|
|
|
Итак. Ты решил написать книгу. С чего начать? Заучи, как молитву: Times New Roman, 12 кегль, формат doc. Никогда не знаешь в какой программе ты будешь писать, открывать или публиковать свои заметки. Даже при отправке рукописи в издательство нужно отсылать файл именно в этом формате. Допустим, редактору крупного издательства в день пришло 76 писем с рукописями. Он не напишет тебе: «Пришлите в другом формате, Ваш синопсис у меня на телефоне не открылся». Редактор просто проигнорирует твоё письмо и станет рассматривать оставшиеся 75. К тому же, если ты будешь экспортировать файл на различные площадки самиздата, то самый стандартный формат позволит сайту перенести твой текст без ошибок. Тире и оформление диалогов. Это моя личная боль. Написав 20 крупных глав, я поняла, что у меня в диалогах везде стоит короткое тире. Не повторяй моей ошибки, посмотри в любой книге, которая у тебя под рукой, какой внешний вид имеют диалоги. Если этого недостаточно, залезь в интернет и изучи пунктуационное оформление диалогов. ссылка Серьёзно, если сразу писать диалоги правильно, это сэкономит огромное количество времени при редактуре. В целом, это касается всех ошибок, но с диалогами, по моему мнению, возиться дольше всего. В чём писать? Существуют различные программы для писателей. Можно пойти по самому простому пути. Допустим, твоя история небольшая, с весьма прямым сюжетом и не предполагает сложного конструктива с 50 файлами информации и черновиков. В этом случае подойдёт старый добрый Microsoft Word (подойдёт любой, но 365 мне понравился больше всего, там словарь поумнее). Если история предполагает многоярусность и имеет повышенную сложность, Ворда может не хватить. Мне понравилась программа Scrivener (не устану говорить большое спасибо F_Lia за наводку!). Там можно разбивать на книги, главы, писать заметки, есть даже пробковая доска. Удобство в том, что твои нужные 50 файлов, заметок и подробностей мира будут уже открыты, тебе нужно лишь переключаться между ними. Также программа умеет конвертировать текст в разные форматы. Минус – сейчас в России не купить, только искать на торрентах. Так как никогда не знаешь, где тебя настигнет вдохновение, нужно иметь инструмент «под рукой». Если пришла в голову классная мысль – немедленно запиши! Если думаешь, что запишешь потом, зуб даю – забудешь! Мне на Андроид понравились PureWriter, самый обычный блокнот, а также универсальный способ – «избранное» ВКонтакте. Если я не могу записать, то отправляю сама себе голосовое сообщение. Очень удобно. Возможно, я говорю очевидные вещи. Но, честное слово, была бы благодарна, если бы мне кто-то это посоветовал, когда я села за набросок первой главы. Итак, намерение писать есть, инструменты подготовлены. Что дальше? Наверняка у тебя уже есть задумка, о чём писать. Ты придумал мир, героя или конфликт. Ты спросил себя: «А что, если…?» А что, если обычный парень попадёт в дремучий каменный век? А что, если королевство А внезапно решит напасть на королевство Б в мире каслпанка? А что, если герой влюбится в дракона и решит не спасать принцессу? Вот тут остановись и спроси себя, нафига ты это сделал. Если ты хочешь написать рассказ «в стол», фанфик, просто черновик, то сделай это и успокойся. Если ты хочешь написать нечто, что потом будешь показывать другим. Захочешь продать. Предложить издательствам. Повторюсь. Остановись. Выдохни. Потому что, когда ты пишешь для кого-то, ты должен этого человека, этого своего читателя, включить в уравнение. У тебя три пути.
|
1 |
|
|
|
Первый путь – это публиковаться на интернет-площадках. Из известных: Autor Today, Wattpad, Литнет, Литгород, Продаман и иже с ними. Я не хочу обидеть тех, кто там публикуется. Более того, я сама на Автор Тудей выкладываю свои первые главы. Но те произведения, что висят в топах – это даже не дно. Это пробитое литературное дно, которое уводит нас прямиком в литературный ад. Где большинство авторов и их рукописи должны гореть заживо, однако, они там почему-то прекрасно себя чувствуют. Более того – когда я туда заглядываю, литературные черти меня заставляют это читать))) Чтобы найти что-то стоящее, нужно поковыряться. Из интересного – некоторые издающиеся авторы публикуют черновики и «сетевые версии» новых книг (те, которые ещё не прошли редакцию издательства). Ещё есть неизвестные начинающие авторы с крутым слогом и небанальным сюжетом, но их реально сложно найти. Прям нужно взять лопату и копать. На поверхности только написанная детьми «эротика» с кучей ошибок и весьма сомнительное фэнтези. Читают такое в основном такие же дети (надо понимать, что я тётка взрослая, для меня все, кто младше 20 – это прям «дети»). Кто-то, правда, набирает популярность, даже открывает платные подписки, рублей по 100 за произведение. Кто их покупает – догадаться несложно. Моя личная боль таких площадок — это ромфант. В моей книге будет много времени уделено отношениям между героями, но «ромфант» начисто забивает читателям мозги убогими жанровыми клише. Из романа в роман кочует схема, где главная героиня Мери Сью, главный герой Марти Сью, а в конце свадьба и дети. И читатели таких площадок это любят! И вот я, со своей реалистичной историей попаданки в близкий к историчному средневековый мир. Главной героине придётся столкнуться с такими явлениями, которые в 21 веке изложены только в УК РФ и новостных сводках. Стоят хештеги «жестокость и насилие», пишу, что не надо читать тем, кто плохо переносит сцены разного рода насилия. А случайная читательница спрашивает, был ли сделан у главной героини маникюр. ^_^ . . . В общем, хуже авторов на таких площадках, только читатели))) Это очень широкая тусовка, но нужно отдавать себе отчёт, что если ты напишешь что-то не то, что ожидает типичный местный читатель, то тебя ждёт мало приятного. В лучшем случае тебя проигнорируют. В худшем – закидают тапками, потому, как ты не попал в клишированные «ожидания». Серьёзно, если проанализировать популярные произведения, они раскладываются на очень простые примитивные формулы. И их читатели из книги в книгу ждут одного и того же, ждут повторения. Им неинтересно новое, неинтересно анализировать. И вот одна и та же история мусолится 20 томов. Можно изучить популярные произведения, потребности читателей таких площадок и что-то написать. А потом ещё. И когда наберутся подписчики, оформить коммерческий аккаунт и получать небольшую прибыль. Можно писать без упора на читателей и публиковаться просто для души. Найдётся 1-10 человек с лопатами, которые тебя найдут, оценят и поймут твоё творчество. Но это будут нормальные, твои читатели. А можно повысить уровень сложности.
|
2 |
|
|
|
Второй путь – полноценный самиздат. Ты сам пишешь книгу, сам редактируешь, делаешь вёрстку. Возможно, нанимаешь кого-то для вычитки и редактуры. Заказываешь у иллюстратора обложку. Открываешь ИП. За свой счёт печатаешь книгу, занимаешься самопиаром, ищешь площадки для распространения: сетевые книжные магазины, маркетплейсы и тд. Это, не говоря о том, что тебе ещё придётся самостоятельно оформлять авторское право на рукопись. По опыту моих знакомых хочу сказать, что это путь только для человека, у которого есть стабильный хороший источник дохода, не связанный с писательством. И ещё есть 1-2 добровольца (жена-муж, братья, сестры, друзья), которые помогают бесплатно. Обычно этот путь выбирают очень серьёзно настроенные люди, но (по моему мнению) слегка оторванные от жизни. Недавно я смотрела интервью с несколькими писателями, которые как раз рассказывали о том, что издательства хотят срубить бабла, им неинтересно искусство, и вот талантливые никем непонятые авторы, вынуждены сами мучиться и столь тяжёлым способом прокладывать путь своим высоким идеям. Кхм. Я не знала ни одного из этих писателей. Когда попыталась найти их произведения, то кое-как кое-где нашла. Но даже прочитать до конца не смогла. Потому что Муть. Там даже если есть какие-то замечательные идеи, они тонут в болоте мутной воды, грязи и ила. Почему люди отказываются от работы с издательством и почему идут в самиздат? Потому что не готовы работать. Жертвовать. Идти на компромисс. Поэтому они самостоятельно печатают свою 1000 экземпляров и на ней сидят. Сейчас проще – есть площадки вроде ЛитРес или ЛитМаркет, где ты сам можешь электронные книги за деньги выкладывать, и они широко доступны. Но там таких авторов, как ты, очень и очень много. То есть, если повезёт, ты популярен, но в очень узком кругу читателей, которые тебя поняли. Достаточно ли этого? Кому-то да.
|
3 |
|
|
|
Третий путь – издательства. Издательства берут всю работу на себя. Регистрация авторского права, редактура, консультации со специалистами, заказ обложки, иллюстрации, вёрстка, реклама и тд. Минусы есть. Твою книгу будут нещадно рубить редакторскими тесаками. Для уменьшения объёма, выжимая из рукописи самый сок, обгладывая её до костей. Потому что их задача – сделать твою книгу понятной большинству читателей, динамичной, продать массово, большими тиражами, печатая с минимальной себестоимостью. Твоя рукопись для этого должна быть не только доступна в плане слога и преподнесения информации. Она должна соответствовать коммерчески успешным выверенным схемам продаж. Это про трехактную структуру, популярные жанры, возрастной ценз и тд и тп. Ты пойми. Издательство будет очень радо увидеть у себя талантливого писателя. Особенно в нынешней рыночной ситуации. Но оно, прежде всего, хочет заработать денег. А не терпеть убытки во имя чьих-то гениальных идей. Чтобы работать с издательством, придётся мощно потрудиться, прогнуться, сделать так, как скажут. Это чисто по-человечески жуткий удар для автора, который вынашивал все свои идеи, как дитя. С другой стороны, когда ты будешь достаточно раскручен, тебе позволят писать о том, о чём ты захочешь и как ты захочешь. И у тебя будут десятки тысяч читателей, которые будут готовы это купить. Возможно, ты даже сможешь полноценно зарабатывать, сделав писательство своей профессией. В чём сложность. Новому автору быть увиденным, выделиться среди 10-300 ежедневно поступающих в издательство рукописей очень сложно. У тебя должны быть: сопроводительное письмо, идеальный синопсис, главы для презентации, сама рукопись. Обычно на стадии синопсиса большинство отваливается. Даже до чтения глав для презентации дело не доходит. А даже если доходит, бывает так, что автор сражает редактора количеством орфографических и стилистических ошибок. И рукопись улетает в корзину.
Путь работы через издательство самый сложный. Его можно упростить, подключив литературного агента, редактора, обязательно необходимы ридеры. Но он всё равно нереально сложный, так как требует не только колоссальной работы над текстом, но и работы с людьми. Для себя я рассматриваю именно этот путь. А куда он приведёт – увидим.
|
4 |
|
|
|
Итак. Уровень сложности установлен. Что дальше? Работа. Время. Системность. Источники.
Чтобы выполнить такую сложную задачу, как написание книги, отнесись к этому, как к работе. Это порой будет изнурительно. А ещё это требует времени, практически ежедневно. В среднем автор тратит на написание книги 1 год. Есть более плодовитые, есть наоборот. Но в среднем написать и отредактировать займёт около 1 года. У меня это занимает около 12-15 часов в неделю, помимо основных занятий. Понятно, что иногда больше, иногда меньше. Бывает посетит вдохновение, а бывает надо с ребёнком на занятия ехать. Но я для себя нашла примерную норму. Определённое количество времени и знаков, сколько я должна выдать в неделю. Тогда работа идёт. Без системности, если писать «только, когда есть настроение» - ничего не выйдет. Это работа и ты должен делать её. Ты взрослый человек, если поставил себе такую сложную задачу, то и «рабочее» настроение создай себе сам. Не можешь – не мучай сам знаешь какое место, это не для тебя. Источники. Нужно постоянно читать. О литературных приёмах, методиках и всём прочем. Писательскую мышцу надо качать. Можно обратиться к платным курсам, но все они берут информацию из этих же книг. Также читай, вдохновляйся другими авторами и книгами того же жанра, что пишешь ты. Это поможет анализировать, выделить клише, предпочтения читателей, а также законы жанра. Это, кстати, очень важно. Например, Автор написал классический любовный роман (этот жанр подразумевает, что читатель ждет романтические сцены, невысокий уровень напряжения, хэппи энд и свадьбу в конце). Но у автора в конце рыцаря съедает дракон, а главная героиня с драконом улетает причинять феминизм в соседнее королевство. Издательство, которое выпускает любовные романы, такую книгу развернёт, даже если она будет обалденная. Просто потому что у них не будет такой серии и поджанра, куда её пристроить. Ведь читатели, когда видят их новую книгу, ждут от содержания другого. Поэтому важно понимать не только что ты пишешь, но и в каком жанре, для какого издательства, для какой серии и главное – чего будет ждать читатель. И, если ты хочешь успешной карьеры, тебе эти ожидания нужно оправдать. Для этого: Работай Трать время Системно подходи ко всем вопросам Изучай источники и литературу.
|
5 |
|
|
|
Как-то слишком сложно? А если я так не хочу?
Значит, ты творческий человек, а не писатель. Мне очень нравится мнение, что писатель - это девиация. Если тебя всю жизнь преследует необходимость весь твой жизненный опыт или просто увиденное излить на бумагу - это верный признак. Я 30 лет марала поля тетрадей, потом выбирала учёбу и работу, которая связана с тем, что мне нужно было что-то писать, создавать, придумывать и так далее. С годами эта необходимость копилась и сейчас вылилась в то, что я с января месяца не сплю до 2-3 утра, потому что мне НАДО излить свою книгу на бумагу. Эта необходимость больше, чем необходимость сна и здоровой работы нервной системы. Когда писатели говорят, что "эта книга пишет сама себя" - это не заигрывание с читателем. Это так и есть. Человек сел и не смог остановиться, пока его история себя не рассказала.
Кто вообще такой писатель? По моему мнению - это человек с хотя бы одной изданной книгой и одной очной встречей с читателями. Книгу можно издать и самому. Но лишь факт того, что люди подняли попы и приехали на встречу, чтобы сказать тебе, какой ты классный, и взять у тебя автограф - это делает тебя настоящим. Другое дело, что ещё есть вопрос качества: ты можешь быть хорошим или плохим писателем, но это уже другая история)) Писа́тель (реже литератор) — человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата).
Вообще в России редко встретишь писателя, который именно зарабатывает этим ремеслом. Это либо талант, либо колоссальная работа плюс везение, либо экранизация. Факт остаётся фактом. Если ты "начинающий", денег тебе не видать. Более того - первые книги ты будешь в глубоком минусе. Не так давно я имела удачу пообщаться с молодым, но уже известным российским автором в популярном ныне жанре Young Adult. И он мне поведал, что его гонорар за первый тираж (3000 экземпляров) в крупном издательстве составил 50 тысяч рублей, которые он получил ПОСЛЕ продажи тиража. С учётом бюрократической волокиты, получал он эти деньги около года))) Немного накинула сверху продажа электронных и аудио книг: около 10 тысяч рублей. Другой писатель из менее крутого издательства на небольшой встрече тоже упомянул, что его первый гонорар за аналогичный тираж был 15 тысяч рублей, но их выплатили сразу, до продажи тиража. Понимаешь, да? Это не говоря о том, что начинающему автору придётся заниматься саморекламой, вести соц сети, заказывать фотографа, чтобы тебя красиво сфоткали для постов и презентаций, а ещё - читатели, особенно юные, любят мерч. Ты ещё вложишься в иллюстраторов и в покупку у них авторских прав на иллюстрации, чтобы использовать их в коммерческих целях. Это дорого. Никто за 5 тысяч рублей тебе красиво не нарисует. За 25-30 - уже разговор.
Есть ещё путь тех, кто зарабатывает по "700 тысяч рублей на Литнет" и говорит, что быть таким успешным писателем может каждый. Изучая рынок и жанр любовного романа, меня жизнь свела с одной писательницей с такого портала. Она пишет 8 лет, по 3 романа в год, и действительно она заработала похожую сумму. Но - это за всё время. Не в год. 700 тыс разделите на 8 лет, а потом ещё на 12 месяцев. 7291 руб в месяц это ей приносит. Понятно, что это сумма условная, сначала она не получала ничего, а потом сумма увеличивалась. Но она не работает. У неё нет детей. Её содержит муж. А книги - это её хобби.
Единственный способ зарабатывать на этом деньги и сделать писательство своей основной профессией - быть талантливым, как Стивен Кинг. Шутка. Это получить экранизацию. Не так давно в закрытом чате на обучении один автор нескольких нашумевших романов сказал, что ему гонорары за все книги не позволяли жить и содержать семью. А вот экранизация одной его книги позволила. И позволяет до сих пор. Потому что он получает не только отчисления за сериал, но и наличие самой экранизации позволила взлететь продажам книг до небес.
Приношу извинения за то, что не называю имён. Все цифры получены на закрытых встречах и в чатах, поэтому не считаю правильным озвучивать имена тех людей, в содержимое чьих кошельков я залезла. Просто поверь на слово. Или не поверь, имеешь право)
Так кем быть? Писателем или просто творческим человеком? Решать тебе.
Но, если ты хочешь встать на путь, в конце которого тебя ждёт подпись в соц сетях "писатель" и первый автограф первому читателю, то вперёд. Сейчас многие иностранные авторы (из-за сами знаете каких событий) ушли из России и какое-то время точно не будут здесь издаваться. А издательства хотят заработать денег. Они в поисках новых авторов и свежей крови. Так что если действовать - то сейчас. А то потом вернутся Роулинг и Аберкромби, и всем будет не до нас)))
|
6 |
|
|
|
Итак, ты талантлив, достаточно замотивирован, определился с площадкой и в поисках признания готов первые несколько лет работать себе в минус. Что дальше?
Нужно решить о чём писать. В глобальном смысле. Никому не интересна история, как персонаж из пункта А прибыл в пункт С, преодолев препятствие в В. Должна быть глубинная мысль, возможно, какая-то мораль. В общем, углубиться хоть на одну лопату придётся.
О чём не стоит писать. О своих не пережитых душевных травмах и боли. (только в случае, если ты пишешь для того, чтобы издаться. если ты пишешь для себя, говорят, что это один из способов пережить и проанализировать ситуацию. но не путай эти две задачи. либо пишешь для себя, либо для читателей, третьего не дано.) Самый распространённый пример я возьму из любовного романа (это простой жанр и очень понятный вообще всем, поэтому многие примеры будут на его представителях). Сюжет: брошенная мужем женщина с двумя детьми едет обратно к маме в село, где встречает миллионера, который, конечно же, влюбляется в неё по уши. Но муж понимает свою ошибку и возвращается к ней, а она его прощает и принимает. Когда читатель тратит время на такое, он испытывает разочарование (нет, на самом деле есть те, кто испытывает от такого удовольствие, но среди моих знакомых таких нет). Потому что не интересно читать "фантазии" на тему того, как закрывается чужой гештальт через вот такое "творчество". О своём опыте и душевных травмах если и писать, то спустя года. Когда шрам не болит, когда сделаны выводы и ты смотришь на ситуацию свысока. Тогда интересно. А вот, если болит сейчас, и ты хочешь книгой закрыть свои душевные гештальты, то извини. Всем будет наплевать и неинтересно. Даже если найдутся те, кто проходит через схожие переживания, то им твоё нытье тоже ни к чему. Ты до выводов по пережитому ещё не добрался, а просто прочитать про твоё дерьмо им без надобности, у них своё такое же. Поэтому, сейчас не стоит писать книги о тех волнующих событиях, что происходят в мире. Раны слишком свежи, последствия не ясны, более того, ситуация ещё не разрешилась. До выводов нам ещё как до луны, только лесом.
Но писать стоит всё-таки об актуальном. Есть актуальные "классические", вечные темы. Например, проблема отцов и детей. Сколько будет существовать человечество, столько она актуальна и будет. Если не знаешь о чём писать, обратись к классике. Есть темы современные. Проблемы идентификации гендера, отношения к ним и тд. Можно спросить себя, что тебя волнует? Что задевает тебя в жизни? Увидев какую несправедливость или какой спор, тебя потом два дня бомбит? Возьми за основу. Подумай об этом, оформи в мысль и запиши её себе в черновик. Трогающая тебя тема, перенесённая в книгу, получится эмоциональной и живой.
Например, меня волнует тема ракурса мнений. Вот, допустим, как мать, я считаю, что спецоперация - это неправильно. Считаю, что в другой стране живут такие же люди, которые, как и я, хотят ходить на работу, водить детей в школу и тд. С другой стороны, я живу в городе, который наукоград, и у нас тут каждый второй - инженер с секретностью и каждое предприятие принадлежит оборонке. Я также понимаю, что вообще понятия не имею какие реальные задачи, проблемы и какие решения имеют место быть где-то "там", наверху. Поэтому, я не вступаю в споры по упомянутому вопросу и схожими с ним. Можно рассуждать с уровня муравья, с уровня человека и даже с уровня бога, если угодно. И у всех своё видение, своя правда и мораль. А кто прав - чёрт его знает. А если все правы? Просто каждый по-своему.
Можно подумать, что волнующая меня тема ракурса мнений хорошо иллюстрирует лишь нынешнюю ситуацию. Но на самом деле она встречается везде. Врач, который делает аборты на большом сроке, потому что понимает: если не сделает он - женщина пойдёт в подпольную клинику, где ей всё равно его сделают, только она после этого загремит в больницу с сепсисом. Где в этой ситуации "хорошо", а где "плохо"? Смотря с чьего ракурса смотреть. Полицейский, не оформляющий по всем правилам пьяную вдрызг мать маленького ребёнка, которая ссыт прямо посреди детской площадки? Оформит как надо - у неё могут быть серьёзные проблемы. Как правильно поступить? Со стороны матери, её ребёнка и вынужденных наблюдать такое поведение прохожих будут три разных "правды" о том, как стоило бы поступить.
Поэтому, в моей книге главная героиня, попав в другой мир, будет топить за всё хорошее и против всего плохого. На своём, бытовом уровне. Однако, её действия приведут к весьма плачевным последствиям. А герой - будет поступать жестоко, даже порой преступно, но его действия будут вполне логичны и не позволят допустить большего зла. Этим я хочу проиллюстрировать волнующую меня разницу ракурса и точек зрения. Читатель сам решит, кто из героев прав больше, а кто меньше. Мне хочется лишь показать, что не может быть чистое беленькое "хорошо", как и беспросветно чёрное "плохо". Правда - она почти всегда серая, с кучей граней и с разных сторон выглядит по-разному.
В общем, найди ту тему, которая тебя трогает, раздражает, бесит, с которой ты сталкиваешься. Подумай, как её применить к твоей истории. Какую мораль ты хотел бы вынести? Что бы хотел сказать своему читателю?
Когда станет понятно "о чём история", можно приступать к сюжету. Думаю, пост про сюжет уже появится в соответствующей ветке.
|
7 |
|
|
|
Сегодня наткнулась в ленте на пост Анастасии Дьяченко. Это литературный агент нон фикшн писателей (через её руки прошли Лариса Парфентьева (скорее всего, самый успешный коммерческий российский автор за последние годы), Максим Батырев ("45 татуировок продавана" знают практически все начинающие продажники) и многие другие. Цитирую пост. Анастасия авторитетно говорит о том, к чему пришла я, исследуя "работу через издательства для чайников без регистрации и смс". Наши авторы пишут для себя, не доверяют редакторам, их компетенции. В итоге у издательств дефицит хороших авторов. И их там ждут прямо сейчас!)
Дефицит авторов реален?
Каждый раз, когда мы упоминаем о дефиците авторов на российском книжном рынке, в комментариях разгорается дискуссия: — Посмотрите, сколько новинок выходит! — Посмотрите, сколько авторов издается в самиздате!
Если же упомянуть о дефиците авторов в редакторской среде, те только понимающе вздохнут.
Давайте разберемся, что имеют в виду редакторы, когда говорят, что русскоязычных авторов не хватает.
В первую очередь не хватает тех, кто умеет писать. Хвала богам, мы уже не первый год наблюдаем бум писательских курсов. Писательство становится хобби, в которое люди готовы вкладываться. А значит, скоро дело начнет меняться.
Также любой человек, что работает с авторами, испытывает дефицит тех, кто доводит дело до конца. Часто этот челлендж авторам не под силу. Они уходят дописывать или дорабатывать рукопись и не возвращаются. Настолько часто, что во многих редакциях не вносят русскоязычных авторов в издательский план до финальной сдачи рукописи.
Ещё дефицит авторов в том, что коммерчески успешным свой проект могут сделать единицы. Часто автор не готов переписывать текст (Вы портите мой авторский стиль!) или настаивает на своем эскизе обложки, не доверяя компетенции издателя.
И последнее: авторов, умеющих оригинально мыслить и логично излагать свой замысел, тоже не хватает. Придумать идею книги – только малая часть дела. Продумать же сюжет или структуру – челлендж посложнее.
Суммируя мы получаем, что русскоязычных авторов действительно много. Но способных написать качественную книгу – дефицит.
К вопросу "С чего начать". Выбрав путь работы через издательство, нужно заранее себя настраивать, что это путь работы в команде. Что это путь не только творчества, а совершенно точно - ещё и работы. Под "качественной книгой" в данном случае автор статьи понимает продукт, который не просто хорошо сделан и который можно продать, а над которым автор согласен работать, работать в соответствии со сроками, да так, чтобы это можно было гарантированно включить в издательский план. Что это, если не работа? Работа и есть.
В посте упоминается о писательских курсах. Я по жизни, скорее, транжира, но 15-30 тысяч рублёв оторвать от сердца за курс "из 10 лекций с обратной связью" меня душит жаба. Честно сказать, я уже прослушала несколько десятков пробных занятий и пока ни один курс так и не купила, хотя искренне хотела. Потому что там говорят абсолютно очевидные для читающего человека вещи. Я не представляю насколько нелюбопытным и пассивным будущим писателем надо быть, чтобы за 30 тысяч рублей тебе максимально доступным языком объясняли, что такое конфликт. Или что такое цель персонажа. Это ведь и загуглить можно, даже если не знаешь)) За всё время мне попалась только 1 лекция, за которую мне захотелось заплатить, и где информация была полезна, хорошо структурирована и подана. Всё остальное - я понятия не имела для кого было сделано. (скорее всего, это просто способ онлайн школ заработать денег на мечтах людей, не больше) У меня даже сложилось впечатление, что такие курсы покупают люди, которым очень скучно и ленно. Сидит где-нибудь в Запопинске некий непризнанный гений в растянутых трениках и вдруг такой: "Стану писателем". Берёт кредит, покупает курс, который слушает со своего же продавленного дивана. И в итоге писателем не становится. Потому что писатель должен впахивать. А человек, который скорее отдаст 30ку, чем загуглит "конфликт в литературе" - точно не из тех, кто привык напрягаться.
Мне думается, что настоящих писателей с таких курсов так и не появится. Серьёзно. На лекциях всегда есть чаты для вопросов. И вот пару месяцев назад была ситуация. Сижу я во время такой бесплатной лекции в чате, где ещё таких же начинающих писателей и сценаристов человек 50. А на другом конце сама Татьяна Никитична Толстая. Лекция про прозу, про то, как написать качественный роман. Бесплатная пробная лекция и вопросы-ответы. И у нас есть шанс задать этой талантливой и невероятно эрудированной женщине волнующие нас вопросы. И она прямо сейчас нам ответит. А у неё эти самые будущие писатели и сценаристы на полном серьёзе спрашивали что такое фабула и что такое сюжет. Надо ли говорить, что я испытала испанский стыд. При всём моём глубоком уважении к Татьяне Никитичне. Даже она не обладает такой литературной мощью, чтобы за несколько лекций сделать из этих людей писателей.
Я к тому, что ДМчане люди не только читающие, но и пишущие. И очень многие - пишущие более чем красиво. Многим есть что сказать. И им уже сейчас такие лекции ни к чему. В контексте того, что литературные агенты и издательства говорят о том, что у них дефицит авторов... Есть повод задуматься, да?)))
Скорее всего, этот пост - некий призыв к тем людям, которые пишут "в стол". Писателями (мы помним, что под этим термином я имею ввиду людей, создающих произведения для общественного потребления) станут не все. Потому что это тяжёлый регулярный труд. Потому что страшно получить отказ. Потому что страшно быть непонятым, недооценённым. Страшно показаться наивным. Испытать себя и свой труд издательством - очень страшно.
Мне не нравится выражение "Удача благоволит храбрым". Людям, победившим свои страхи, удача не нужна. А люди, победившие себя, могут вообще всё.
Хочется пожелать всем прочитавшим это победы. Над страхами, над ленью, над сомнениями, над обстоятельствами, над всем тем, что мешает. Победы над собой))
|
8 |
|
|
|
Знаешь, есть такое чувство. Например, знакомишься с новым человеком, и он производит на тебя приятное первое впечатление. А чуть дальше и понимаешь: не козёл, но так. Козлишко. Есть от него вот это липкое, гаденькое ощущеньице. Вот у читателей порой такое случается с книгами. Порой, встречая книгу по обложке и аннотации, в содержании ты обнаруживаешь совершенно другое. Так бывает, когда автор со своим редактором решили скреативить или сэкономить. У меня однажды в шкафу оказалась трилогия (подарили), которая позиционировала себя, как мистический детектив, но на деле оказалось, что под обложкой с ментами и АК-47 находится махровейший розовейший сопливейший любовный роман. В общем, выпускающий редактор – «козлишко»)))
Это у меня такая длинная прелюдия к тому, что я нашла не вызывающее отторжение определение слова «жанр». Жанр — это негласные договорённости между теми, кто читает литературу, и теми, кто её создаёт. Вообще любой литературовед скажет, что есть только следующие жанры: роман, новелла, повесть и рассказ. А любой редактор или сотрудник издательства эту классификацию вертел и скажет, дескать, фэнтези, роман, кибепанк, антиутопия, робинзонада – всё это тоже жанры. Ну, то есть по факту жанры условны. Однако, они всё равно имеют набор неких правил, клише. Проще говоря «канон». Это не хорошо и не плохо, это просто правила игры. Покупая книгу в жанре дизельпанк читатели ждут, что ты не нарушишь правила, и что под обложкой не окажется биопанк. Имеют право.
Можно ли нарушать жанровые каноны? Можно. Но следует точно знать, где, когда и как. Если в твоём классическом любовном романе всё не закончится свадьбой, прелестные читательницы-домохозяйки в мягкий тапочках съедят тебя с дерьмом. А если любовный интерес главной героини ещё переспал с лучшей подругой и свалил к ней? Я тебе не завидую)) Наблюдение: чем примитивней аудитория, тем жёстче рамки жанра. Почему? Попробуй поговорить с читателем о философии в жанре эротического романа? Не поймут. А вот в фэнтези – вполне. Если есть канон его, конечно, надо учитывать. Но ещё его также можно дополнять. Добавить что-то сверх ожиданий читателей. Это и выделит тебя среди остальных. В общем, важно не оказаться тем самым «козлишком», который под обложку с ментами прячет примитивный любовный сюжетик))))
|
9 |
|
|
|
Есть такая шутка. «В какой-то момент каждому мужчине приходится выбирать между высмеиванием астрологии и сексом.»
Так и писателю приходится выбирать. Ты либо пишешь для себя и, когда закончишь, торопливо убираешь салфеточку бумажку в стол… Или ты пишешь для читателя. И он радостный и удовлетворённый отдаёт тебе свои деньги. Я придерживаюсь мнения, что популярный «жанровый» писатель – всегда немного представитель древней профессии. Читатель покупает книгу, чтобы получить удовольствие. Какое? Зависит от жанра. Но он радостно принесёт тебе свои деньги и свою любовь ещё раз, если ты ответишь на его потребности, ожидания и… фантазии.
Читатели – мертвецы. Им мало окружающей действительности, чтобы чувствовать себя живыми. Понимаешь, всем нам мало своей жизни. Нам нужны чужие. Есть такая штука – ритуальный каннибализм. Продление жизни через поедание человеческой плоти. Вампиры, католики – вечная жизнь им награда за поедание плоти. В каком-то смысле читатель – тоже ритуальный каннибал. Он поглощает плоть и кровь книги, жизни заключенных там людей, чтобы разум его прожил ещё на сколько-то времени дольше. Ведь современный читатель мёртв. Он работает, занимается делами семьи, переживает происходящее в мире… Он смертельно устал. Для него книга – это настоящий способ отвлечься от проблем и прожить другую жизнь. Примерить на себя другую роль, другую философию, другое время, другие нормы морали. Дай ему то, в чём он нуждается. Тогда он тебя полюбит. И принесёт свои деньги снова.
Шлюшка.
Отношения между читателем и книгой – это всегда немного флирт… игра. Читатель – это такой тихий скромный парень, который идёт мимо полки: «Эй, я живу свою обычную жизнь, мне не нужны проблемы». А книга его манит, притягивает, заставляет на себя смотреть. И предлагает ему ввязаться в какую-то историю. Она предлагает приключение. А он хочет вырваться из своей обычной жизни и… не может устоять. Как можно исключить этого парня из процесса написания книги? Если ты выбрал стезю жанровой литературы, то не забивай на интересы читателя. Пусть он поцелует женщину, которую ему никогда не поцеловать. Пусть ударит в лицо того, кого ненавидит в жизни. Пусть он убьёт дракона. Ну, или спасёт мир, в конце концов. Безусловно, писатель хочет быть услышанным. Но ещё больше услышанным хочет быть читатель.
Несмотря на то, что писатель пишет для читателя. Он ещё и, безусловно, пишет то, что ему нравится и то, что ему интересно. Иначе он просто не создаст своё произведение, если у него не будет к нему интереса, верно? Итак. Допустим, задумка нравится самому создателю, а также она порадует потенциальных читателей. Что может пойти не так? Всё что угодно. Особенно у начинающего писателя. Но в первую очередь тормозят страхи. Страх критики, страх публичности, «синдром самозванца» и многие другие. Из-за этого много прекрасных талантливых людей сложили руки.
Но писатель – это девиация, точнее, девиационная необходимость анализировать и преподносить информацию в виде текста. Настоящего писателя от автора отличает то, что у него есть необходимость анализа и преподнесения информации именно в текстовой форме. Эта необходимость есть всегда. Когда сюда добавляется начитанность, творческий подход и немного таланта – на выходе получается хороший писатель)) Если таланта много – великий. Писатель – это всегда человек с широким спектром восприятия. Глубоко видящий, чувствующий, думающий, анализирующий. Именно у такого человека достаточно чувственного и жизненного опыта, фантазии, чтобы порадовать тех, остальных, кто хочет плоти и крови книг. Но ему писателю очень часто недостаёт мотивации, терпения и… смелости.
Есть любопытная теория, почему вампиры трансформировались, взяли верх над человеческой природой и обрели бессмертие. Потому что они не боятся. В отличие от простых людей, они не боятся. Ни смерти, ни жизни. Ни любви. А также критики, редактора, аудитории и всего остального))
Чтобы обрести бессмертие писатель прежде всего должен перестать бояться.
|
10 |
|
|
|
Не плагиат, а заимствование.
Вчера я писала о жанрах, канонах, клише. У любого писателя всегда есть желание выделиться и эти самые правила нарушить. Есть страх показать неоригинальным. Так вот. Бояться не нужно. Очень часто фанаты того или иного жанра как раз любят эти самые каноны и присущие жанру особенности. Есть такая штука - эффект или "радость узнавания". Наш мозг очень ленив. Он любит и отлично воспринимает ту информацию, которая уже проложила свои нейронные тропинки и дорожки. Поэтому, нам так нравится, когда мы встречаем что-то знакомое. Например, когда мы встречаем в книгах приём повторения или пасхалку в фильме. Поэтому, нам так нравится сравнивать: "Да это уже было в том сериале!" Читатели обожают "узнавать". Поэтому, им не надоедают одни и те же миры и сюжеты. Поэтому нам так не нравится отпускать любимых героев, мы пишем про них фанфики и так далее. Нам нравится знакомое.
Например, недавно в черновиках новой книги одной известной писательницы (хо-хо, не скажу какой, но у меня есть доступ к черновикам, да))) я встретила любопытный фрагмент. Главный герой рассматривал пальцы ног своего друга в момент, когда тот слушал в его исполнении стихи на древнем языке. Странное, немного неудобное зрелище. Ощущение от прочтения протрясающее. Но... это ведь уже было! Бардуго Ли "Девятый дом". Я спросила, и оказалось, что да! Крохотное алаверды автора в сторону вдохновившей её книги. Плагиат? Вовсе нет! Заимствование.
Если один автор что-то заимствует от другого - это не страшно. Если ты позаимствовал что-то, это вовсе не значит, что ты это скопировал. Можно вдоль и поперёк изучить Мартина, но написать, как он, не получится, хоть тресни. Максимум - кто-то найдёт отсылку или схожую черту и скажет: "Вау, прям, как у Мартина!" И это будет комплимент для начинающего автора, а не обвинение)))
Что интересно - чем старше возраст твоей аудитории, тем они консервативнее и тем приятнее им "узнавать" что-то в тексте. Так что пиши. Не бойся показаться неоригинальным. Читателю очень понравится найти у незнакомого автора что-то ему близкое, понятное. А чтобы его удивить - отсыпь интересного сверх того, что читатель ожидал от книги.
Плагиат - это когда ты чужое нагло выдаёшь за своё. Заимствование - это когда ты вдохновился чем-то. Также нельзя назвать плагиатом заимствование архетипа, ситуации или жанрового клише. Если меня спросят о паре моментов (если найдут))), мол, подглядела ли это я у такого-то автора. Отвечу, что да. Училась у тех, кто мне нравится и кто вдохновлял. И посоветую прочитать, если вдруг кто прошёл мимо этих книг. "Радость узнавания" сработает и здесь. Джоан Роулинг в каком-то интервью говорила, что совсем не против всех тех писателей, которые пишут теперь про магические школы и академии))) Она создала тренд, тенденцию, но отчего-то книги "вдохновившихся" всё равно о разном))) и всё равно не похожи на книги о Гарри Поттере)))
Так что читай. Вдохновляйся. Пиши. И смело заимствуй.
|
11 |
|
|
|
Сегодня утром на меня из шкафа вывалился Франсуа Рабле ("Гаргантюа и Пантагрюэль" - увесистая книга, между прочим!). А потом укусил Петрарка)))Значит, эта заметка будет о том, где взять время на написание книги. Для меня писатель - это понятие, связанное с познавательной силой. Даже с идеями эпохи Возрождения. Постоянное движение, развитие, знание. Беструдная работа интеллекта. Самая моё любимое высказывание Петрарки: "Человек рождён для усилия, как птица для полёта". А Толстого: "Добродетель - это неосознанность в хорошем". Так и должны обстоять дела с интеллектом истинного писателя. Неосознанно. Беструдно. Но всегда усилие его должно быть направлено на движение к знанию. Когда я только открыла этот блог (ого, прошло уже 1,5 месяца 0_о), то беседовала тут с несколькими людьми на предмет того, откуда взять время на написание книги. В хороший день (точнее, ночь) у меня есть 1-3 часа на это дело. За 4-5 часов я могу выдать около 40 000 знаков. Книга жанра фэнтези в среднем - это около 15 авторских листов (плюс-минус 2. Если что, 1 а.л. - 40 000 знаков с пробелами). В обычный день я пишу около 10 000 знаков за пару-тройку часов. В плохой - 3 000. У каждого писателя скорость своя. Например, автор "Вонгозера" Яна Вагнер на лекции говорила, что книгу пишет по несколько лет и что за одну ночь примерно пишет 1 абаз, но "чистовой". Например, мои 40 000 знаков за ночь требуют редакторского тесака, газонокосилки и заодно пары словарей и справочников))) Но в среднем считается, что с учетом редактуры на написание книги в среднем нужно 1 год. Причём, что начинающему, что опытному автору. Возможно, с опытом возрастает уровень сложности, но скорость работы остаётся примерно та же)) Допустим, тебе надо за 8 месяцев (остальное время ты будешь делать вычитку и редактировать) написать 15 а.л. Это 600 000 знаков. Делим на 8 месяцев. 75 000 знаков. Их на 4 недели. 18 750 знаков в неделю. Именно столько тебе нужно выдавать за 1 неделю, чтобы написать книгу за 8 месяцев. Можно сделать это за 1-2 дня. А можно писать каждый день по чуть-чуть (например, по 3 750 знаков 5 дней в неделю). Это 1-4 часа в неделю, если по моим относительно средним показателям. Думаешь, много? А СКОЛЬКО ТЫ ПРОВОДИШЬ ВРЕМЕНИ НА ДМ?))) Мне кажется, что выделить столько времени в неделю реально. Если времени "впритык", то необходимо максимально рационализировано подойти к планированию написания. Почти наверняка это будет "метод снежинки" - ты будешь писать по заранее придуманной схеме. Зато, имея на руках план, ты сможешь ему следовать и уверенно планировать своё время и работу над текстом. Если у тебя нет времени, то, садясь за клавиатуру, важно заранее знать о чём сейчас ты будешь писать. Так не будет страха "чистого листа", а также различных "творческих страданий". У всех нас в моменты перерыва от основной деятельности есть время на попить чай/перекус/перекур и тд. Да хоть бы время, когда мы делаем домашние дела, например, моем посуду. У тебя в такие моменты наверняка телефон рядом. Пиши заметки, голосовые сообщения, что угодно. Главное - когда ты сядешь за клавиатуру, у тебя должно быть представление, что ты сейчас будешь писать. Так делает Нил Гейман. И Анна Орехова на лекции тоже твердит: "Готовьте стол к завтраку - подумайте о чём будете писать завтра." На одном из курсов я услышала совет. Писать ровно по 30 минут в день. Этого всегда будет мало, будет хотеться сказать что-то ещё. Так, прерывая работу ровно на 30 минуте, ты делаешь заметку в телефон, но уже точно знаешь с чего начнёшь завтра. Мне этот сопсоб не подошёл, но, возможно, подойдёт для тебя. На курсе многим начинающим понравилось. Тут я хочу вернуть тебя в первый пост этого раздела, где я писала про программы, вдруг пригодится: Так как никогда не знаешь, где тебя настигнет вдохновение, нужно иметь инструмент «под рукой». Если пришла в голову классная мысль – немедленно запиши! Если думаешь, что запишешь потом, зуб даю – забудешь! Мне на Андроид понравились PureWriter, самый обычный блокнот, а также универсальный способ – «избранное» ВКонтакте. Если я не могу записать, то отправляю сама себе голосовое сообщение. Очень удобно. Можно пойти по самому простому пути. Допустим, твоя история небольшая, с весьма прямым сюжетом и не предполагает сложного конструктива с 50 файлами информации и черновиков. В этом случае подойдёт старый добрый Microsoft Word (подойдёт любой, но 365 мне понравился больше всего, там словарь поумнее). Если история предполагает многоярусность и имеет повышенную сложность, Ворда может не хватить. Мне понравилась программа Scrivener (не устану говорить большое спасибо F_Lia за наводку!). Там можно разбивать на книги, главы, писать заметки, есть даже пробковая доска. Удобство в том, что твои нужные 50 файлов, заметок и подробностей мира будут уже открыты, тебе нужно лишь переключаться между ними. Также программа умеет конвертировать текст в разные форматы. Минус – сейчас в России не купить, только искать на торрентах.
|
12 |
|