных" и "несерьёзных" авторов. Есть только две цифры, определяющие его успешность - количество изданных книг и количество подписчиков. Возможно, ещё количество экранизаций, но это не для начинающих. Таковы нынешние реалии. Те, кто принимают их - успешны. Кто не принимает - тех имён мы не знаем.
Возможно, кто-то из последних даже сидит и читает этот пост)))
В нынешних условиях используя инструменты самопиара и радуя фанатов контентом можно привлечь как можно больше читателей. Люди любят тех, кого знают лично в лицо (даже могут что-нибудь простить))). Мы определённо с большим удовольствием покупаем что-то у тех людей, которых знаем в лицо и лично им симпатизируем. У каждого из нас есть магазины, в которые приятно ходить, потому что мы там знаем продавцов. Тут похожая история. Мне кажется, что если "крафтовые" авторы покажут миру свои лица, пойдут навстречу широкой аудитории, то могут постепенно привить им любовь к чтению более сложному, более глубокому. Возможно, это произойдёт не сразу.
Но какого это. Вырастить своего читателя. Вот это было бы явление, я вам скажу. Я бы хотела такое увидеть.
|
2 |
|
|
|
Погружение читателя через 5 органов чувств.Это самый популярный и старый как мир приём, который можно встретить почти в каждой книге. Писатель погружает читателя в сцену, коротко описывая что вокруг происходит через обоняние, осязание, зрение, вкус и слух. Персонаж видит то-то, в воздухе стоит запах такой-то, с соседней улицы раздаётся музыка, а в лицо дует тёплый ветер. Вы поняли. Иногда задействованы все 5 чувств, иногда меньше. Но это позволяет эффективно окунуться в атмосферу текущего на страницах книги момента. Из недавнего приводят пример "Барселона под звуки смерти", где автора Анну Орехову хвалят за вот эти прекрасные атмосферные моменты. И она играет с ними не просто так, ведь её героиня теряет слух. Мне кажется, если герой книги имеет некоторое ограничение, то грех не пользоваться этим методом. Природа всегда компенсирует. Так у человека без зрения, может быть потрясающий слух. Можно очень здорово и атмосферно описать мир и происходящее вокруг. Но если мы говорим о персонаже книги, которая пишется для издательства, то тут лучше перестраховаться. Так Анна Орехова общалась с людьми, потерявшими слух, чтобы с своей книге быть достоверной. Это важно. Если в таких тонкостях ошибиться, читатели не простят. Но мне в голову пришло вот что. А если чувств больше? Под спойлером статья из журнала "Наука и жизнь": Ответ на этот вопрос может быть очень разным. Консерваторы вслед за Аристотелем говорят о пяти чувствах - слухе, осязании, зрении, обонянии и вкусе. Поэты настаивают на шестом, к которому относят то чувство прекрасного, то интуицию, то еще что-нибудь. Это неспециалисты. Но физиологи и медики тоже не согласны между собой. Самые осторожные из них насчитывают сейчас у человека только три чувства, самые радикальные - 33.
Действительно, мы нередко пользуемся чувствами, не входящими в список Аристотеля. Разве зрение, слух или еще какое-то из пяти чувств помогают вам выполнить распространенный неврологический тест, когда врач просит вас закрыть глаза и коснуться кончика носа то одним, то другим пальцем? А какие чувства из пяти мучают вас во время качки на море? Какое чувство позволяет определить, не слишком ли горяч чай в стакане?
Так сколько же все-таки чувств у человека? Смотря как считать.
Можно сказать, что чувств всего три: химическое (обоняние и вкус), механическое (слух и осязание) и световое (зрение). Реакция соответствующих органов чувств основана на разных физико-химических механизмах. Но и эти три чувства можно классифицировать более подробно. Например, вкус на самом деле включает пять чувств: чувства сладкого, соленого, кислого, горького и "умами" (японское слово, означающее вкус глутамата натрия - приправы, которая непременно входит в состав супов-концентратов). Несколько лет назад ученые выяснили, что на языке есть отдельные рецепторы для вкуса "умами". Французские физиологи недавно нашли рецепторы, реагирующие на вкус жира, и имеются они не только на языке, но и в тонком кишечнике (недаром хорошая порция масла клещевины, известного в обиходе как касторка, пробирает нас до самых кишок). Так что чувств вкуса у человека, скорее всего, шесть.
Зрение можно рассматривать как одно чувство - ощущение света, как два - света и цвета либо как четыре - света и основных цветов: красного, зеленого и синего. У лягушек и некоторых других животных в сетчатке глаз есть отдельные рецепторы, реагирующие на движение в поле зрения - еще одно чувство (у человека таких рецепторов, насколько известно, нет).
Возьмем слух. Это одно чувство или несколько сотен, по числу волосковых клеток во внутреннем ухе, каждая из которых реагирует на свою частоту колебаний? Интересно также, что в результате старения или некоторых болезней человек может потерять восприятие отдельных частот, причем остальные будут слышны по-прежнему.
Что касается обоняния - в нем участвуют не менее 2000 типов рецепторов. Среди них есть весьма специализированные, например реагирующие на запах моря, на запах ландышей. Считать ли эти ощущения вместе, единым чувством обоняния, или по отдельности?
Все мы способны ощущать температуру окружающих предметов, степень сгиба конечностей в суставах (что и позволяет с закрытыми глазами довольно точно найти пальцем кончик носа), чувствуем нарушение равновесия (что при качке приводит к морской болезни). Испытываем чувство пустого желудка или полного мочевого пузыря. А можно ли считать чувствами те ощущения, которые не доходят до сознания, поскольку в этом просто нет нужды? Например, человек обладает датчиком, чувствующим рН спинномозговой жидкости, но регулировка этого параметра происходит без участия сознания.
Возможно, в список стоит включить и чувство времени. Хотя мало кто из нас может без часов с большой точностью ответить, который час, многие достаточно уверенно оценивают протекшие промежутки времени, и все обладают внутренними биоритмами.
Даже консерваторы согласны с тем, что кроме классических пяти человек обладает чувством боли. А радикалы выделяют три болевых чувства: кожное, телесное (боль в суставах, костях и позвоночнике) и висцеральное (боль во внутренностях).
Сейчас большинство ученых признают существование у человека 21 чувства. Верхний предел пока не установлен. Мне кажется, если в это углубиться и подключить фантазию, то может выйти интересное. Например, как встанет с постели в 12 часов дня типичный "жаворонок" после ночной попойки? Как пахнет Новый Арбат для человека, у которого защемило шею? Как в знойный полдень человек в костюме из тонкой шерсти опаздывает на важную встречу? Ещё я бы добавила сюда настроение, а также уровень стресса. Человек, идущий по залитой солнцем летней пахнущей свежей выпечкой улочке, в добром расположении духа и обратном увидит её по-своему. Так и человек спокойный и с высоким уровнем тревожности и стрессом. Если мы описываем локацию не от лица рассказчика, а от лица персонажа, надо это учитывать. Как и учитывать то, что современный писатель не любит описаний пейзажей, как у классиков. Сейчас общепринято, что если подробно описываешь пейзаж, то это лишь для того, чтобы отразить чувства персонажа. А не ради красного словца. И вот тут этот метод "5 чувств" отлично поможет. А вообще метод не зря стал классикой. Он позволяет не только описать локацию и погрузить читателя, но и позволяет погрузить его туда в нужном настроении. Что вполне подчеркнёт и окрасит в нужные оттенки дальнейшую сцену. Надо пользоваться, тем более раз диапазон чувств так широк!
|
3 |
|
|
|
Пока я разочарована португальским виньо-верде (твою мать, малолактическая ферментация, чтоб тебя!), у меня назрел пост про другого рода разочарования.
Очень многие авторы и курсы настойчиво предлагают один и тот же совет начинающим писателям: "Если хочешь сделать читателю хорошо, сделай персонажу плохо." Иногда это имеет ещё и продолжение: "А потом выжди недельку, отредактируй и сделай персонажу ещё хуже".
Вообще, с одной стороны, это правильно. Чем больше ты усугубляешь ситуацию, чем больше "повышаешь ставки", тем больше читателя "держит" сюжет, тем читателю интереснее. В фэнтези без этого вообще никак, говорят. С другой стороны, сейчас есть тенденция на "лёгкое" чтение. Нон-фишкн, книги формата "куриный бульон для души" и всякие крафтовые авторы, которые пишут лёгкое, почти бесконфликтное чтиво по 100р. (у меня есть теория "уставшего читателя", но я, скорее всего, поделюсь ей позже)
Хороший коммерчески успешных пример постоянно повышающихся ставок - это фильмы Марвел, там постоянно ситуация усугубляется, и герой вывозит только в самом конце. Но я вам так скажу. На фильмах Марвел в конце я зеваю. Всегда. Когда бились за Нью-Йорк или били Таноса, я почти спала. Потому что это предсказуемо, и уже настолько плохо, что ничего больше не остаётся. Нет, фильмы Марвел объективно и конструктивно очень хороши. Но просто насколько актуальна сейчас эта схема "усугубления"?
Я на себя ориентироваться объективно не могу, тк в книгах и кино часто люблю не героев, а мелкие детали. Именно они мне делают книгу или фильм "вкусными" или наоборот.
Поэтому, давайте небольшой опрос в обсуждении. Я заодно посмотрю реальный охват тех, кто читает блог))) Какие вы в последнее время предпочитаете кино или книги? С сильным, ярко выраженным конфликтом или без оного? По шкале от 1 до 10, оцените насколько напряжённый вы любите сюжет?
Мне это действительно интересно тк моё мнение по данному вопросу не объективно. А здесь люди разносторонние, увлечённые нынешними книгами, фильмами, играми и тд. Думаю, средняя температура по больнице, если все выскажутся, будет объективной и достоверной.
Просто для меня в последнее время предпочтительны сюжеты, где всё гладко, а конфликт или переломный момент внезапно впивается, как игла. Так сильнее ощущается их острота. И мне читать такой текст в общем не напряжно, и я на контрасте чувствую важность и глубину тех событий, что заложил автор в основных сценах. Расскажите, что нравится вам?
|
4 |
|
|
|
Меня сегодня покусали адепты юнгинианской психологии. Вы наверняка слышали: ось эго-Самость, работа со сновидениями, коллективное бессознательное, архетипы. Хоть этот метод анализа и является устаревшим, сейчас он снова набирает популярность. Кстати, сейчас метод особенно привлек внимание творческих людей, так как архетипы - это тоже один из инструментов писателя.
Так вот. Мне очень понравилось, как метко выразился один юнгинианский лектор: "Произведение - это проповедь писателя". Невероятно точно. Автор является ярым сторонником мысли, которую он несёт в своём произведении. Он беседует с читателем, рассказывает, поучает, наставляет. Заставляет думать. Задумываться. Останавливаться.
Лектор также сказал, что хорошее произведение буквально погружает читателя в сон. Как во сне, человек должен увидеть ответы на свои вопросы, так и погрузившись в произведение, он увидит некоторую правду, некоторую истину. Жаль только, что после пробуждения, мы часто забываем свои сны, верно?))
Но всё равно я предлагаю запомнить эту мысль каждому, кто начинает писать. Ты придумал тему, она красной нитью пронзает всё повествование. Но соблазн отступить влево-вправо, порассуждать о том, о сём - будет. И в итоге твоя тема, твоя цель размажется, станет жиденькой, невнятной, грязненькой.
Твоя книга - проповедь. Не отступай от главной мысли, от главной своей цели. Ведь, когда читатель проснётся, вырвется из оков твоего произведения, он очень быстро многое забудет. А если главная мысль будет размазанной, то ему и забывать будет нечего.
И раз уж я тронула архетипы, то поцитирую кое-что с просторов. Википедия: Литературный архетип — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях. По определению литературоведа А. Ю. Большаковой, литературный архетип — это «сквозная», «порождающая модель», которая, несмотря на то, что она обладает способностью к внешним изменениям, таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро.
В соответствии с созданной К. Г. Юнгом аналитической психологией архетипические первообразы, праформы, или, в окончательном варианте их названия, архетипы, в совокупности образующие «коллективное бессознательное», сопровождают человека на протяжении веков и проявляются в образах, персонажах и сюжетах мифологии, религии, искусстве.
Литрес: Термин «архетип» предложил психолог Карл Густав Юнг в 20 веке. Так называют прообраз, сложившийся на основе человеческого опыта. Он характеризуется общими свойствами и признаками.
Понятие архетипа в литературе предполагает разнообразные толкования. Согласно общепринятой версии, под этим термином подразумеваются некие шаблоны, который автор берет за основу при создании сюжета, книги или образа литературного героя.
Архетипы персонажей в литературе помогают автору книги в создании литературного персонажа со сложным, противоречивым характером. У каждого из базовых прообразов есть как слабые, так и сильные стороны.
Архетипические персонажи В книге «Герои и героини» была предложена классификация литературных персонажей на разнообразные архетипы. Согласно такому подразделению, существуют: - женские персонажи; - мужские персонажи. Архетип в литературе порой бывает «смешанным» — пример подобного авторского замысла мы видим в произведении Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». В характере героини книги Оксаны сочетаются черты и «соблазнительницы», и «начальницы».
Литературный архетип — вещь относительная: образ героя может претерпевать значительные изменения по ходу развития сюжета. Наташа Ростова Льва Толстого сначала проявляет себя как «отважная девчонка», а затем предстаёт перед читателем в амплуа «утешительницы». Тем не менее, начинающим авторам будет полезно узнать об особенностях архетипов героев, описанных в книге.
Мужские персонажи Различают такие архетипы, которым соответствуют литературные герои художественных книг: 1 Начальник. Человек с сильным, мужественным характером привык все контролировать. Он требует повышенного уважения к себе, безусловного подчинения. Пример архетипа «начальник» — дон Корлеоне из произведения «Крестный отец» Марио Пьюзо. 2 Плохиш. Такой литературный герой харизматичен, умен. В глубине души плохиш сентиментален, добр. Его бунтарское поведение — скорее средство самозащиты от коварства окружающих. Пример такого литературного прообраза — Ретт Батлер из книги «Унесенных ветром». 3 Лучший друг. Такой герой всегда готов прийти на помощь, оказать моральную поддержку. 4 Очаровашка. К примеру, Остап Бендер в книге «12 стульев». Подобный литературный персонаж креативен, отличается остроумием, умело манипулирует окружающими людьми. 5 Потерянная душа. Герой книги Эдуарда Лимонова «Это я, Эдичка». Такой литературный герой привык жить прошлым. Он словно видит людей насквозь, отличается особой проницательностью, повышенной ранимостью. 6 Искатель приключений. Он изобретателен, бесстрашен, не привык сидеть на одном месте. Искателю приключений свойственно желание любой ценой докопаться до истины. 7 Профессор. Тот же Шерлок Холмс из рассказов Артура Конан Дойла. Это неординарная личность, обладающая глубокими знаниями в той или иной сфере, мастер своего дела, с головой погружённый в работу.
Женские персонажи В художественных произведениях встречаются разнообразные типы женских персонажей: 1 Начальница. Высокомерная и предприимчивая героиня резка в суждениях, требует повиновения от окружающих. Пример: царевна Софья из произведения Алексея Толстого «Петр I». 2 Соблазнительница. Представительница этого типа — Лолита из одноименного произведения Владимира Набокова. Как правило, это красивая и умная женщина, отлично знающая, как привлечь внимание представителей противоположного пола. 3 Безбашенная. К этому типу женских персонажей принадлежат импульсивные, словоохотливые дамы, привыкшие верить любому вранью. Такие представительницы прекрасного пола находятся во власти эмоций при принятии решений. 4 Отважная девчонка. Это цельная натура, которой свойственны такие черты характера, как дружелюбие, искренность. Отважная девчонка стойкая, храбрая, готовая оказать помощь в трудной ситуации. 5 Библиотекарша. Такой умной, начитанной женщине свойственен перфекционизм. Героиня этого типа нередко прячет свои чувства от окружающих, но в её душе могут кипеть нешуточные страсти. Пример — милая старушка мисс Марпл из произведений Агаты Кристи. В романе «Мать» Максима Горького встречается иной тип женского персонажа — «утешительница» (в образе Пелагеи Ниловны). У героини такого склада характера явная потребность помогать другим людям. Утешительнице нужно, чтобы в ней нуждались. Такая женщина всегда даст полезный совет, с лёгкостью идёт на компромисс. Как нетрудно догадаться, утешительница не выносит одиночества.
Сюжетные архетипы Существуют определенные сюжетные архетипы, которые периодически встречаются в художественных произведениях. Ниже перечислены основные их категории. - Взросление. Такой архетипический сюжет означает, что ребенок растет и постепенно познаёт жизнь (с ее тяготами и испытаниями). Яркий тому пример — художественное произведение «Приключения Тома Сойера». - Месть. По сюжету такой литературный персонаж в прошлом пострадал от действий коварных злодеев и теперь полон решимости их наказать. Основная цель, которую ставит перед собой главный герой, — восстановление справедливости. Пример использования сюжетного архетипа «месть» — книга «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма. - Жертвенность. Во многих произведениях художественной литературы фигурирует такой сюжетный архетип. Он означает, что герой книги принимает решение пожертвовать всем во имя благополучия своих близких, высоких идеалов. Именно так решает поступить героиня сказки «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена. - Загадка. Подобные сюжетные архетипы в художественной литературе подразумевают, что персонаж оказывается в запутанной ситуации. Читателю словно предлагается решить ребус. Но отгадка, как правило, лежит на поверхности. Такие архетипы сюжетов характерны преимущественно для детективов. В качестве примера стоит привести произведение Дэна Брауна «Код да Винчи». - Искушение. Согласно теории, архетипы такого рода предполагают, что конфликт произведения основан на эмоциях героев. Литературный персонаж не в силах противостоять собственным желанием. При этом герой отдаёт себе отчёт в том, что такое поведение может погубить его. Произведение Владимира Набокова «Лолита» проникнут подобными архетипическими мотивами. - Любовь. Герои многих художественных произведениях переживают сильные чувства и в итоге соединяют свои сердца, преодолев множество испытаний (альтернативные варианты: возлюбленные теряют друг друга, один из главных героев гибнет). Пример архетипического сюжета такого рода — произведение Александра Дюма «Графиня де Монсоро». - Открытие. Подобный литературный архетип — это, простыми словами, история о познании истины об окружающем мире, самом себе. В этой связи на ум приходит, прежде всего, книга Михаила Булгакова «Собачье сердце». - Преображение. Архетипический персонаж меняется в лучшую сторону. Причиной такого преображения становятся: обретение любви, признание новой идеологии. Пример использования такого архетипа в литературе — книга «Воскресение» Льва Толстого. - Преследование. Герою литературного произведения приходится скрываться от погони или, напротив, ловить преступника. Основные черты такого архетипа угадываются в произведении Федора Достоевского «Преступление и наказание». - Противостояние. Ключевой момент подобных художественных произведений — противоборство двух сил (не обязательно равных друг другу по силе). Пример такого противостояния в литературе — сюжет книги Бориса Васильева «Завтра была война». - «Из грязи в князи». Этот литературный архетип предусматривает историю падения или возвышения человека как личности. Пример произведения с подобным сюжетом — «Похождения Невзорова или Ибикус» Алексея Толстого. - Путешествие. Литературному герою довольно часто приходится отправиться в путешествие, чтобы найти важную для него вещь или встретиться с близким человеком. По мере прохождения сложного пути персонажи с завидным постоянством попадают в необычные ситуации. Такой архетип сюжета знаком многим читателям, увлеченным творчеством Джона Толкина, в частности, его книгой «Властелин колец». - Разложение. Сюжет произведения с такой авторской идеей подразумевает, что литературный персонаж постепенно деградирует. Именно так происходит в книге Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». - Спасение. Литературный герой оказывается жертвой, нередко получившей несправедливое наказание. В дальнейшем персонаж выпутывается из затруднительного положения либо самостоятельно, либо благодаря поддержке друзей. Характерные черты подобного сюжетного архетипа явственно прослеживаются в произведении Стивена Кинга «Побег из Шоушенка».
Несколько архетипических сюжетов в одном произведении Использование сразу нескольких архетипов помогает полнее раскрыть замысел автора. Яркое тому свидетельство — роман «Война и мир» Льва Толстого. Здесь мы видим переплетение сразу нескольких архетипов: «любовь», «жертвенность», «взросление», «противостояние», преображение". Основная тема произведения «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — жертвенная любовь. Но в книге, помимо этого, присутствует и активная борьба за справедливость.
Сюжетные штампы При написании литературных произведений рекомендуется избегать перечисленных ниже штампов: 1 Небесное создание, попавшее на землю, влюбляется в простого смертного. Альтернативный вариант развития подобного сюжета: представитель более развитой цивилизации испытывает глубокие чувства к девушке-туземке. 2 Литературный персонаж переносится в параллельный мир, где он становится волшебником, королем, богатырем. 3 Главная героиня влюбляется в злодея, понимая при этом, что подобный поступок может стоить ей жизни. 4 Наступает Апокалипсис, людям приходится жить в подземелье и вести борьбу с мутантами. 5 Герои пытаются завладеть волшебным предметом, способным изменить ход истории. 6 Персонаж книги мстит за безвременно погибших родителей. (вот тут я был поспорила. в янг адалте каждая третья популярная книга - это про пункт 3)
Любое литературное произведение так или иначе вписывается в один из базовых архетипов. Тем не менее автору нужно быть осторожнее со штампами: поворотами сюжета, неоднократно используемыми в книгах и кино.
|
5 |
|
|
|
К предыдущей заметке. Магистр высказал противоположное мнение. Я настоятельно рекомендую к прочтению!) Пост номер 3. ссылкаТут надо сказать, что в подавляющем большинстве случаев начинающие писатели не то, что не пишут... мягко говоря, они даже не мыслят, как Тургенев))) и вообще как бессмертные классики))) Моя позиция, как всегда, гораздо приземлённее и крутится вокруг коммерческих жанров: всякий ромфант, фэнтези и иже с ними. И именно вокруг начинающих авторов: среди них крайне мало тех, чьи книги не умрут через 10 лет. Вообще мало кому из коммерческих новичков удаётся в своих книгах капнуть глубоко. Поэтому мне кажется, что, если ты не "будущий классик", а просто начинающий автор, которому ещё много есть куда стремиться и учиться, то держать в уме свою цель всё-таки стоит как можно крепче. И стараться донести её до читателя всеми силами. Потому что с первого раза на 100% всё равно выложиться вряд ли получится)) Лично я с этой проблемой столкнулась, да и в чатах с другими начинающими авторами на всяких курсах и лекциях люди тоже отмечают наличие проблем с тем, что хочешь сказать одно, а в итоге уезжаешь совершенно в другое. В основном это писатели-садовники, само собой. Пишешь, вроде ровно, круто, а потом ты вдруг сворачиваешь не туда и всё. Целый непроходимый лес мыслей вырос на территории твоего маленького уютного сада. И это не говоря о том, что если ты пишешь коммерческую книгу, и захочешь показать её издательству, то тебе нужно будет прислать синопсис. И, если твою единственную, главную мысль там будет плохо видно, то до вычитки первой главы дело может и не дойти вовсе. Для меня плохой пример "леса идей" - это книга "Это настигнет каждого" Ханса Хенни Янна. Он умер, так и не дописав её. И перед смертью якобы говорил, что эта книга, как дерево, которое растёт растёт дальше и дальше, и он не может её закончить. Собственно, так и вышло. Что любопытно, я раз в несколько лет открываю "Это настигнет каждого" в попытке прочитать, но у меня каждый раз не получается, потому что я нахожу что-то новое. Я останавливаюсь, задумываюсь, меня куда-то не туда несёт, и я откладываю её до следующего раза. В целом я терпеливый и лояльный читатель, но раз уже столько времени мне книга не даётся (и не одной мне), то всё-таки есть вероятность, что есть косяк со структурой и выбранным автором способом донесения своих мыслей. И другой хороший пример, вот буквально сейчас у меня в руках - "Расторжение брака" Клайва Льюиса (да, тот самый, который написал "Хроники Нарнии". кстати, настоящий богослов.). Вот где настоящая проповедь! Читаешь - на одном только вдохе. Каждые строк 20-30 замираешь, делаешь паузу, осмысляешь, читаешь дальше. И всё ещё не дышишь. Мне такое заходит)) Но говоря о том, что там на 100 с хвостом страниц мыслей больше, чем в десятке иных книг. Отдельные диалоги - такой уровень глубины и сказания между срок, что дух захватывает. Другое дело, что у начинающего автора может быть мало опыта, чтобы донести свою мысль, свою проповедь красиво, тонко и главное - убедительно. То есть сделать так, чтобы он не "лечил", а именно аккуратно, как психолог, подводил читателя к какой-то нужной ему мысли. Тут можно опять говорить про "показывай, а не рассказывай". Или "будь адвокатом для всей своих персонажей и показывай правду каждого их них, чтобы читатель мог выбрать чья точка зрения ему ближе". Но вообще следовать своей задумке, в теории, не так сложно. Я скоро напишу заметку про пару книг, которые прям в фарш разжёвывают все волокна того, как успешно можно это сделать. Жевать самому там уже нечего, но - зато всё очень доступно.
|
6 |
|
|
|
Эх, ребята. Я сегодня слегка Харон. Впереди 3 часа пути, десятки километров, которые я проведу сидя на одной точке, вполне конкретной. С вашего позволения, сумбурно потреплюсь про бренные монеты, чтобы время пролетело быстрее. Если будут ошибки - извините, с телефона.
Знаете, как добиться расположения человека? Как продать ему товар? Идею? Себя, в конце концов? Запомните цифру 7. Именно столько раз нужно "коснуться" человека, чтобы он принял решение об условной "покупке", даже если он этого изначально не планировал. Маркетинговую теорию "семи касаний" вывели кинематографисты в 1930-х. Если человек увидел рекламу 7 раз, то он непременно посмотрит фильм.
Сейчас это особенно актуально. В потоке информации, в общем информационном шуме очень сложно выделить своё предложение (в частности - свои книгу) среди остальных объявлений. Поэтому, важно "коснуться" потенциального покупателя 7 раз. Сначала будет "баннерная слепота", потом у человека что-то мелькнёт, потом он узнает твой товар или поймёт, что о нём слышал. На 6 касании он уже будет думать, как бы в этим товаром вступить во взаимодействие. А на 7 - уже совершит то или иное действие. Да, есть способ продаж и эффективнее, но теория "7 касаний" направлена на широкий круг и привлечение даже нецелевой аудитории.
Наиболее красочно эту теорию иллюстрирует фильм «Фокус» с Уиллом Смитом в главной роли.
Кратко напомним сюжет: задача героя Уилла — выиграть пари на колоссальную сумму у китайского миллионера, отгадав задуманное им число. Далее — тщательная подготовка и последовательное использование различных инструментов. На пути бизнесмена расставлены подсказки-наводки: люстра в холле отеля с номером 55, реклама в лифте, номер 55 на футболках людей в вестибюле, на плакатах во время забастовки, на автобусе и т. д. Помимо визуального ряда, был задействован и формат аудио: миллионер слушал песню, в которой цифра 55 повторялась целых 144 раза. Каналов много, и эффект усиливается синергетически.
А в тот момент, когда нужно было загадать число, жертва смотрит на поле и видит игрока с номером 55. Где-то далеко в подсознании всплыли моменты — как часто он видел именно это число! Бизнесмен решает, что это интуиция, и загадывает 55. Пари выиграно героем Уилла Смита — клиент совершил необходимое целевое действие.
Как это может помочь начинающему писателю? В рамках самопиара нужно будет эффективно вложиться в рекламу. В зависимости от жанра и особенностей произведения это могут быть различные каналы: начиная от порталов и информационных площадок, заканчивая рекламой у блоггеров.
Банально нужна маркетинговая схема. Чисто на вскидку, в неё могут быть включены: - размещение информации на Лайвлибе (у них, правда, очень всё непросто и недружелюбно к авторам, но об этом в другой раз); - размещение ознакомительных фрагментах на площадках; - инстаграм (ныне запрещённый, однако работающий даже без включенного vpn); - телеграм; - реклама и обзоры у блоггеров (обязательно несколько и смежных, их часто можно даже найти в "рекомендациях" друг у друга. часто там одна и та же аудитория, что позволит продаже сработать раньше); - реклама в соц сетях (ждем, когда ВК наконец-то с этим разберётся); - ПОДГОТОВКА КОНТЕНТА. Вот тут важно. Прямая реклама в 7 из 7 случаях - это грубо. Нужно с разных сторон зайти, условно говоря, создать информационный повод. Информационный повод – маркетинговый приём, направленный на привлечение внимания клиента к продавцу или продукту. Суть сводиться к тому чтобы вызвать интерес клиента, к продукту, компании или событию за счет доведения новой информации То есть текст рекламы должен не всегда содержать одну только аннотацию к книге. Это может быть ссылка на статью, чем вдохновлялся автор (допустим, если автор написал книгу в историческом антураже, он может рассказать о реальных исторических событиях, которыми вдохновлялся). Однажды я видела интересную вариацию: рецепты из книги про Ниро Вульфа))) (ребята, бесплатная идея: придумать классный рецепт блюда, которое будет фигурировать в вашей книге, и попросить за деньги какого-нибудь известного ютуб-блоггера его приготовить! реклама мощная, главное - в аудиторию попасть в плане возраста и коммерческого потенциала.)
Почему об этом надо думать на старте? Потому что это время и деньги. И если со временем можно поднапрячься и выдавить хоть сколько-то свободного или пару часто не поспать, то деньги надо считать и закладывать в бюджет на продвижение заранее.
А вообще маркетинговые "7 касаний" можно применять разнообразно. Герою нужно привлечь внимание девушки, но вы не знаете, как это обставить? Вот можно почитать все те прекрасные сомнительные советы про пикап через те самые "7 касаний", и пусть герой ими воспользуется. Нужно в чём-то убедить читателя? Можно попробовать к этому утверждению подойти 7 раз с разных сторон на протяжении повествования.
Возвращаясь к основной мысли. Если будет необходимость вкладываться в рекламу (или вообще любую условную "продажу"), то надо держать в уме цифру 7. Именно столько "касаний" будет необходимо потенциальным читателям, чтобы принять решение о покупке. И в своих прикидках по поводу мест размещения рекламы и информации о книге надо стремиться именно к этому числу.
Существует мнение, для того чтобы подтолкнуть человека к покупке, необходимо совершить пять или семь (у разных авторов свои цифры) касаний с брендом. В связи с этим, рассмотрим, как ненавязчиво при этом многократно напомнить о себе, используя инструменты SMM.
Согласно «Правилу семи касаний» для продажи потенциальному клиенту товара, необходимо аккуратно, ненавязчиво и многократно напоминать о себе. Идеальное количество напоминаний при этом — до семи, больше — неэффективно, так как скорее всего ничего кроме раздражения не вызовет, а также приводит к пустой трате рекламного бюджета.
Основана теория на том, что большинство людей длительно анализируют информацию для принятия решения, а так как нас то и дело что-то отвлекает, довести до финальной точки свои когнитивные изыскания сразу мы не можем.
Например, увидели симпатичную сумочку у подруги, подумали: «вот бы хорошо ее купить», — и практически сразу забыли об этой мысли. Затем проехались в метро и заметили рекламный плакат с этой моделью, опять вздохнули про себя «вот бы хоть цену узнать», и опять переметнулись на что-то другое. И когда листая ленту новостей Инстаграм, взгляд падает на рекламное объявление с изображением желанного предмета, рука невольно тянется кликнуть.
Продвижение в соцсетях
Многократное повторение торгового предложения помогает освежить воспоминания и снова сфокусироваться на проблеме. Кроме того, предложение при очередном повторе может быть изложено в другой форме с иными акцентами, упаковано в другой рекламный креатив. Таким образом, перебирая несколько вариантов, больше шансов быть понятым представителем целевой аудитории.
Основной принцип «семи касаний» в приложении на SMM в использовании многоканальных коммуникаций. Они приводят к нужному эффекту, при этом позволяют сократить риски блокировки обновлений, получения жалоб и отписок. Семь раз показанное объявление Вконтакте раздражает значительно сильнее, чем рекламная активность сразу в нескольких соцсетях, которая в сумме дает те же семь показов на человека.
|
7 |
|