|
![](images/0.gif) |
Пост дополняется. 04.05.16. Добавлено два новых племени. Обновлен словарь. 11.05.16. Добавлен раздел "Исторические личности". Обновлен словарь. 26.05.16. Обновлен словарь. Обновлен раздел "Исторические личности". Добавлено три новых племени. 09.06.16. Обновлен словарь. Обновлен раздел "Исторические личности". Словарь языка Хансар Кашан - болезнь. Халты - смерть, мертвый. Йох - народ, племя. Отыр - бог. Сымсар - шаман, колдун. Олан - вожак, предводитель. Сагыш - воин. Таксар - великий воин, герой. Бей - богач. Катра - старый Айлат - молодой Ялап - новый Акатты - союз, объединение. Рат - костер, огонь. Тынасты - торговля.
Унт - лес Мув - земля, поля, открытая местность. Кев - горы. Юмпар - холмы. Санхам - берег. Парта - запад, западный Хала - восток, восточный Нохлы - север, северный Кошам - юг, южный
Вохсар - похожие на волков стайные хищники. Менкв - гигантские рогатые всеядные монстры хвойных лесов. Куран - похожие на трехрогих оленей стадные травоядные. Вой - зверь, животное. Лэнпо Вой - зверь Лэнпо, похожий на ламантина обитатель прибрежных вод (слово заимствовано из языка Альвов). Арк - широко распространенная птица (заимствованное слово неустановленного происхождение, встречается во многих языках). Сухмат - местный аналог можжевельника. Нанк - дерево. Тувар Нанк - местный аналог лиственницы. Торн - трава. Онат - рога. Пун - шерсть. Еман - змея. Хашна - муравей. Атроп Вой - отроп. Малан - рыба. Груви малан - рыба груви. Манта малан - гигантская манта.
Алиил Йох - альвы, народ Алиил. Данаан Йох - народ Даану. Пунан Йох - шерстистый народ, моколе. Хашнаан Кошам Йох - муравьиный южный народ, аэмнгай. Хашнаан Парта Йох - муравьиный западный народ, раш. Онатан Йох - импы, рогатый народ. Емаан Йох - змеиный народ, парвсиане. Емаан Шсанирас Йох - парвсиане государства Шсанираас. Номад Йох - Номад Доиморы. Фортраан Йох - фортранский народ. Таламан Йох - Доиморы государства Таламах.
Эра Богов. Общественная организация Хансар.Для описания общественной организации народа Хансар, что обитали в лесах Ялап Унт в Эру Богов, нам необходимо обозначить три понятия: Семья, Род и Племя.
Семья состояла из мужчины, женщины, а также детей мужского пола, не прошедших по возрасту обряд инициации и детей, подростков женского пола, не выданных замуж. В случае если один из супругов погибал, то по решению совета Рода, ему назначался новый спутник жизни - для женщин им становился один из мужчин Рода, а для мужчин приобреталась новая жена из числа других Родов и Племен. Могла возникнуть ситуация, когда дети оставались сиротами, либо их родитель, оставшись один, не мог обеспечить им достаточное содержание - в этом случае его детей распределяли опять же решением совета Рода между другими Семьями. Пожилых родителей в Семьях не было по причинам, о которых мы расскажем позднее.
Род представлял собой компактно проживающую группу Семей, где мужчины состояли в близком родстве, а женщины происходили из иных родов или даже племен. Жениться имели право только подростки и взрослые, прошедшие обряд инициации, семейные отношения строились по принципу моногамии. Исключения из правила составлял только сам период инициации мужчин, в определенный моменты которого они вступали в связь с молодыми незамужними девушками или вдовами. Женщин выменивали среди прочих ценных вещей в весенне-осенний период, когда Роды и Племена собирались на некое подобие ярмарок в условленных местах. Кроме того, агрессивные и сильные Роды могли совершать набеги на стоянки чужих Племен и среди прочего воровать женщин там. Совет Рода, использовался для решения внутренних вопросов, выдвигал представителей на совет Племени, определял текущий порядок ритуалов. В Совет Рода формально входили все взрослые воины-охотники, но реально право голоса имели только наиболее знатные и успешные воины и шаман, при его наличии.
Племя являлось более крупной формой организации и собиралось из Родов, связанных родственно-историческими связями, а так же общими легендарными предками. Племя поддерживало внутри себя условно дружественные отношения, межродовые проблемы решались через собрания совета Племени, составленного из представителей Родов. Каждый Род имел закрепленную за ним территорию для охоты и хозяйственной деятельности и в случае конфликтов с чужими Племенами мог обратиться за помощью к Родам, состоящим в его Племени. Если конфликт переходил в стадию военного противостояния, то созывалось племенное ополчение, куда входили большинство взрослых воинов Племени и подростков периода инициации. Эра Богов. Верования и ритуалы народа Хансар.Центральной фигурой религии Хансар являлся бог Холода и Смерти Тулхын-Отыр, обитавший, согласно представлениям первобытных племен, в чаще хвойных лесов. Этому божеству посвящались ритуальные служения, приносились жертвы, о его деятельности было сложено большое количество легенд и сказаний. Считалось, что Тулхын-Отыр организовал весь миропорядок, создал растения, животных и самих Хансар, а так же боролся с Хаосом и некоторыми зловредными демонами, чьи образы по всей видимости являлись отголосками божеств из пантеона соседних народов.
Детские жертвоприношения. Один из важных ритуалов поклонения Тулхын-Отыру являлся обряд приношения жертв в начале зимы. Как правило каждый Род отбирал наиболее слабых детей, надежно связывал их и подвешивал в лесу на ветвях деревьев Тувар Нанк, обрекая на смерть от холода. Убивать жертв было запрещено, успешное завершение ритуала было возможно, если ребенок погибнет без вмешательства Хансар или животных. Считалось, что Тулхын-Отыр, получивший жертву, лояльно относился к Роду, реже убивал охотников и путешественников в лесу.
Добровольная смерть. Другим жестоким ритуалом, применявшимся в первобытном обществе, была добровольная смерть старых и больных членов Хансарских Племен. Как правило, по возрасту они не подходили в качестве священных жертв, а потому, чувствуя себя обузой, просили своих близких убить их, либо сами совершали самоубийство. Благодаря двум упомянутым ритуалам, живущие в условиях дефицита пищи и ресурсов Хансары избавлялись от тех, кто потреблял еду, но не мог приносить пользы в обозримой перспективе.
Ритуальный каннибализм. Периодически между Хансар вспыхивали кровавые столкновения, в которых гибли воины Племен. В связи с этими событиями получил распространение ритуальный каннибализм - считалось, что чем более сильный и знатный был вражеский воин, тем больше преимуществ получали те, кто поедали его плоть. Подобная традиция относилась только к чужим племенам и только к телам погибших во время столкновения воинов. Учитывая, что в отношении соплеменников, а также чужих детей и женщин подобный ритуал не применялся, то существует предположение, что он был направлен на то, чтобы употребить по назначению лишние трупы, возникавшие в период войн, уничтожить вражеских мужчин, но при этом не устраивать резни в отношении наиболее уязвимых групп, которые теоретически могли влиться в победившее Племя.
Инициация подростков. До возраста 10-13 лет дети мужского пола воспитывались и содержались их родителями, однако в дальнейшем наступал период инициации, когда подростки становились оторваны от родительской опеки и приобретали навыки и знания необходимые для взрослой жизни. Начиналась инициация в зависимости от физических параметров юношей - родившиеся в голодные годы могли начать ее позднее, а более крупные и крепкие соответственно приступали к ритуалу раньше. Инициация могла длиться от года до нескольких лет, во время которых подросток уходил из семьи и вместе с другими юношами вступал в ряды воинов-охотников племени. В период инициации подросток учился охотиться, убивать, выполнять семейную роль взрослого мужчины, а так же изучал законы, легенды и ритуалы его Рода и Племени. Дети и подростки женского пола проживали вместе с родителями до тех пор, пока они не достигали подходящего возраста, после чего их выдавали в замуж в чужой Род. Всем необходимым знаниям и навыкам девушек обучала родная мать или женщина ее заменявшая, какого то отдельного обряда инициации для женщин не проводилось.
Инициация шаманов. В отличие от многих других примитивных народов, шаманы Хансар не выделялись в отдельную касту и не пользовались особыми привилегиями, за исключения регулярного права голоса на собраниях Рода. Шаман по сути был одним из воинов-охотников, который, в дополнение к своим обычным функциям, обеспечивал связь непосредственно с богом Тулхын-Отыром и получал от него различные советы. Не во всех Родах были шаманы, среди Хансар они являлись относительно редкой профессией. Для того, чтобы стать шаманом, соискателю необходимо было соответствовать двум требованиям - во-первых, он должен начать слышать голос бога во время зимних метелей, а во вторых, ему требовалось пройти ритуал инициации. Инициация шамана заключалась в том, что слышащий голос Тулхын-Отыра охотник ранней весной уходил в лес и не появлялся на родовой стоянке в течение года, возвращаясь туда в конце следующей зимы. Учитывая суровый климат северных лесов, одиночка фактически был обречен на гибель в зимний период при обычных обстоятельствах, однако те, кто, как считалось, пользовался благосклонностью бога и был готов стать проводником его воли среди Хансар, умудрялись выжить и вернуться здоровыми в свой Род. Названия экосистемЭкосистема хвойного леса Сухмат+Тувар Нанк - Ялап Унт (Новый Лес) Экосистема реликтового хвойного леса - Катра Унт (Старый Лес) Экосистема пустошей с Монквами - Халты Мув (Мертвая Земля) Названия географических объектовЛеса в центре северной части континента - Хансар Унт (Лес Хансаров) Поля на юге от Хансар Унт - Торн Мув (Травяная Земля) Огневища на юге от Хансар Унт - Рат Мув (Земля Костров) Пустоши к западу от Хансар Унт - Парта Халты Мув (Западная Мертвая Земля) Пустоши к востоку от Хансар Унт - Хала Халты Мув (Восточная Мертвая Земля) Горы к востоку от Хансар Унт - Хала Кев (Восточные Горы)
Эра Королей. Племена Хансар.К первому веку Эры Королей племена Хансар расселились в центральный районах лесов Хансар Унт. Каждое племя имело свое тотемное животное и считалось, что его дух придает воинам некие особые качества. Общей традицией стало нанесение на кожу татуировок и шрамов, которые исполнялись при обязательном присутствии шамана. Рисунки на коже позволяли запечатлеть историю каждого воина, по ним можно было узнать об его успехах в охоте и на войне. Кроме того, в каждом племени существовали и другие традиции подчеркивания ранга его представителей, например за счет ношения особых украшений из кости.
Расскажем подробнее об известных Племенах.
Вохсаран Йох. Отличительным знаками представителей племени были украшения из костей вохсар, знатные воины в качестве шлемов носили черепа представителей данного хищного вида. Считалось, что члены этого племени побеждают врагов за счет того, что сражаются, как единое целое, обладают железной дисциплиной и используют грамотную тактику. По всей видимости у Вохсаран Йох была система голосовых команд, позволявшая их группам маневрировать на поле боя, проводить атаки с флагов, отвлекающие маневры и ложные отступления, что выгодно отличало их от других племен, использовавших более примитивные методы ведения боя. Стоит отметить, что по мнению противников, члены этого племени, несмотря на успехи в массовых сражениях, по отдельности были слабы и их храбрость проявлялась только в группе.
Менкван Йох. Второе племя, прославившееся своими успехами в области войны. Его представители украшали себя фрагментами костей своего тотемного животного, а лучшие бойцы и предводители отрядов появлялись на поле боя в рогатых черепах менквов. Согласно представлениям того периода, лучшие охотники племени при помощи тяжелого копья (рогатины) способны были победить менква в схватке один на один, однако сейчас сложно утверждать насколько эти слухи соответствовали действительности. В любом случае, на поле боя воины Менкван Йох выступали, как непревзойденные поединщики, отлично обращались с копьем и дубиной, каждый из них стоил в столкновении нескольких бойцов врага. Несмотря на то, что каждый воин этого племени был индивидуально силен, их отряды в тот период отличались невысокой численностью и слабой дисциплиной ввиду того, что каждый член группы пытался лично выделиться в драке.
Халтан Йох. Члены этого племени отличались в первую очередь презрением к своей и чужой жизни, бесстрашно бросались в бой в любой ситуации, жестоко, даже по меркам Хансар, расправлялись с противниками. Халтан Йох украшали себя фрагментами костей и хансарскими черепами, взятыми либо у поверженных врагов, либо у павших в бою лучших воинов их собственного племени. Из их ритуалов, упоминания о которых дошли до нас, стоит отметить обычай снимать живьем кожу с взятых в плен врагов, а также военное обучение подростков в период инициации на оживленных вирусом Халты Кашан трупах. Некоторые Рода племени выделялись необычно большим количеством шаманов в своих рядах, их ритуальные бубны, согласно поверьям, обтягивались хансарской кожей. Несмотря на то, что воины Халтан Йох за счет жестокости и презрения к смерти превосходили бойцов многих племен, но в открытых столкновениях они как правило уступали отрядам Вохсаран Йох и Менкван Йох.
Аркан Йох. Племя считало своим тотемным животным повсеместно распространенную птицу Арк и наряду с костяными вещами использовала ее перья в качестве украшений. Воины Аркан Йох не были настолько сильны, как бойцы описанных выше трех агрессивных племен, но взамен прославились своими способностями к скрытному передвижения по лесу и успешными ночными нападениями. Представители этого племени отличались частым применением легких метательных копий на средней дистанции и костяных ножей в ближнем бою. Вместо того, чтобы участвовать в лобовой свалке, как другие племена, Аркан Йох по возможности избегали открытого сражения, за счет развитой системы оповещений и передачи сообщений сигнальным дымом на большие расстояния их сложно было застать врасплох. Если враги добирались до стоянок Аркан Йох, то там уже, как правило, никого не было, а воины племени появлялись, когда противник этого менее всего ожидал, например ночью или ранним утром.
Кураан Йох. Согласно мнению окружающих племен по праву назывались лучшими охотниками. Кураан Йох в качестве отличительных украшений использовали кости и черепа Куран. Рода этого племени активно торговали с соседями шкурами и вяленым мясом, наряду с украшениями и молодыми женщинами, а также зачастую откупались данью от других более агрессивных групп. Существуют свидетельства, что Кураан Йох в случае сложных конфликтов при помощи подкупа и дипломатии натравливали другие отдельные чужие Рода и Племена на своих врагов. Конечно, такая стратегия была успешной только при наличии времени на подготовку и не могла защитить от внезапных нападений со стороны небольших групп налетчиков Вохсаран Йох и Аркан Йох, пытающихся поживиться богатствами успешного соседа.
Туваран Йох. Племя прославившееся своими ремесленниками, строителями, а также художественной работой по дереву. Его важные представители вроде шаманов и знатных воинов носили резные маски, изображавшие лица предков. Как и Кураан Йох, активно участвовали в бартерной торговле, обмениваясь с соседями оружием, лыжами, бытовыми предметами и украшениями из дерева. Стоянки Туваран Йох отличались от других наличием тотемных резных столбов, которые применялись ими также для обозначения границ территории и в качестве ориентиров. Считается, что представители этого племени первыми начали строить постоянные дома вместо юрт и перешли к оседлому образу жизни от полукочевого, свойственного другим представителям народа Хансар в тот период.
Лэнпоан Йох. После основания Хансар Курт, часть племен по приказу Верховного Шамана переселилась в окрестности города, заняв в том числе приморские районы на севере от него. В приморских землях часть Родов Племени Кураан Йох освоили новый вид охотничьего промысла, отличный от традиционной охоты на Куран. Ламантины Лэн-По, названные Хансарами Лэнпо Вой, стали новым источником мяса и костей для первобытных добытчиков. Со временем, Рода промышлявшие охотой на нового зверя, расселились вдоль всего побережья северных лесов, и образовали новое Племя, названное Лэнпоан Йох. Считается, что представители именно этой группы впервые столкнулись с островным Альвами, чьи лодки стали появляться в местных водах на рубеже Первого и Второго веков.
Тынастан Йох. Заселившиеся в Четвертом веке в южные земли колонисты отдельных Родов Племени Туваран Йох переживали не лучшие времена. Несмотря на то, что луга были богаты пищей, они оказались оторваны от их привычного ремесленного производства, связанного с обработкой дерева и кроме того одомашнивание Куран, чьи стада начали пастись в родных хвойных лесах в Пятом веке, так же прошло мимо них. Однако, представители этого Племени славились природной мудростью и способностями к освоению различных новых ремесел. В итоге к Шестому веку колонисты южных земель образуют новое племя Тынастан Йох, которое воспользовавшись своим удобным географическим положением начинает выполнять посреднические функции в торговле между Хансарами и Номад-Доиморами, что везли товары со всех южных земель. В скором времени в хвойных лесах на границах с лугами начинают пастись стада, принадлежащие торговцам Тынастан Йох, заработавших крупные состояния на своем новом ремесле. Так как в этом Племени и его предшественниках из Туваран Йох традиционно не встречалось не выдающихся шаманов, ни великих воинов или вождей, то для глав торговых Родов начинает употребляться почетный титул - Бей. Караваны Тынастан Йох расползаются на юг, где торгуют с Исхамабадским Хифиратом и его соседями, везут товары на север Племенам Хансар, добираются вплоть до морского побережья где обмениваются с морскими торговцами Лэнпоан Йох, поддерживающими контакты с Альвами и Даану.
Емаан Хансар Йох. Некоторые беженцы парвсиан, которые несколько веков назад добрались до земель Хансар, смогли пережить первые контакты с местными обитателями. Их стоянки с тех пор существовали на территории Халты Мув, и никуда не исчезли после того, как экосистема Ялап Унт вытеснила мертвые пустоши. Парвсиане долгое время избегали конкуренции и конфликтов с заселившимся в ту местность Племенем Халтан Йох, а со временем смогли установить с ним хозяйственно-экономические связи и таким образом избежать истребления. В Шестом веке численность парвсиан на восточных территориях Хансар Йох Акатты выросла настолько, что они образовали свое собственное Племя, живущее по хансарским законам, перенявшее местную культуру, язык и поклоняющееся богу Тулхын-Отыр. Вместе с хозяевами земель парвсиане, получившие название Емаан Хансар Йох, занимались охотой, рыбной ловлей и животноводством. Кроме того, в тот период отмечены дипломатические контакты с государством Шсанираас, паломники которого получают право прохода через северные территории и сопровождаются отрядами Емаан Хансар Йох на всем протяжении пути. Чтобы не путать между собой два парвсианских народа, Хансары начинают называть жителей государства на юго-востоке Емаан Шсанирас Йох.
Малаан Йох. В Пятом веке колонисты Лэнпоан Йох были направлены на освоение западных прибрежных пустошей, но уже в Шестом веке связь с ними прервалась из-за вторжения флотов Ррахтейского Синга, отрезавших хансарские стойбища от метрополии. Около четырехсот лет поселенцы выживали в полной изоляции на бесплодных землях Парта Халты Мув, не имея возможности вести полноценную добычу рыбы из-за отсутствия лодок и доминирования на воде боевых плотов Моколе. В начале Девятого века, разорив поселения импов, армии Хансар вышли к поселениям Малаан Йох, Рыбьего Племени, особенности быта и обычаи которого поразили даже привычных к жестоким традициям воинов восточных Племен. Хансары выделялись среди других народов своей всеядностью и способностью находить еду даже там, где ее, казалось бы, нет, но у Малаан Йох эта особенность оказалась возведена в абсолют. Любое мясо, любые трупы соплеменников, убитые в стычках моколе и импы - все употреблялось в пищу. Если вдруг мяса после очередного боя оказывалось слишком много, чтобы съесть его сразу, то его закапывали в мерзлую землю и придавливали сверху плотным грунтом для сохранения на будущее. Гниющие трупы, падаль стали неотъемлемой частью рациона этого племени. Другим методом добычи еды была подводная прибрежная ловля - не имея возможности производить лов с лодок, Малаан Йох научились подолгу пребывая под водой вести добычу рыбу при помощи гарпунов. По всей видимости, именно необходимость находиться под водой с открытыми глазами привела к появлению такой особенности, как "рыбий глаз" - органы зрения представителей Племени стали похожими на рыбьи - неморгающие, мутные, покрытые слоем защитной слизи. Социальная структура и культура Малаан Йох также отличалась от привычной. Во-первых, их стойбища не были разбросаны по всей территории земель проживания, а кучковались близко друг к другу для лучшей защиты от отрядов враждебных импов и моколе. Для добычи еды вглубь материка отправлялись хорошо вооруженные отряды-воинов охотников, которые, как правило, атаковали приграничные поселения соседних народов и уносили все тела погибших с собой для употребления в пищу. Во-вторых, если Хансары, жившие в лесах, соблюдали запрет на близкородственные браки, то Племя Малаан Йох за века изоляции стало одной большой группой кровных родственников и инцест являлся среди них обычной практикой. В-третьих, религиозные ритуалы Племени заметно расходились с практиками восточных Хансар, Рыбьи Шаманы их методы совершения богослужений создавали впечатление приступов массового безумия. Малаан Йох восприняли появление собратьев на их территории достаточно холодно, за сотни лет Племя привыкло справляться с любыми сложностями исключительно своими силами и с настороженностью относилось к чужакам. Однако, со временем, Рыбий Народ все таки удалось интегрировать в племенной Союз, они освоили новые методы рыбной ловли с лодок, а их стойбища, кучковавшиеся у берега, стали основой для создания нового крупного поселения Санхам Курт.
Кеван Йох. Основателем Племени считается Сохта-Бей из Туваран Йох. Туваран Йох являлись лучшими ремесленниками хансарских лесов, в то время, как их ближайшие родственники, Племя Тынастан Йох, регулярно отправляло караваны на юг и привозили с не только чужеземные товары собой новые знания. Технология обработки камня, на которую частично оказали влияние каменщики Аэмнгай, со временем добавилась к привычным Племени работам по дереву и укрепления вокруг стойбищ Хансар возводили уже зодчие Туваран Йох. В восьмом веке один из горных районов Лукум стал местом кровавых столкновений между армиями Хансар и Фортран. Дипломаты фортран, направленные в Хансар Курт вскоре после битвы, требовали сделать места массовой гибели их воинов священными зонами без оружия и заселить туда, зачем то, импов. Хансары поддержали предложение о создании мирной зоны, но вместо импов заселили на новые земли часть Родов Туваран Йох, возглавляемых Сохта-Беем. Оставшись без возможности продолжать привычное производство изделий из дерева, эти Рода полностью перешли на обработку камня и к девятом веку выделились в новое племя Кеван Йох, Горный Народ. По некоторым данным, их каменщики участвовали в возведении фортранских храмов на территории провинции, посвященных сражению Восьмого века.
Атропан Йох. Если горный район, ставший местом проживания Кеван Йох, заселялся мирными Племенами, то регионы Лукум на западе были оккупированы Армиями Вохсаран Йох и Менкван Йох, поселенцам которых пришлось налаживать быт в непривычных условиях. Местным видом фауны, ставшим объектом для охоты Хансар, были травоядные Отропы, названные колонистами Атроп Вой. Со временем выделившиеся в отдельное Племя Рода приняли отропов в качестве тотемного животного и начали именоваться Атропан Йох. Сохранив воинственность своих предков, охотники Племени часто нападали на сохранившиеся в отдаленных горных районах поселения импов, но не вырезали их под корень. Одичавшие импы и охота на них стали частью ритуалов инициации и методом поддержки воинов в боеспособном состоянии.
Эра Королей. Исторические личностиВерховные шаманы: I век. Хаттын-Сымсар - основатель Хансар Курт и Союза Племен. II век. Нохлы-Сымсар - при нем в результате гражданской войны Союз объединил по своей властью все Племена Хансар, начата торговля с альвами. III век. Лован-Сымсар - основатель Юмпар Курт. IV век. Харнаин-Сымсар - во время его правления начинается торговля с Номад-Доиморами. V век. Потарлы-Сымсар - при нем строятся храмы Тулхын-Отыру и по территории хансарских земель распространяются стада одомашненных Куран. VI век. Катра-Сымсар - его период запомнился экспедицией к Аэмнгай, договором с парвсианами и накалом отношений с соседями на западных границах. VII век. Алыслан-Сымсар - начало войны с государствами Импов и Моколе. VIII век. Мутраин-Сымсар - окультуривание Сухмат, одомашнивание Вохсар, столкновения с Фортранами, война с Импами и Моколе, дипломатические посольства к разным народам. IX век. Хатлан-Сымсар - открытие медицины и разрыв отношений с южными кочевниками из-за религиозного скандала. X век. Атам-Сымсар - одомашнивание Отропов, открытие письменности, создание первых мифологических и исторических текстов. XI век. Велам-Сымсар - открытие обработки меди и начало разработки месторождения руды в Лукумских горах.
Рэнин-Таксар - знатный воин племени Лэнпоан Йох, впервые встретивший делегацию альвов на хансарских берегах. Янмет-Сымсар - шаман племени Лэнпоан Йох, участник переговоров с альвами с IV веке. Айлат-Бей - торговец из племени Тынастан Йох, участник переговоров с аэмнгай в VI веке. Хонты-Сымсар - шаман, делегированный из Хансар Курт, участник переговоров с альвами в VI веке. Тумаян-Сымсар - шаман, проводишь переговоры с фортранами с VIII веке. Сохта-Бей - торговец из Туваран Йох, основатель племени Кеван Йох. Соман-Таксар - парвсианский воин из Емаан Йох, возглавлял делегацию послов в Ашнисарат в VIII веке. Вулы-Таксар - легендарный воин, первым приручивший хищных Вохсар. Унтар-Олан - вождь племени Кеван Йох, участник переговоров с Парвсианами в IX веке. Кашлы-Сымсар - представитель Верховного Шамана на переговорах с Номад-Доиморами в IX веке. Ошлы-Сымсар - легендарный шаман, неудачно пытавшийся приручить в XI веке оживленный Халты Кашан труп.
|