Гахад - это ощущение сродни сильной изжоге, которое появляется у орков в определенных условиях; оно заставляет представителей этой расы ощущать непреодолимое стремление избавиться от источника данного ощущения - ситуации или существа.
Орк испытывает "гахад" в ответ на уникальные обстоятельства или источники раздражения. Игрок, играющий персонажем-орком, должен четко описать два импульса, которые будут вызывать гахад, и постараться сделать это четкими недвусмысленными словами и предложениями, и - если нужно - указать особые ограничения для этих "раздражителей". Например: "кто-то оскорбляет мою мать", или "кто-то (но не член семьи) оскорбляет мою мать". Когда приключается ситуация, способная вызвать гахад, игрок может выбрать один из двух вариантов: "отдаться" этому чувству или попытаться сопротивляться.
Чтобы противостоять гахаду, персонаж должен совершить успешную проверку Воли (Сложность 6), причем результат проверки должен соответствовать силе раздражителя (по решению мастера). Например, в применении к приведенным выше раздражителям, если кто-то вскользь упомянет нечто, что может бросить тень на мать орка, результат, способный успокоить гахад, будет "Средний" (Average), а вот если кто-то откровенно назовет ее "*лядью подзаборной", то разве что "Превосходный" (Excellent) результат будет способен успокоить это разъедающее изнутри ощущение.
Успешная попытка противостоять ("проглотить") гахад неизбежно повлечет за собой "гахад-похмелье". Оно начинается в течение часа после того, как орк "проглотил гахад", и длится один час за уровень результата проверки Воли (один час для "Среднего" и четыре для "Превосходного"). Похмелье проявляется в виде головной боли, ломоты в суставах, тошноте, в общем, все как у нас, у людей, при нашем алкогольном похмелье, и в особо острых случаях может повлечь даже "белочку" - галлюцинации и навязчивые идеи касательно причины/раздражителя. На протяжении похмелья персонаж автоматически получает состояние "В западне" (Harried) [+2 к Сложности всех проверок действий].
В случае, если персонаж провалит проверку и поддастся гахаду, он сделает все возможное, чтобы прекратить ситуацию, вызвавшую его или нейтрализовать раздражителя. В нашем примере - орк попытается или просто закрыть рот говорящего (причем закрыть/заткнуть рот буквально), или сделает все возможное, чтобы убить того, кто обозвал его маму. Длительность этого сосотояние - такая же, как и у похмелья, и в это время персонаж получает бонус +1 к проверкам любого действия и эффекта, которые он предпринимает, чтобы избавиться от гахада (точнее, от вызвавшей его ситуации/раздражителя).
У мастера есть все права не пропустить тот или иной гахад, который будет слишком часто проявляться или который может повлиять на игромеханику (боевки, магия и т.п.). Гахад - игровой, но не механический/технический элемент, и его главная цель - доставить удовольствие от отыгрывания персонажей и ситуаций, но не помочь расправляться с врагами и т.п.