В СТОЛ: Записки марателя | ходы игроков | 18+ Only

 
Маратель Irene Howlett
19.07.2022 00:36
  =  
Я вообще планировала про 18+ написать далеко не сразу, но тут повод нашёлся. Я села за редактуру одной сцены и поняла, что по горячим следам всё же стоит изложить.

Что вообще такое возрастной рейтинг в литературе? Мне нравится, как ЛитРес Самиздат простыми словами объясняет:
12+
В книгах для детей старше 12 лет могут присутствовать сцены насилия или убийства, описания болезней, катастроф, но без подробностей. Употребление алкоголя, табака и наркотиков может присутствовать, но должно осуждаться. Может присутствовать схематичное описание объятий и поцелуев мужчин и женщин.

16+
Книги для детей старше 16 лет могут содержать сцены болезней, катастроф без подробных описаний. Насилие, употребление алкоголя и наркотиков может быть описано, но должно осуждаться. Могут присутствовать грубые слова, но не мат. Сцены сексуальных отношений не могут быть описаны с анатомическими подробностями.

18+
Маркировка 18+ должна присутствовать, если в книге есть натуралистическое описание болезней, катастроф, не осуждаемое употребление наркотиков и алкоголя, натуралистические сцены половых отношений, нетрадиционные взаимоотношения, нецензурная брань, сцены, побуждающие к самоубийству.
Печатная продукция с данной маркировкой должна быть упакована в пленку.

Содержит нецензурную брань
На обложках книг, содержащих мат, должна присутствовать надпись Содержит нецензурную брань по Закону «Об утверждении Правил размещения текстового предупреждения о наличии нецензурной брани на экземплярах отдельных видов продукции».
Печатная продукция с данной маркировкой должна быть упакована в пленку.


Что это значит для начинающего автора? Если ты выбрал путь самиздата, то ничего такого, к чему бы ты не был готов. А вот если ты идешь по пути через издательство, то всё сложнее.
Есть такие темы и жанры, где только 18+. Например, любовный эротический роман - это, само собой, 18+. Возможно, некоторые серии ужасов или остросюжетных триллеров.
Но и тут есть подводные камни. Я узнала, что есть такое понятие, как "уровень напряжения". Вот в каждой серии книг издательства он может быть очень разным. Например, "уровень сексуального напряжения" в любовном романе. В серии "нежная роза" будет уровень напряжения на уровне нежных поцелуев и ласковых касаний, а в серии "выпори их" покупающие её читатели будут ждать высокий уровень напряжения и определённые аксессуары.
Я не углублялась, но в целом предполагаю, что в случае со сценами ЛГБТ, употреблением наркотиков, жестокости убийств и тд нужно быть аккуратным и чётко понимать, что ты делаешь и для чего.
И когда ты выбираешь отправлять в издательство рукопись 18+, ты должен быть готов, что при редактуре некоторые сцены по уровню напряжённости тебя могут попросить откорректировать, сделать "громче" или "тише".

Если я правильно поняла, есть один-единственный случай, когда при редакции такие "нюансы" не трогают.
Когда это оправдано сюжетом. Логически оправдано, с жёсткими аргументами. А не когда "я художник, я так вижу".
Допустим, смачную сцену размазывания кишок и их содержимого по стенам тебе могут допустить (даже если в серии, скажем, принят чуть меньший уровень напряжения), но при условии, что сцена написана красиво, через действия персонажа мы видим какие-то его эмоции, возможно, получаем ключ к истории его девиации и тд. То есть когда оно логично, в тему, а ещё сильно написано - грех такую красоту не пропустить.

Про мат хочется сказать отдельно. Официально сейчас запрещены 5 слов и их производные. Всё остальное нецензурной бранью не считается и не клеймит обложку надписью "Содержит нецензурную брань". Если честно, мера сомнительная))
по разъяснениям Роскомнадзора, замена некоторых букв нецензурного термина многоточием от ответственности не избавляет, однако допустима, например, формулировка «слово на букву „б“
Таким образом на 18.07.2022 года в России тебе налепят на обложку "Содержит нецензурную брань", если ты в своей книге употребишь:
- слово на букву "Б"
- слово на букву "П"
- слово на букву "Х"
- слово на букву "Е"
- слово на букву "М"
или их производные.

Но, допустим, твоя книга детектив. Там есть место паре любовных сцен и даже раза три-четыре мелькает мат. Что делать? То, что я твержу уже раз десятый за сегодня. Посмотри серию, в которую ты метишь. Купи пару-тройку книг и прочитай их внимательно, проанализируй. Такого уровня текста, такого уровня всех видов напряжения и такого количества мата примерно ждут читатели и в остальных книгах серии. Он их устраивает и они его таким любят. Ориентируйся на эти рамки, и тогда на стадии редактуры не будет так обидно, что, дескать "шикарную сцену с анальной пробкой и собакой" редактор порезал.
Шучу, конечно. Если сюжетно оправдаешь, пробку с собакой могут и оставить)))
1

Маратель Irene Howlett
19.07.2022 02:00
  =  
Изначально я хотела написать пост о редактуре любовных/эротических сцен, потому что там есть куда и во что вляпаться. Но после короткой беседы с одной барышней-редактором, я поняла, что и про особенности написания тоже стоит сказать.
Оказывается, многие не знают.

Помнишь, я рассказывала про то, что меня очень бомбит вот от всего этого популярного детского "эротического" интернет самиздата с подпиской за 100 рублей? Там, условно говоря, автор рассказывает, что "он раздвинул ей ноги и вставил свой [слово на букву Х] ей в [слово на букву П]". Вот и вся любовь.
Вот такого уровня любовные сцены некоторые авторы несут в издательство. На серьёзных щах.
Так нельзя.
Это, прямо скажем, порно. В этом нет ничего такого, люди его смотрят. Но, если ты придёшь в кинотеатр на фильм 18+, заплатишь 600р за билет, а в фильме постельная сцена окажется такого уровня и качества, как показывают в обычном порно, ты будешь разочарован.
Вот и читателя, купившего книгу за 600р такой уровень разочарует.

Поэтому, если ты всё-таки решился написать "про это".
Важно себя спросить: зачем я хочу это написать?
В эротическом романе "сцена ради сцены" прокатит. В детективе уже нет. Сцены не несущие смысловой нагрузки редакторы режут.
Чего ждёт читатель и редактор? Смысла.
Ты должен через эту сцену что-то показать. Именно показать, а не рассказать. Рассказать - это в пункте выше.
Как и что показывать. Можно показать отношения между героями. Суровый брутальный мужик влюблён, слов любви не знает, но выражает это чувство через некоторую нежность в постели со своей партнёршей. Она думает, что он ей изменяет и глазами ищет на его теле следы ногтей другой женщины, пытается ощутить запах чужого парфюма и тд. Кто-то из них сказал, что скучал, а сам смотрит на часы. Примеры грубые, но, как мне кажется, понятные.
Вообще, когда описываешь разного рода "близость", люди в такие моменты часто искренни и показывают больше, чем обычно. Поэтому описание таких сцен помогает добавить персонажам глубины.

Насколько далеко нужно заходить в описаниях? Решаешь ты и "рамки", которые подразумевает выбранная тобой серия.
Потому что в таких сценах важен не сам факт коитуса, как ни странно. Важна длинная литературная прелюдия к этому. Если ты по мере повествования не будешь наращивать напряжение, не будешь персонажей и читателя заставлять волноваться, то может случиться конфуз. И когда у тебя "он и она" упадут в стог сена, мы можем подумать, что она там будет давить ему прыщи, а не вовсе про "это самое".
Подводя черту под вышесказанным. Для меня один из любимых примеров классной сцены секса - у Аберкромби в "Первом законе". Если ты не читал, но планируешь, то имей ввиду. Под спойлером спойлер))

И тут ещё хочу сказать про страхи. Многие боятся писать про секс, потому что думают, что "это пошло".
Вот у Аберкромби сцена описана прям до момента, когда Луфар вынул. И Никто. Никогда. Не скажет. Что это пошло.
Потому что это классно. А классно это потому, что сцена продумана, логична и СЮЖЕТНО ОПРАВДАНА! И автор нас 2 или 3 книги (я не помню точно сколько) планомерно к этой сцене вёл.

Вот кто читает и знает ещё классные сцены такого формата, напишите, пожалуйста. Я их сюда внесу, как пример.

Помимо "пошло", есть ещё пара других страхов автора, касаемо написания любовных сцен.
"Подумают, что это я про свой опыт написал"
У меня есть черновик со сценой изнасилования. Я очень боялась его показывать кому бы то ни было, как раз по этой причине. В итоге показала. Никто не подумал. Потому что у нас человека к 18 годам после того, что он по телевизору посмотрел и что на автор тудей почитал, ничем не удивить. Когда описываешь всякие интимные вещи, ты их словно переживаешь в каком-то смысле, ощущаешь глубоко. Поэтому волнуешься за них больше, чем за другие.
Правда. Никто не подумает ни о чём. И не такое видали.

Если написать хочется, но что-то тормозит. "Стыдно".
Тут смотри сам. Давить из себя сцену про интим не нужно. Выйдет плохо и некрасиво. Если настрой серьёзный и хочется преодолеть себя, чтобы твой герой набрасывался голодным зверем на главную героиню, а она там высокохудожественно стонала, тогда заведи левый аккаунт и пиши рассказы на автор тудей. Серьёзно. Единственный способ преодолеть стыд - это написать и показать другим. Повторить. А потом ещё раз, пока стыд не пройдёт.
Но надо ли оно? Можно и в стог сена падать, а потом фокус камеры направлять на закат. Это тоже хорошо.
Смотри сам, в общем.
2

Маратель Irene Howlett
19.07.2022 02:22
  =  
Изнасилование.
На уроке по сценарному мастерству я однажды натолкнулась на одно неписаное правило.

Если у тебя фильм, книга, сериал не формата "треш", то ты ОБЯЗАН подготовить своего зрителя-читателя к сцене изнасилования.
Злодей не должен накинуться на жертву из кустов. Жертве должен сначала присниться страшный сон, должен идти дождь, жертву должна облить водой проезжающая машина, в конце концов. Мне кажется, что смена фокального персонажа может сработать. Можно показать ситуацию глазами злодея, как он преследует жертву. Нужно дать зрителю понять, что сейчас произойдёт что-то действительно страшное. И оно должно произойти так, чтобы он успел либо уйти (если это кино), либо перелистнуть пару страниц.

Это обязательно, и тебя в любом случае заставят это сделать.
Потому что у всех людей разных жизненный опыт. Как я писала выше, у меня есть такой черновик. Я его уже показывала ридерам и даже небольшой группе таких же, как и я, людей, которые пытаются что-то написать.
У меня нет мерзких анатомических подробностей и описаний на 3 листа. Это очень небольшая и, на мой взгляд, весьма корректная сцена. Кто-то написал, что "не страшно даже", а ещё "отлично, всё как надо и в меру". Но были и те, кто написал, что не смог прочитать, потому что это "невозможно страшно". Одна женщина мне написала, что не смогла прочитать, потому что она поисковик. Она однажды нашла в лесу живую жертву насилия, и теперь про такое даже читать не может. Она спокойно трупы находит и возвращает их домой родным. А вот про изнасилования читать - нет.

Ты не знаешь у человека с каким жизненным опытом окажется твоя книга. Поэтому, если ты замахнулся на такую травматичную сцену (думаю, это вообще стоит применять ко многим травматичным сценам), отнесись к этому со всей ответственностью. Тот, кто не сможет и вовремя перелистнёт страницу, скажет тебе спасибо. А кому не нужно переворачивать, даже и не заметит, что ты его к этой сцене подводил.


У меня опыт вычитки такой сцены был пока только у ридеров. Но могу однозначно сказать, что после редактуры и добавления моментов, которые готовят читателя, все единогласно отметили, что стало лучше. (Хотя им и до этого нормально было))
Когда проведу испытания на живых читателях АвторТудей, если будут отзывы, я сюда поделюсь.

20.07.22 Небольшой апдейт.
Есть негласное правило. Насилие такого рода не должно быть оправдано. Ничем.
Если главный герой в начале книги насилует главную героиню, а в конце у них всё ми-ми-ми, свадьба и дети, тебя развернут. И правильно сделают.
Отредактировано 20.07.2022 в 16:25
3

Маратель Irene Howlett
19.07.2022 03:56
  =  
Редактура любовных/эротических сцен.

Тут я хочу поделиться теми моментами, в которые я сама вляпалась.

Следи за руками и ногами.
Постельная сцена почти наверняка - сцена динамичная. И вот когда ты её пишешь, ты примерно в голове представляешь, как это происходит и переносишь на бумагу.
Очень советую такую сцену не перечитывать сразу же после написания. Отложи на несколько дней, в идеале - на неделю. Чтобы подзабыть.
Ты с удивлением обнаружишь, что руки персонажа, которые в одном предложении наматывают на кулак волосы возлюбленной, в следующем уже каким-то волшебным образом расстегивают на ней бюстгальтер.
Когда ты не перечитываешь сцену 50 раз, она быстро забывается, образы выпадают и ты все логические несостыковки сразу проявляются и устраняются одной редактурой.

Если персонаж в постельной сцене открыл рот и его ничем не заткнули.
Значит, сейчас он будет говорить!
Да, иногда бывает, что в постели люди несут... всякое. Но у нас с тобой книга. Даже если в ней уместен юмор, не всё можно на него списать. Я сейчас буду говорить не про юмор.
При написании персонажа (об этом потом будет в ветке "всё о персонаже") мы его (помимо характера и мотивации) наделили в том числе определённым образованием, словарным запасом, стилем речи, даже длиной предложений в диалогах. Если наш персонаж снял штаны, он не стал другим человеком.
Например, сейчас в ромфанте есть модная тенденция "властный герой". И там есть популярное клише. Например, некий король-викинг-завоеватель, который последние двадцать лет насилует и во все щели имеет любую приглянувшуюся ему женщину, вдруг женится на 18-летней девственнице. Которая ломает его внутренний мир, конечно же. И вот где-то между 3 и 4 сексом, он внезапно просыпается с ней утром и шепчет: "Любимая..." И да, "властный герой" абсолютно у всех авторов говорит именно это слово!)))
Понимаешь, да? На самом деле он, скорее, сказал бы ей: "Повернись ко мне жопой. Вот так. И спину выгни." Но точно не то, что предлагает нам среднестатистический автор ромфанта.
Если ты не хочешь запороть сцену, убедись, что персонаж говорит "своим голосом". Даже если он скажет что-то не свойственное ему, даже если он как-то раскроет себя с необычной стороны - он всё равно может сказать это словами из своего лексикона и своей интонацией. А то никто не поверит. А если читатель тебе в долгожданной постельной сцене не поверил - это провал.


Вот у меня прямо сейчас идёт борьба с такой стилистической ошибкой!!!
Может, ты мне и подскажешь нужное слово.

Так как это не имеет прямого отношения к теме поста, уберу под спойлер, а потом вообще удалю. Это не совсем постельная сцена, но эмоционально яркая, где персонаж неудачно открыл рот.
Отредактировано 19.07.2022 в 04:03
4

Маратель Irene Howlett
19.07.2022 18:18
  =  
В порядке общего бреда.

Ты читал Камасутру? Не в плане "картинки посмотрел", я про текст. Да, на минуточку, это философский трактат о чувственной жизни человека и там есть буквы. Сама в шоке.
Прочитала. И, как взрослая женщина, я хочу сказать, что те люди, которые это писали, понимали в женщинах и их соблазнении больше, чем те, кто сейчас продают за много денег курсы про то "как соблазнить женщину за 1 день" или "как соблазнить женщину козерога".
Кстати, у меня есть небольшой опыт создания схемы продажи такого курса для знакомого, и даже написания "советов", которые тоже строятся на "продаже". С какими душевными болячками и диагнозами барышни на такое ведутся, это вопрос отдельный. Главное - работает!) Интересно другое. Если бы я тогда Камасутру изучила, заработала бы на этом больше.

Если посмотреть на Камасутру серьёзно. Это очень сложно сделать, если честно))) Например, там можно встретить информацию о том, что женщине подобает быть верной своему мужу. Однако, для мужчин есть отдельная инструкция, как соблазнять именно замужних женщин. Класс, да?)
Я специально сейчас пишу "от себя" и без цитат. Те, кому будет неинтересно, всё равно пройдут мимо. А кто не читал и захочет поковыряться в первоисточнике, не лишит себя радости первого впечатления. Поэтому, если чутка ошибусь - не ругайте, я просто специально спойлерить не хочу.

Например, меня слегка шокировал и одновременно впечатлил один совет.
Мужчине, когда он сидит рядом с желанной ему женщиной, следует на земле. Ногтём (или стило). Рисовать "знаки любви".
Я просто представила себе сидящего рядом со мной мужчину, который длинным грязным ногтём на земле рисует сердечки и тут же пролистала дальше.
Однако. Стоп.
Мы ведь присылаем друг другу сердечки, смайлики с поцелуями, даже какие-то картинки. Что это, если не современная интерпретация таких вот "знаков любви"? Да это оно и есть. Просто тогда не было смартфонов и доступной бумаги, вот и рисовали на том, что было под рукой - на, собственно, земле.
Наверняка, девушку, которой молодой пылкий возлюбленный впервые рисовал такой "знак" это трогало не меньше, чем сейчас.

Я пролистнула страничку обратно. Что там ещё советуют?
Укусить лепестки цветка, который ты преподнесёшь желанной женщине. И, собственно, преподнести.
Тут надо понимать, что Камасутра предлагает широкое разнообразие укусов и щипков как способ прелюдии (к чувствительным местам приливает кровь, возбуждение растёт. профит). Тогда это было популярно, потому укушенный цветок - это весьма себе недвусмысленный намёк, да?
На первый взгляд, это забавная глупость. Если об этом подумать - ЭТО ГЕНИАЛЬНО.
Женщина, принявшая такой подарок (значит, ей мужчина хотя бы минимально симпатичен), несколько дней у себя на туалетном столике смотрит на этот самый цветок. Но она думает не о цветке. Не о том, что это милый презент. Она думает обо всех тех прекрасных вещах, который данный цветок иллюстрирует. В контексте мужчины его подарившего, само собой.
Чтобы добиться расположения женщины, первое и самое главное - это чтобы она о тебе правильно в нужном контексте думала. Вот именно этого мужчина и добивается таким подарком. Она о нём думает в том самом контексте, каком ему надо. И чем больше думает, кстати, тем больше подсознательно допускает такой вариант развития событий.
То есть ты тупо цветок подарил и где-то там занимаешься своими делами, а подарок "работает". И выхлопа от этого больше, чем от букета "из ста роз"! Можно подарить сто роз и остаться во френдзоне. А вот принятый дамой укушенный цветок... Повторюсь, это гениально!
Возможно, там ещё была тема про более агрессивную атаку, когда дарилась целая "гирлянда" из таких цветков. Но, думаю, это допускалось уже при дальнейших ухаживаниях. Также мне сложно сказать насколько такие подарки вообще были распространены и были эксклюзивны. Может, мужчина каждой своей знакомой такие дарил, в поисках взаимности. Но просто сама идея - класс!

К чему я это всё вообще? Попаданцы. Не могу сказать, что я много и всё про них читала. Но не припомню такого красивого примера, чтобы кто-то из попаданцев столкнулся с такими необычными "ухаживаниями" или "соблазнениями" в мире, который попал. А это было бы интересно. Над этим можно было бы посмеяться. Или бы метод внезапно сработал?) Или сработал, но не так?)
Я в историях про попаданцев помню только грубые примеры. В какой-то книге (не помню какой) женщина попаданцу презентовала что-то вроде венка из полевых цветов и потом думала, что они "встречаются". Так принято у них девушкам симпатию выражать. Но это грубо, непонятно и неочевидно.
А вот когда тебе мужчина укушенный цветок подарил, а ты приняла. А почему цветок укушен? Он что, так есть хотел? А чего он на меня так смотрит? Может, он его на вкус пробовал, проверял, что не горький? А я его теперь съесть должна? И на глазах этого ухажёра этот цветок схарчить.
Я, конечно, шучу. Но тут ситуация страннее, тоньше и её можно интереснее раскрутить)))

Я попробовала такое провернуть у своих героев, только с фруктом. Вышло сначала глупо, потом пошло, а потом я вообще удалила эту сцену. Не получилось, в общем. Но сейчас я всерьёз думаю сделать ещё один заход и попробовать снова (да и "трактат о любви" у меня там свой уже есть).

Мне кажется, что придумать в авторским мире какие-то живые, аутентичные традиции и способы ухаживания и соблазнения - это очень оживит мир и позволит как пошутить, так и даст возможность очень быстро организовать-написать напряжённую сцену. Как источник вдохновения, чтобы окунуться в атмосферу и оттолкнуться от "базовых принципов" работы этих способов соблазна, я на полном серьёзе рекомендую Камасутру.

Это не совсем про писательское дело. Но это идея. И хочу оставить её здесь. Вдруг кому-то тоже понравится))
5

Партия: 

Добавить сообщение

Нельзя добавлять сообщения в неактивной игре.