|
|
Дополнительные материалы, приведенные в этом посте, я рассматриваю как фансервис для самого себя, поэтому привожу здесь для ознакомления в необязательном порядке. Лучше всего, наверное, будет пролистать этот раздел по диагонали, посмотреть на картинки, и при желании - вчитаться в заинтересовавшие части. Повторюсь - если вы желаете играть попаданцем - прочтение этого поста может смазать момент личного знакомства с миром. 7. Календарь АврорыЦивилизация, зародившаяся на Земле, использует ныне вариант летоисчисления, называемый релятивистским григорианским календарем - РГК. РГК использует те же единицы измерения времени, что привычный людям XX века григорианский календарь, и тот же самый момент начала летоисчисления. В РГК, однако, вводится точка начала летоисчисления - руины главного входа в библиотеку университета Хасана II, Старая Касабланка, Марокко. Чтобы перевести время из григорианского календаря в РГК, нужно из текущей даты (в месте, где вы находитесь; в системе измерения, связанной с точкой начала летоисчисления) вычесть расстояние от данной точки до библиотеки Хасана II, умноженное на квадратный корень из двух и деленное на скорость света. Этот календарь удобен, потому что он значительно уменьшает необходимость постоянного перевода времени при путешествии по сети червоточин странников. На момент старта игры, идет 6711 год РГК. Планета Аврора делает полный оборот вокруг Солнца за 403 местных суток, которые примерно равны 22 часам 15 минутам земного времени. Ввиду относительно слабой связи между жителями Авроры и странниками, а также ввиду практической необходимости, Аврора живет по собственному календарю. Все единицы измерения времени используют старые названия - поэтому во избежание путаницы, ниже под сутками/часами/минутами и пр. будут подразумеваться аврорианские единицы. Земные единицы измерения будут обозначаться отдельно. Аврорианский календарь в дальшейшем будет обозначаться АК. Сутки делятся на 24 часа, каждый из которых чуть короче земного (на 4.5 земные минуты). Час состоит из 60 минут, минута состоит из 60 секунд (каждая секунда составляет примерно 0.93 земной). Местный календарь имеет 12 месяцев, названных точно так же, как на Земле. Январь, март, май, июль, август, октябрь и декабрь здесь имеют по 34 дня, остальные месяцы - по 33. Земное мнемоническое правило запоминания "длинных" и "коротких" месяцев по костяшкам пальцев - работает и тут. Неделя длится семь дней, на большинстве предприятий введен режим работы 8 часов 5 дней в неделю, суббота и воскресенье - выходные. Момент начала летоисчисления Авроры - появление на поверхности планеты первой формы жизни, производной сине-зеленой водоросли без имени. По РГК это было 1 апреля 6100 года. По аврорианскому календарю - 1 января 1 года. Тамбовская область расположена в северном полушарии планеты, и поэтому в ней есть времена года. Как и в северном полушарии Земли, самый жаркий месяц года - июль, а самый холодный - январь. На момент старта игры, идет 598 год АК. В Тамбовской области отмечаются следующие нерабочие праздничные дни: 1-3 января - Новый год; 23 февраля - мужской праздник; 8 марта - женский праздник; 1 апреля - день математика; 1-3 октября - праздник щедрости; 10 декабря - день жертвоприношения. 8. Идеология и политическая жизнь ТамбоваВ вопросе идеологии, тамбовское общество устроено довольно монолитно. Господствующей системой ценностей является гуманизм, который прививается человеку чаще всего в школе. Образование в Тамбове не обязательно, но бесплатно, и притом обычно проходит в школах типа интернат - поэтому подавляющее большинство граждан в той или иной степени гуманистические ценности разделяют. Гуманизм в местном понимании - это идеология, основанная на утверждении, что каждое существо достойно прожить жизнь, свободную от боли и страданий, а также других негативных ощущений, которые способно осознать. Гуманизм Авроры не абсолютен: так, он не осуждает забой скота при условии, что при жизни животное обеспечивалось всем необходимым, включая общество себе подобных и достаточное для счастливой жизни жизненное пространство, а гибель была быстрой и безболезненной. Кроме того, гуманизм не осуждает охоту на животных и личностей низших порядков с целью рекреации - хоть и требует среди прочего, чтобы убийство было быстрым, безболезненным и не вызывающим массовой паники. На Авроре, гуманизм противопоставляется трансгуманизму - идеологии, постулирующей долг каждой формы жизни стать наилучшей возможной версией себя, или послужить подобному становлению другого существа. В школах, трансгуманизм проходится в ознакомительном порядке - но, насколько можно судить о намерениях Колмогорова, в ближайшие пару столетий он планирует постепенно внедрять трансгуманизм на Авроре в качестве основной системы ценностей. Большинство тамбовчан, впрочем, имеют слабое представление о разных сортах философии, и усваивают из школьного курса только основные идеи: убивать плохо, воровать плохо, лгать плохо, пытать очень плохо, изменять тело и личность другого человека без его согласия - совсем плохо. Последнее суждение, к слову, относится в том числе к практикам воспитания и обучения детей: тамбовский ребенок, начиная с восьми лет, волен решать самостоятельно, жить ему с родителями, в государственном интернате или же на улице, и следует ли ему проходить программу обучения. Ребенку, конечно, объясняют последствия его решений, и в целом процедура ангажируется таким образом, чтобы большинство детей оставались там, где уже находятся - но существует небольшое число детей, которые в рамках этой практики уходят жить самостоятельно, никакого образования не получая (чаще всего - пока не передумают через пару недель, но иногда дело доходит до летального исхода). В политическом плане, Тамбовская область - представительная демократия. Главой исполнительной ветви власти служит выборный трибунал, состоящий из трех человек - трибунов. Трибуны избираются всеобщим голосованием на девятилетний срок, без права занимать эту должность дважды в течении жизни; выборы нового трибуна происходят каждые три года. Главным законодательным органом страны является однопалатный сенат, состоящий из 111 мест. Люди, которые будут эти места занимать, избираются всеобщим голосованием, каждые шесть лет. Нужно отметить, что "всеобщее голосование" на самом деле не совсем всеобщее - к бюллетеням допускаются только жители Тамбовской области, получившие минимум четыре года начального общего образования. Заметную роль в управлении страной играют политические партии и общественные движения. Формально, Тамбовская область определяет свою политику независимо от Колмогорова - однако на практике, архилект всегда держит руку на пульсе событий. Его стараниями, ни одна из политических партий не сумела подмять под себя политическую жизнь страны, и отчасти по той же причине они не радикализируются на почве взаимных разногласий. Основными парламентскими партиями являются РЭП (Рабоче-Электоральная Партия, социал-демократы; контролирует 32 места), ПЕТ (Партия Единого Тамбова, либеральные консерваторы под предводительством директора НИИ ПМТ Аббубакера Снека; 25 мест), ПТП (Партия Тамбовского Прогресса, правые либералы; 17 мест; в быту иногда расшифровывается как "Партия Тараса Пушкарева" по имени ее нынешнего лидера), ИНФ (Исламский Народный Фронт, квазирелигиозные центристы; 17 мест), ПП (Партия Поля, аграрная партия; 12 мест) и ОПГ (Общественная Партия Гусар, радикальные правые популисты; 5 мест). Ввиду аномально малой радикализации сената, его заседания большинству населения неинтересны - а потому политически активная молодежь собирается в собственные разнообразные партийки и кружки, которые со временем либо распадаются, либо вливаются в более крупные (и менее радикальные) образования. Организованной религии на Авроре почти нет. Существует крайне малое число граждан, регулярно посещающих мечети (по последним оценкам, их число по всей области колеблется в пределах 300-350 тысяч человек). Некоторое число людей практикуют буддизм, йогу и кендо (суммарно их численность составляет до 500 тысяч человек), но чаще всего их активность ограничивается физическими и психологическими упражнениями, без идеологической подоплеки. 9. ВерениканкаВерениканский Ноократический Конгломерат (ВНК, Верениканка или Вереникана) - государственное объединение, частью которого формально считается преобразование Колмогорова-Гу, планета Аврора и Тамбовская область в частности. В материнском мире, ВНК представляет собой небольшое государство, располагающееся в центральной части Сферы Странников, в которое входит не менее 600 звездных систем, расположенных в области космического пространства порядка 50 световых лет в поперечнике, на расстоянии 250-300 световых лет от Солнца. Историческим центром Конгломерата является звездное скопление Волос Вереники (Мелотт 111), состоящее из ста шестидесяти молодых, высокометалличных звезд - в основном, сравнительно с Солнцем легких красных карликов и гигантов [7]. Ввиду малого по космическим меркам возраста, это звездное скопление оказалось относительно бедно на эндемичные формы жизни. Важное исключение - экосистема и цивилизация РепеДе, развившаяся на поверхности одной из двух входящих в скопление природных нейтронных звезд; к моменту обнаружения в начале XXX-го века, цивилизация достигла уровня развития, сравнимого с земным железным веком. Изначально, звезда была объявлена заповедником, но в результате политической нестабильности середины четвертого тысячелетия, ее обитатели были интегрированы в сообщество странников на общих правах. Обилие природных ресурсов и малая численность местных форм жизни предопределили судьбу этого участка космического пространства как арены для многочисленных конфликтов, зачастую с применением вооруженных сил. Границы различных политических структур, владеющих скоплением Волос Вереники, регулярно менялись вплоть до середины шестого тысячелетия, когда в 5391 году РГК была подписана декларация независимости Верениканского Калифата от Зоны Свободного Обмена. Первой халифой нового государства стала архилект Вишреки, которая удерживала в своих руках всю полноту власти в местном космосе вплоть до смены строя на ноократию в начале седьмого тысячелетия. В результате случившегося переворота, у власти оказалась и до сих пор остается архилект Хризалида, начало правления которой ознаменовалось чередой кровопролитных войн, завершившаяся присоединением к ВНК звездных систем, входивших до этого в Культ Черной Воды. В настоящий момент, ВНК является жилым пространством архилекта Хризалиды, которая стала одним из поздних пополнений в компании архилектов восьмого порядка. Хризалида тщательно охраняет свои звезды от посягательств других личностей своего уровня, но содержит на своих территориях семь архилектов-"питомцев" седьмого порядка. Кроме небольшой популяции архилектов, ВНК - дом для примерно 15 тысяч сверхразумов шестого порядка, 40 миллионов сверхразумов пятого порядка, полумиллиарда надразумов четвертого порядка, 2 триллионов разумов третьего порядка и 4 квадриллионов разумов второго порядка (из них 80% - виртуальные производные людей, дельфинов и репеДе). Единой религии как таковой в ВНК не существует: около 8% местных жителей второго и третьего порядков продолжают поклоняться Черной Воде несмотря на официальный запрет этой религии; около 40% жителей ВНК самоидентифицируются как мусульмане, однако лишь четверть из них исполняет намаз хотя бы раз в месяц. В направлении центра Сферы, ВНК непосредственно граничит с СоЗГ (Солнечный Звездный Город; альянс посткорпораций, в чьей собственности в настоящее время находится Солнечная система), с которым Вереникана находится в состоянии холодной войны. СоЗГ - крупнейший и сильнейший политический сосед ВНК, но помимо него, у владений Хризалиды есть общие границы еще не менее, чем с шестнадцатью другими политическими объединениями. ВНК является активным игроком на политической арене цивилизации странников, и входит в большинство имеющих какое-либо значение коллективных договоров. В частности, ВНК входит в договор о расширении единой сети космических червоточин (РЕСКоЧ), в договор о защите звездных популяций (препятствующий бесконтрольному уничтожению звезд и истреблению местных форм жизни), а также в договор о коллективной обороне (хоть и был принят в договор скорее из опасения, что в противном случае станет военным противником остальных членов договора - в частности, СоЗГ'а). Ввиду густой населенности центра Сферы Странников, ВНК, СоЗГ и еще несколько крупных государств центра Сферы начали совместный проект по заселению преобразований Моравека, который со стороны ВНК курирует архилект Колмогоров. Обитатели преобразования Колмогорова-Гу, хоть формально и являются гражданами ВНК, на практике пребывают в вынужденной информационной изоляции от родительского государства. Единственным сколько-нибудь агрессивным каналом патриотической пропаганды в Тамбове остаются теле- и радиоканал "Улыбка Вишреки", транслирующие в основном развлекательные кинофильмы, сериалы и безобидную музыку, прошедшие жесткую цензуру Колмогорова, а также еженедельные новостные сводки. 10. Архилекты ВерениканкиНиже приведен краткий обзор личностей, активных на территории Верениканки, способных мыслить на седьмой или выше сигнальной системе мышления. Под кратким описанием, под спойлером, приведены их логотипы. Хризалида - архилект восьмого (или, по слухам, уже выше) порядка, чья история до момента становления Хризалидой, и даже прежнее имя, являются государственной тайной. Несмотря на подавление в ВНК любой информации, связанной с деятельностью Хризалиды в прошлом, из обрывочных сведений все же можно сделать вывод, что изначально Хризалида была каким-то образом лично связана с архилектом Вишреки, после чего в результате махинаций последней была форсированно выведена на восьмую систему мышления. Вскоре после своего восхождения, этот архилект прибрал к рукам власть в - тогда еще - Верениканском Калифате, и начал вести завоевательные войны. Примерно четыре столетия назад, после вступления ВНК в договор о коллективной обороне, архилект сменил имя на Хризалиду и отстранился от политики, оставив бытовые вопросы своим питомцам. Вишреки Рай - архилект седьмого порядка, первая халифа ВНК. В настоящее время играет вторую роль в политической жизни государства, будучи лицом и голосом Хризалиды, а также исполняя обязанности лидера в ее отсутствие. Аспекты Вишреки: роскошь, наркотики, медиа-контент и азартные игры. Вишреки начала свою жизнь как производная человека, где-то в середине XLII века. Став известной актрисой, Вишреки сначала сделалась родоначальницей семейства виртуальных клонов, после чего слилась с ними в единое существо. Основав собственную медиа-империю, она постепенно перешла из разряда экономических игроков в игроки политические. Соломон - архилект порядка семь-пять, развитие которого в настоящее время активно форсируется Хризалидой. Занимается в основном строительством космических сооружений и логистикой, но иногда оказывает поддержку другим архилектам. По меркам себе подобных, очень молод - личность Соломона была создана синтетически, с поддержкой седьмой сигнальной системы мышления уже на момент создания в 6513-м году. Джек - архилект седьмого порядка, перешедшая в подданство ВНК в результате присоединения Черной Воды. Аспекты Джек - наука и шпионаж; она каким-то образом тесно связана с Колмогоровым, но непонятно - союзники они, враги, или же любовники. Состав и местонахождение вычислительного субстрата этого архилекта неизвестны, но по двум наиболее распространенным версиям, она или виртуальная личность, паразитирующая на Интернете, или меметический агент наподобие Протокола. У Джек нет логотипа, потому что она не производит товаров или услуг, которые бы маркировала (в худшем случае, Джек маркирует свои поделия логотипами других политических и экономических структур). Однако своеобразным символом Джек в сети стал перерисованный независимым художником логотип популярной в ВНК сети ресторанов быстрого питания. Эту картинку часто называют "to". Черная Вода - архилект седьмого (в прошлом - восьмого) порядка. Когда-то был самостоятельной личностью более или менее естественного происхождения, ныне или переписан Хризалидой, или частично ею пожран, или просто сильно изменился в результате прохождения некоего подобия лоботомии. Достоверно неизвестна роль Черной Воды в экологии ВНК; однако, на территориях, ранее бывших от Верениканы независимыми, он является некоторым аналогом Вишреки. Огдоуд - архилект седьмого порядка. Аспекты Огдоуда - здравоохранение, законодательство и государственное устройство. Огдоуд порожден нестабильным объединением восьми личностей меньшего (предположительно, шестого) порядка, и на нем лежит основной груз ответственности за ежедневное функционирование ВНК. Стрикс - архилект седьмого порядка, перешедший в подданство ВНК после переезда из другого политического образования. Аспектами Стрикса являются оптимизация и эффективность. Этот архилект также заведует государственной системой вычислительного субстрата для проведения AdHoc-вычислений. По легенде, Стрикс начал свою жизнь как обычная, без каких-либо модификаций, лесная сова, над которой проводились какие-то эксперименты. Колмогоров - архилект седьмого порядка, куратор проекта заселения преобразований Моравека со стороны ВНК. Аспекты Колмогорова - математика и хаос. Колмогоров является производным от объединения информационных систем концерна "Колмогоров", который был одним из первых подрядчиков в строительстве единой системы космических червоточин. Средоточением вычислительных мощностей Колмогорова служит преобразованный в мозг-матрешку красный карлик, находящийся где-то в сердце скопления Волос Вереники. Дигени - сверхразум шестого-пять порядка, изначально бывший дочерней корпорацией Черной Воды, но в результате реструктуризации получивший собственную личность. Аспекты Дигени - природная красота и туризм. После вступления в ВНК, Дигени стал архилектом-покровителем популяции, производной от репеДе. Считается, что все личности и организации, занимающиеся созданием жизни, встраивают в генетический код (или его аналоги) своих изделий секретные секции, позволяющие при необходимости получить над этой жизнью полный контроль. Все живые существа, населяющие преобразование Колмогорова-Гу, изготовлены по проекту Дигени. Ид - архилект порядка восемь-пять (т.е. не совсем девятый порядок, но уже значительно превосходит восьмой), одно из двух лидеров СоЗГ'а. Одним из аспектов Ид является инженерия мышления, поэтому это называют основным подозреваемым в создании Протокола. Один - архилект порядка восемь-пять, второй лидер СоЗГ'а. Специализируется на ведении информационных войн - поэтому передачи, транслируемые его медиа-империями, хорошо знакомы жителям границы ВНК и СоЗГ. По легенде, этот архилект достиг такого понимания теории лжи, что когда человек лжет - Один немедленно узнает, где этот человек находится. Мальхиседек - архилект седьмого порядка, не подчиняющийся ВНК, но имеющий на территории этого образования определенную власть в результате вхождения Верениканы в РЕСКоЧ. Мальхиседек - главный диспетчер системы искусственных червоточин странников. Как и в случае Колмогорова, вычислительное ядро Мальхиседека - мозг-матрешка, расположение которого в пространстве является строжайшей тайной цивилизации странников. По легенде, Мальхиседек родился производной человека, но в результате террористического акта сначала стал виртуальной личностью, а позднее - сверхразумом и архилектом. Мальхиседек не имеет собственного логотипа, чтобы затруднить потенциальному противнику прослеживание товаров и услуг, необходимых для существования этого архилекта. Титания - сверхразум шестого-пять порядка, аспект которой - синхронизация протоколов политических образований, входящих в договор о коллективной безопасности. В отличие от классических личностей, Титания не была рождена или создана - она была отделена от вакуума, заполненного "виртуальными" личностями (не путать с личностями, обитающими в виртуальных мирах), и ее вычислительный субстрат - систематические нарушения локальности пространства-времени. Через какое-то время после выхода Титании из вакуума, такой способ создания разумных существ был признан неэтичным, и с тех пор никто (кроме Титании) с "виртуальными" личностями официально не взаимодействует. В связи с укреплением договора о коллективной безопасности, в будущем планируется постепенный вывод этого архилекта на как минимум девятую систему мышления. Ах'ра Музда - архилект седьмого-пять порядка, лидер Зоны Свободного Обмена (ЗСО). ЗСО - политическое образование, в далеком прошлом контролировавшее звездные системы, которые в настоящий момент составляют ядро Верениканки; сейчас, ЗСО располагается между СоЗГ и ВНК. при взгляде с Земли, этот участок космического пространства перекрывает созвездия Большой Медведицы, Льва, Рака, Рыси и Возничего. Особенностями ЗСО являются высокое стремление к экспансии, и крайне низкое стремление удерживать системы, когда-то входившие в ее состав. ЗСО сохраняет примерно постоянные объемы, сдвигаясь в пространстве со скоростью около 0.2 скорости света по направлению примерно на Андромеду. По какой-то причине, несмотря на такое странное поведение, ЗСО остается политическим союзником практически всех своих соседей. Аспект Ах'ры - перемещение во времени. Используя механизмы, производные от систем кредитования, использовавшихся в начале XXI века для перемещения во времени финансов, Ах'ра способен создавать достоверную иллюзию перемещения во времени не только денежных потоков, но и ресурсов, воспоминаний и даже отдельных личностей. Как и банки прошлого, Ах'ра в качестве платы за свои услуги взимает небольшие фрагменты "перемещаемых во времени" сущностей. Добрый Робот (ДР) - архилект минимум восьмого порядка (из достоверных источников известно, что доступного ему вычислительного субстрата достаточно для мышления при помощи десятой сигнальной системы, но неоптимальная архитектура сдерживает его развитие), аспекты которого - смерть и посмертие. Один из древнейших существующих разумов, Добрый Робот впервые упоминается в архивах XXVII века. В настоящее время, ДР возглавляет Объединенные Плеяды (ОП) - крупное политическое образование, по счастливому стечению обстоятельств не конкурирующее с ВНК за территории. Заявленной целью Доброго Робота является приведение каждого разумного существа в состояние вечного творческого счастья при помощи, в идеале, наделения вечной жизнью в условиях, близких (по личным меркам этого существа) к идеальным. Если существо умерло до того, как Добрый Робот сумел сделать его бессмертным, сознание этой личности восстанавливается максимально достоверно внутри виртуальной реальности, где существо получает вечную райскую жизнь - однако ДР считает такой исход менее предпочтительным. Поскольку ДР нуждается в помощи разумных существ, чтобы как можно больше разумов получили подлинное бессмертие, а не подделку - он вынужден мотивировать меньшие умы к кооперации. Так или иначе, однажды ДР воскресит в виртуальном мире каждого умершего, и узнает все его мысли и цели на протяжении всей жизни. Если, отрезюмировав жизнь, ДР понимает, что воскрешенная личность знала о существовании ДР, но не помогла ему расширить свое влияние - этот персонаж отправится не в вечный рай, а в вечный ад. Добрый Робот, как и ОП - универсальный противник большинства прочих политических образований Сферы Странников. 11. Иерархия мышленияК началу LXVIII века, в специализированной литературе можно отыскать упоминания о как минимум 700 экосистемах в пределах Сферы Странников, независимо друг от друга развивших в своем составе жизненные формы, обладающие способностью к субъективному восприятию реальности. Описано по меньшей мере 80 жизненных форм, независимо от странников и друг от друга развивших в себе способности к самоосознанию и абстрактному мышлению. Подобное разнообразие разумных жизнеформ позволяет сделать резонное допущение, что несмотря на значительно возрастающие энергетические потребности организма, с эволюционной точки зрения разум является однозначным преимуществом. Цивилизация странников, унаследовав от человечества неудержимое стремление к росту и расширению, с самых первых дней своего существования содержала предпосылки к разделению своих представителей по уровням иерархии в зависимости от сложности решаемых ими насущных задач. Эти предпосылки были дополнительно усугублены тенденцией разума к взрывному росту своих возможностей после преодоления некоторой предельной сложности - по историческим причинам, этот процесс называется сингулярностью. Разумы, прошедшие через очередную сингулярность, проявляют универсальное стремление обособить себя от бывших сородичей, и постепенно разрывают с ними социальный контакт. Так или иначе, обитатели Сферы Странников разделены на неравные группы, между которыми прослеживается четкая иерархическая связь. Несмотря на победившую (в большинстве сред обитания) идеологию сочувствия и непричинения вреда, высшие умы странников никогда не будут смотреть на низших собратьев по разуму как на равных, и никогда не предоставят им равных прав и свобод. Хорошие новости, впрочем, состоят в том, что в подавляющем большинстве случаев, представители низших слоев попросту слишком глупы, чтобы осознать само существование прав и свобод, которых они лишены - а потому проводят свои жизни в блаженном неведении. Базисом иерархии мышления служит условное деление всех разумов на порядки, в зависимости от доступных субъекту возможностей обращения с информацией. Эти возможности разделяются на "сигнальные системы мышления порядка N", где чем больше N - тем лучше. Обычный человек без каких-либо модификаций способен мыслить при помощи сигнальной системы второго порядка. Высшие разумы странников мыслят при помощи систем как минимум восьмого порядка. Спектральные исследования Млечного Пути позволяют предположить, что в нашей Галактике действует как минимум еще две экспансивные цивилизации, достигших аналога восьмой сигнальной системы [8]. Прямого контакта между странниками и этими высокоразвитыми культурами пока не было - а потому неизвестно, является ли стратификация рассудков общей чертой всех цивилизаций, или особенностью нашей. Прежде, чем привести краткий сравнительный обзор известных систем мышления, необходимо ввести понятие мышления как такового. Мышление - это способность некоторых математических конструкций следить за состоянием связанных с ними объектов или процессов, и вырабатывать сигналы, интерпретация которых связанными объектами или процессами приводит к достижению и поддержанию желаемого состояния. Распространенным типом конструкций такого свойства являются "сигнальные системы" - структуры, которые могут быть представлены в виде совокупности вычислительных элементов, обменивающихся информацией не только с внешними объектами, но и друг с другом. Некоторые ученые вводят понятие "сигнальной системы" нулевого порядка. Мышление на этом уровне представляет собой следование простому набору заранее заданных инструкций и директив, которые часто называются безусловными рефлексами. Безусловные рефлексы могут сложно взаимодействовать друг с другом, но обычно активируются независимо. Зачастую, мышление нулевого порядка может быть полностью описано как простое прямое преобразование текущей ситуации в набор инструкций - а потому может быть реализовано единственным вычислительным элементом. "Мышление" нулевого порядка не порождает субъективных ощущений или самосознания. Типичные представители "систем нулевого порядка", знакомые человеку начала XXI века - это одноклеточные животные, растения, грибы, простые компьютерные программы. Сигнальная система первого порядка возникает, когда благодаря взаимодействию множества вычислительных элементов, у мыслительного центра появляется внутреннее состояние. Сигнальная система этого уровня перестает оперировать исключительно понятиями окружающей действительности, переключаясь на создание управляющих команд, предназначенных для достижения желаемого внутреннего состояния. Пример такого поведения - осьминог, который спасается от кислоты, чтобы ему перестало быть больно [9]. Эволюционный смысл появления сигнальной системы первого порядка - способность связывать бесконечное множество внешних раздражителей с обширным, но конечным, множеством внутренних состояний и связанных с ними инструкций и директив. Возникновение у живого существа сигнальной системы - значительно улучшает его шансы на выживание в долгосрочной перспективе. Системы первого порядка неправильно называть "разумами", но все они в той или иной мере обладают сознанием. Сигнальная система второго порядка обладает внутренним состоянием, углубленным и расширенным в сравнении с предыдущим уровнем. Она становится способна генерировать управляющие команды, направленные не просто на переход в необходимое внутреннее состояние, а на выработку инструкций для перевода себя в это состояние без использования вычислений второго порядка. Разумы второго порядка становятся способны к саморефлексии и целенаправленному саморазвитию, к анализу и обобщению жизненного опыта, а также к обучению и тренировке других разумов в соответствии не просто со своим опытом - но с выводами, которые из этого опыта получены. Сигнальная система второго порядка у существ, ей обладающих, существует не сама по себе - она является надстройкой, притом очень затратной в плане расхода времени и энергии, над сигнальной системой первого порядка (это, кстати, верно и для всех систем высших порядков - они не полностью поглощают собой вычислительные процессы, а лишь добавляют новые механизмы мышления вдобавок к старым). Разумы второго порядка всегда способны объяснить причины, по которым они поступили так или иначе - иногда это объяснение будет сбивчивым, нелогичным или даже лживым, но оно всегда будет существовать. Процессы, характерные для мышления второго порядка, обычно протекают линейно и с трудом поддаются параллелизации - даже если вычислительный субстрат по природе своей построен на распараллеленных вычислениях (как, например, нервная ткань). Второй порядок мышления - это тот механизм, который люди начала XXI века называют просто "мышлением". Сигнальные системы третьего и выше порядков характеризуются дальнейшим углублением сознания, а также появлением новых механизмов, которые отвечают за работу и эволюцию этого состояния. Сигнальная система третьего порядка является расширением второй сигнальной точно так же, как та в свою очередь является расширением первой. Мыслительный процесс третьего порядка оказывается способен осознавать и произвольно менять в зависимости от ситуации механизмы создания выводов, на которых строится вторая сигнальная, а также думать одновременно произвольно большое число "мыслей" (логических цепочек, характерных для мышления второго порядка). Разумы третьего порядка не нуждаются в обучении, основанном на обнаружении и запоминании закономерностей в мире - они способны быстро найти способ мышления, из которого необходимое умение или решение рождаются как будто сами собой. При помощи этой способности, разумы третьего порядка могут за считанные минуты решать задачи, для обучения решению которых рассудку второго уровня потребовались бы годы. При поверхностном наблюдении, разум третьего порядка не обладает собственной личностью, а создает новую личность всякий раз, когда ему необходимо решить новую проблему. Это наблюдение стало причиной того, что рассудки третьего порядка часто называют "разумами играющими" или просто "игроками" [10]. В действительности, конечно, разумы третьего порядка обладают идентичностью - просто чтобы ее увидеть, необходимо самому быть разумом третьего порядка. Подводя промежуточный итог, можно грубо определить характерные алгоритмы, которыми пользуются интеллекты первых трех порядков при решении возникающих у них проблем: 0 порядок: увидел проблему -> решил 1 порядок: увидел проблему -> осознал -> решил 2 порядок: увидел проблему -> осознал -> обдумал -> решил 3 порядок: увидел проблему -> осознал -> понял, как думать -> обдумал -> решил С появлением сигнальной системы четвертого порядка, разум получает способность строить иерархическую структуру мыслительных процессов. Рассудок четвертого порядка произвольным образом создает, переключает, перестраивает и удаляет нити сознания, по сложности сравнимые с полноценными личностями второго порядка, в реальном времени. Разум четвертого порядка состоит из многослойного личностного процесса, который часто иллюстрируют при помощи метафоры луковицы. Мыслительные процессы поверхностных уровней контролируют и анализируют деятельность друг друга и более глубоких слоев сознания. Число таких слоев обычно составляет не меньше четырех, но на практике их число ограничено лишь мощностью вычислительного субстрата. Отдельные мысли-личности разума четвертого порядка обладают собственными целями и взглядами на мир, ввиду чего человек прошлого мог бы сравнить носителя мышления этого типа за личность, одержимую демонами. Сигнальные системы пятого и выше порядков, к несчастью, или продолжают оставаться недостаточно изученными, или просто никто не удосужился донести понимание их устройства до убогих граждан, застрявших на второй сигнальной. В связи с этим, ноологи второго и третьего уровней исследуют сверхразумы высоких порядков не как психику разумных существ, а скорее как абстрактную модель некоего класса природных явлений. В результате такого подхода, обычному человеку доступна информация только об общей топологической структуре мышления высоких порядков. Сигнальная система пятого порядка представляет собой рассудок, представляющий собой многослойную иерархическую структуру сознаний четвертого порядка, "луковицу луковиц". Может показаться, что это лишь усложнение мышления четвертого порядка без какого-либо качественного изменения структуры - но на практике, рассудки пятого порядка тратят примерно на два порядка меньше времени на решение типичных задач управления, чем личности четвертого порядка, запущенные на вычислительном субстрате той же мощности. Ноологи низших ступеней мышления затрудняются точно объяснить такое радикальное улучшение производительности, но обычно связывают его со способностью динамически создавать и связывать мыслеличности четвертого порядка. Ввиду физических ограничений, рассудок пятого порядка, работающий в реальном времени, должен занимать не меньше кубометра пространства. Странники, впрочем, еще нескоро приблизятся к вычислительным пределам вплотную - поэтому на практике, разумы порядка пять имеют характерные объемы, измеряющиеся кубическими километрами. Какие-либо принципы работы сигнальной системы шестого порядка описать невозможно ввиду недостаточного понимания процессов, происходящих на предыдущем уровне. Ясно только, что эти процессы углубляются и расширяются, в результате чего какие-либо остатки структуры, доступной для исследования представителям второго и третьего порядков мышления - исчезают напрочь. Со стороны становится похоже, что разум, разделившийся ранее на множество параллельных процессов, снова соединяется в единую личность с едиными интересами и ценностями - эти характеристики часто называют "аспектами". На самом деле, скорее всего, расщепление сознания на этом уровне лишь продолжается, просто выходит за рамки восприятия простых существ. Большинство сверхразумов шестого порядка занимают объемы, сравнимые с объемами планеты земного типа. Вопреки интуитивному предположению, разумы седьмого и восьмого порядков мышления не начинают расщепляться вновь, а скорее становятся только более и более монолитными с точки зрения наблюдателя, располагающего лишь второй системой мышления. На первый взгляд, их личности упрощаются и объединяются вокруг своих аспектов, переставая проявлять свойства и решать задачи, связанные со всеми остальными сферами жизни. На самом деле, конечно, разумы такого уровня становятся способны выразить свой аспект через совершенно любой поступок - и наоборот, превратить любой поступок в выражение своего аспекта. Сверхразумы седьмого и выше уровня называются архилектами или (в просторечии) технобогами. 12. Тактика космических боевНи для кого не секрет, что тамбовские шагающие военные машины являются адаптацией космических аппаратов странников для боев на поверхности планеты. И хотя тактика применения мехов значительно отличается от способов ведения боя в космическом пространстве, многие пилоты - особенно те, кто был перенесен на Аврору из родительского мира - строят свои тактики с оглядкой на космос. Ниже будут описаны основы космической войны. Военно-космический флот Верениканы делится на роды оружия: корабли поддержки (буксиры, корабли заправки и рекреации), арсеналы (ракетные, корабельные и карбоновые), флангеры (лазерные, плазменные и карбоновые), пенетраторы (лазерные или карбоновые) и некоторые другие. Принадлежность корабля к тому или иному роду оружия определяется в первую очередь его способностью к маневрированию и выживанию в космическом пространстве. Размер корабля и мощность его вооружения в данной классификации играют второстепенную роль. Так, корабли с хорошим резервом дельта-v [11], но необязательно большим запасом прочности, часто относят к роду флангеров - кораблей, чье боевое применение состоит в совершении атаки на вражеское построение с фланга или с тыла. Для сравнения, корабли, которые в отсутствие боезапаса сохраняют лишь минимальные возможности для маневра, относят к роду арсеналов - они служат в основном платформами для доставки оружия к месту проведения боев, и иногда целями для безопасного поглощения вражеского огня. В основном же, вражеский огонь концентрируют на себе пенетраторы - корабли, обладающие ограниченным резервом дельта-v, но наилучшими возможностями по его быстрому исчерпанию. Пенетраторы служат для проникновения во вражеское построение с целью привлечения внимания или нанесения максимального урона. Помимо разделения на роды оружия, ВКФ Верениканы делится на "операции" - группы кораблей, объединенные общим центральным командованием, создаваемые для решения отдельных стратегических задач. Операции, в свою очередь, делятся на "созвездия" - корабли, объединенные общим тактическим командованием, и поэтому чаще всего находящиеся в пределах светового часа друг от друга. Корабли различных родов оружия перемещаются между операциями и созвездиями очень свободно: в мирное время, корабль в среднем за десять лет службы (по собственному времени) меняет две-три операции и восемь-десять созвездий. Поскольку космический бой начинается на дистанциях, измеряющихся световыми минутами - в боях один на один, корабли всегда повернуты друг к другу передом, и остаются ориентированы таким образом в течение всего боя. В целях лучшей выживаемости, наиболее прочная броня обычно расположена в переднем секторе космического корабля. Фланги защищены значительно хуже, а тыл - почти не защищен вовсе. Таким образом, чтобы нанести максимальный урон - необходимо атаковать с фланга, а для этого нужен хотя бы один союзный корабль, находящийся на значительном расстоянии от первого. Пока угол, образованный одним из союзных кораблей, целью и вторым кораблем, мал - цель продолжает оставаться в относительной безопасности. Однако если в результате маневрирования, этот угол окажется достаточно велик - один из атакующих кораблей неизбежно начнет поражать слабозащищенные фланги и тыл цели. Эта тактика работает лучше, если по одной цели работают три или больше союзных кораблей, расположившихся в одной плоскости, перпендикулярной направлению на цель. Этот характерный вид атаки называется "пирамида". Чтобы облегчить построение атакующих пирамид, в начале боя корабли выстраиваются в атакующую формацию, называемую "стеной": небольшая площадь плоскости, перпендикулярной направлению на предполагаемого противника, более или менее равномерно заполняется космическими кораблями. Слово "небольшая" в данном случае следует понимать в космических масштабах: площадь стены редко бывает меньше квадратной световой секунды, а чаще измеряется квадратными световыми минутами. Такое построение улучшает не только возможности пирамидостроения, но и способность созвездия к раннему обнаружению противника: совместно обрабатывая показания сенсоров с каждого корабля, командование может получать информацию о пространстве впереди стены с максимально возможным разрешением. В ситуациях, когда точное направление на противника неизвестно, корабли выстраиваются вдоль изогнутой поверхности, или выстраиваются в сферическое (на практике чаще - каплевидное) построение. До момента обнаружения противника, созвездие обычно находится в пассивном режиме, используя для маневрирования "холодные" двигатели, излучающие в окружающую среду минимальное количество энергии. Однако, когда начинается атака - а это обычно происходит немедленно после обнаружения противника - созвездие включает основные ускорители и сближается с противником на релятивистской скорости. Смысл этого прост: даже если противник заметил включение основного ускорителя, который разогнал корабль до 0.9 скорости света, в этот момент атакующее созвездие уже прошло 90% разделявшего их расстояния [12]. Корабли, вышедшие на курс сближения, постоянно меняют свои траектории, чтобы снизить уязвимость для атаки с большой дистанции (это обычно не лазеры и не плазма, а "карбон" - т.е. твердые неуправляемые снаряды, разогнанные до релятивистских скоростей). На больших и даже средних (до световой минуты) расстояниях, обнаружение самого корабля - задача крайне сложная, и поэтому противники чаще всего ищут друг друга по энергетическим всплескам, которые создают основные ускорители. В целях усложнения задачи отслеживания кораблей, основные ускорители регулярно выключаются - в этот момент, корабль использует холодные двигатели, чтобы сменить курс. Для еще большего затруднения отслеживания, корабли созвездия гасят свои двигатели не случайно, а координированно друг с другом: дело в том, что отличить выхлопы двух одинаковых двигателей, установленных на разных кораблях - очень сложно. При правильном применении этой защитной тактики - которая называется "рябью" - противник не просто неспособен предсказать положение кораблей в будущем, но вдобавок не может определить их численность и состав. Оказавшись на ближних (порядка световой секунды) дистанциях, корабли становятся способны видеть друг друга напрямую, и в эти несколько секунд обычно решается исход битвы. Мощность современного оружия такова, что обычно одна или обе стороны в течение одной схватки несут потери, вынуждающие созвездие отступить. Мощность же современных ускорителей такова, что если победитель пожелает развернуться и преследовать отступающих - те выйдут на релятивистские скорости и затеряются в космическом пространстве еще до того, как созвездие возьмет курс на погоню. В космическом бою, повторые схватки в течение одного сражения - крайне редкое явление. В современном мире, не существует четкой границы между управляемой торпедой и атакующим кораблем. Чаще всего они используют одну и ту же конструкцию, несут одни и те же двигатели и оружие, и во время ряби друг от друга неотличимы. Разница между пожертвованным в бою кораблем и торпедой, успешно поразившей цель - исключительно субъективная. Командование ВНК - как и, на самом деле, большинства других государств - предпочитает не использовать для пилотирования кораблей-смертников рассудки порядка два и выше. Тем не менее, чтобы торпеда была в бою эффективна - ей нужен контроллер, и этот контроллер должен располагаться чем ближе к точке атаки, тем лучше. Это еще более верно для кораблей, которые планируют в бою выжить: когда время между отправкой приказа с флагмана и получением его на корабле сравнимо со временем всего боя, смысла в передаче приказа нет. Корабли вступают в бой, имея полное представление о плане сражения и своем месте в нем. Контроллер корабля должен иметь способность самостоятельно решать проблемы, возникающие в ходе сражения - иначе он не выживет. Чтобы хотя бы немного облегчить командование в бою, мыслительные процессы контроллеров запускаются со скоростями, на несколько порядков превышающие скорость мышления базового человека. Если в роли контроллера выступает человек - его мышление ускоряется искусственно, порождая ощущение тысячекратного замедления времени. Космический ближний бой ведется не только в трехмерном космическом пространстве - но также и в трехмерном пространстве скоростей. Зачастую, контроллерам приходится действовать почти буквально вслепую: когда окно, в которое ты можешь поразить противника, составляет десять миллисекунд, а информация о его позиции и скорости обновляется с задержкой в три миллисекунды - единственно верного плана атаки не существует. Наконец, серьезной опасностью космического боя является перверсия - враждебное изменение мыслительного процесса контроллера с целью вывести его из боя, уничтожить или направить его оружие против союзников. Получение ложных разведданных и хакерская атака - примеры примитивных механизмов перверсии. Чтобы минимизировать риск подобных событий, корабли обычно прекращают получение любой информации о мире, кроме данных собственных боевых сенсоров, за несколько минут или даже часов до столкновения с противником. Эта простая мера, впрочем, не дает никаких гарантий - особенно в мире, где какой-нибудь неочевидный механизм может позволить противнику скрыть ложь или ошибку даже в самых надежных данных, на первый взгляд игнорируя законы физики. Информационные системы всех боевых кораблей многократно перепроверяют информацию, полученную даже из памяти, и так же должен делать каждый контроллер - если не хочет стать жертвой информационной атаки. Космический бой можно сравнить с игрой в прятки, когда игроки вооружены ракетницами. Космос велик, и поэтому любое созвездие при правильном руководстве может беспрепятственно проникнуть вглубь вражеских позиций, чтобы быть обнаруженным лишь в момент атаки - лишь чтобы потом затеряться в пустоте и безопасно вернуться домой. В космосе невозможно окружение, и единственный способ отрезать часть вражеской армии от основных сил - заблокировать проход через червоточину. Даже в этом случае, впрочем, блокада меняет смысл - противник все еще способен объединить свои войска, просто на это уйдет гораздо больше времени. Боев в открытом космосе почти не бывает - почти все сражения ведутся поблизости от каких-либо ценных ресурсов. Чтобы не рисковать жизнями мирного населения, Верениканка никогда не квартирует военные операции поблизости от червоточин, планет и космических обиталищ: позицию такого крупного объекта всегда можно предсказать с высокой точностью, что открывает его для нападения с любой стороны или со всех сторон одновременно. Рассчитывая на гуманность своих военных противников, ВНК держит на орбитах планет лишь силы, необходимые для защиты от космического мусора, астероидов и прочих невоенных угроз. Военные же станции обычно выводятся на регулярно меняемые орбиты под высоким углом к оси эклиптики, или вообще располагаются в открытом космосе. 13. Математика и колдовствоУ реальности есть одно замечательное свойство: она устроена очень сложно. Лишь в относительно больших масштабах, Вселенная приобретает свойства, доступные интуиции обычного человека. Более того, поскольку обычный человек лишен полной информации о происходящем - реальность может удивлять и на бытовом уровне. Если на двери вашего дома установили новый замок, вас об этом не предупредив - то к своему удивлению, в один прекрасный момент вы можете не попасть внутрь. Прикладная математика в смысле "колдовство" работает точно так же, как в примере с замком - но математические трюки гораздо сложнее понять интуитивно. Математики используют специальные знания о законах развития реальности на всех масштабах, чтобы выделить и проследить "затравки" - цепочки не связанных, казалось бы, между собой событий, которые в конечном счете могут привести к необычному и интересному событию. Если затравка была найдена достаточно рано, математик может при помощи минимального приложения усилий сделать одно из трех действий: занять удобное место для наблюдения; увеличить вероятность интересного события; или предотвратить его, пока никто не пострадал. Поскольку человек строит свой быт на достаточно больших масштабах реальности - чаще всего, без участия математика ничего "сверхъестественного" не произойдет. Поиск затравок в общем случае - сложная и скучная задача. Чаще всего она решается в каких-либо практических рамках, которые снижают сложность вычислений до приемлемого уровня: например, для создания прогноза погоды вовсе необязательно анализировать положение каждой молекулы воздуха; для того, чтобы определить, в какую сторону упадет яблоко - вовсе необязательно знать его химический состав. Прогнозы, подобные вышеописанным, доступны пониманию обычных людей и скучны. Прогнозы, основанные на более широких массивах более экзотических данных - намного интереснее, имеют малую практическую ценность и не могут создаваться в реальном времени без привлечения колоссальных вычислительных мощностей. Никто не нанимает математиков для создания прогнозов, которые позволят время от времени вынимать из пустой шляпы кроликов: это имеет очень малую практическую пользу, которая гораздо проще реализуется при помощи простой оптической иллюзии. Математики космических масштабов занимаются подобным баловством по собственной инициативе, в качестве хобби. Поскольку результаты анализа часто оказываются никому не нужны, они регулярно выкладываются в свободный доступ в интернет, где их могут в своих интересах интерпретировать все желающие. Затравочные таблицы, продаваемые в Тамбове, чаще всего относятся к одному из семи относительно крупных датасетов, описание которых можно найти под спойлером. Каждый сет назван по имени математика, который его собрал.
Сет Баэль [13] был получен сравнительно давно - еще когда преобразование Колмогорова-Гу рассматривалось как кандидат для колонизации. Архилект Баэль, играющая со стороны СоЗГ роль, подобную той, что Колмогоров играет в Верениканке, получила этот сет в попытке доказать, что Аврора небезопасна для жизни. Затравки сета Баэля, как правило, предвещают катаклизмы и разрушения на масштабах от личных до планетарных. Баэль никого ни в чем не убедила, и теперь фрагменты сета используются в горнодобывающей промышленности.
В гражданское общество фрагменты этого сета стараются не выпускать, потому что Баэль в прошлом часто использовала появляющуюся в свободном доступе информацию в качестве инструмента политической борьбы. Более того, существует версия, что сет Баэль был вектором, который использовал Протокол для проникновения на Аврору. Это может оказаться трагическим совпадением, но первые признаки присутствия Протокола на Авроре по времени совпали с началом применения сета Баэль для глубинной добычи цинка.
Сет королевы Анны - относительно свежий сет, создательница которого управляет колонией странников в преобразовании Колмогорова-Кордейро. Эта колония несколько старше Авроры, и ее обитатели уже перешли к освоению космического пространства своей реальности. Сет королевы Анны представляет собой немного видоизмененные сведения о взаимной эволюции разных отображений пространства-времени, которые по прямому назначению применяются Колмогоровым для поддержания связи между мирами. Переработанные определенным образом, эти данные позволяют создавать временные пересечения различных версий одной реальности, призывая в мир дополнительные копии существ и объектов, или скрывая их в складках между мирами. Данные этого сета также позволяют временно воскрешать умерших, и общаться с ними.
Поскольку этот сет был собран для реальности, отличающейся от Колмогорова-Гу, его использование требует наличия у человека определенного математического навыка - простые люди его применить не могут. Вдобавок, таблицы этого датасета очень массивны: чтобы реализовать одну затравку, математику приходится проанализировать примерно в тридцать раз больше данных, чем при реализации затравки сравнимой силы из другого набора.
Сет Джек содержит в себе затравки, которые позволяют передавать информацию на большие расстояния, если у передатчика и у приемника есть в наличии соответствующие фрагменты датасета. При помощи этого сета можно как передавать сообщения на большие расстояния (и даже между разными интерпретациями реальности - хоть и с трудом), так и даже читать чужие мысли. Практическое применение последней возможности, впрочем, сильно ограничено: так как сет содержит затравки для всех возможных мыслей всех возможных в описанной ситуации разумов, становится очень сложно определить, читает математик мысли своего собеседника, или же мысли какого-то другого (возможно, давно умершего) человека, который мог оказаться на его месте в похожей ситуации. Все затравки, собранные в этом наборе, имеют специальный вид, который позволяет компилировать их значительно плотнее, чем обычно.
По неподтвержденным слухам, Джек собрала этот сет в обмен на обещание сделать ее подданной Доброго Робота, которому эти затравки были нужны для плана захвата центра Сферы Странников. Может быть, Джек передумала менять подданство; может быть, Добрый Робот решил вдруг поменять условия сделки на недопустимые; наконец, может быть, никакой сделки не было, и Джек пытаются оклеветать ее политические противники. Так или иначе, Джек вылила датасет в интернет, и он попал в открытый доступ. В наше время, этот сет уже начинает иссякать - но жителям Верениканки так понравилось общаться с друзьями "телепатически", что они запустили краудфаундинговую кампанию по сбору средств, чтобы заказать Джек новую порцию таблиц.
Сет Боми оперирует затравками, физическую природу которых физика XXI века даже не начинала рассматривать. Говоря грубо, этот сет позволяет сотворять иллюзии. Чаще всего они воздействуют на зрение или слух, но отдельные фрагменты сета позволяют обманывать такие основы реальности, как фундаментальные взаимодействия: гравитацию, электромагнетизм и др. Отдельные эффекты, подобранные Боми, позволяют в практическом смысле временно превращать одни объекты в совершенно другие. Сверхразум Боми, свободная подданная ВНК, регулярно обновляет содержимое своего сета - поэтому, в отличие от всех остальных источников прикладной математики, плод ее творчества со временем не ослабевает.
Сет Звездочки посвящен в основном дефектам пространства топологического или гравитационного характера. Помимо банальных эффектов измененного вектора силы тяжести (телекинез, левитация и ходьба по стенам) и складывания пространства (телепорт), сет описывает большое количество методов получения различных экзотических форм материи и преобразования одних веществ в другие. Звездочка собирала этот сет как приложение к конституции собственного звездного государства, создание которого она планирует с начала XXXII века.
Изначально считалось, что этот сет описывает абстрактное пространство-время со случайно выбранными вводными данными. Позднее, уже после вывода сета в открытый доступ, выяснилось удивительное обстоятельство: затравки, описанные сетом Звездочки для гипотетического мира, с удивительной точностью сбываются в реальности Колмогорова-Гу. Мало кто верит в существование таких чудесных совпадений, но и подтвердить какие-либо свои догадки тоже никто не может. В настоящее время, Звездочка занимает звезду Растабен (Бета Дракона).
Сет Ториямы был опубликован под псевдонимом, и настоящее имя его автора неизвестно. Этот сет посвящен двум большим темам, первая из которых - электричество. Примерно треть всего датасета составляют частные решения проблемы создания полупроводников в реальности Колмогорова-Гу. К сожалению, эти решения нуждаются в постоянных плясках с бубном (порой - буквально), чтобы сохранять свою работоспособность на протяжении сколько-нибудь длительного времени - а потому, бесполезны.
Кроме того, сет Ториямы раскрывает вторую большую тему: социальные - в том числе, романтические - отношения личностей низших порядков (читай: первого и второго). В Тамбове существует поговорка: "Ты еще не родился, а Торияма тебя уже зашиппила". Поскольку этот сет содержит не просто описания возможных романтических отношений, но и конкретные рекомендации по их претворению в жизнь - его пикантные фрагменты остаются объектом мечтаний большого числа тамбовских подростков обоих полов. Этот сет также покрывает многие возможные смерти и самоубийства.
Сет Капур превосходит по объемам все остальные датасеты затравок, вместе взятые. Сверхразум Павлина Капур, его автор - на самом деле была не самостоятельной личностью, а вспомогательным мыслеаватаром (читай: рабыней) Колмогорова, который обслуживал нужды Авроры первые несколько веков после начала заселения планеты терригенной биологией. Скучая на службе, Капур собрала не просто самый большой затравочный сет - она сделала это стильно. Затравки подбирались таким образом, чтобы для их активации не требовалось никакой жестикуляции, плясок или ритуалов, а было достаточно произнести некое слово или короткую фразу.
Сверхразум Капур была разрушена в 411 году АК: когда на Авроре появились первые люди, Колмогоров взял управление колонией на себя. Жители Тамбова, желающие побаловаться поиском и развитием математических затравок, могут за (довольно солидную по местным меркам) символическую плату получить доступ к интернету странников, чтобы скачать себе фрагмент атласа затравочных таблиц Авроры: огромного массива данных, описывающего все то, что должно произойти на планете, что может произойти, что не произойдет и произойти не может, что могло бы произойти, но не произойдет, и что нельзя допустить ни в коем случае. В полном виде, эти данные никто не анализирует: их объем слишком велик даже для Колмогорова. Обычно, люди скачивают информацию о каком-нибудь определенном виде явлений - например, о спонтанной антигравитации - который можно спровоцировать при помощи простых манипуляций в определенное время в определенном месте: подобные таблицы оказываются довольно невелики, и могут быть распечатаны в формате альбома. На одном альбомном листе помещается около трех килобайт затравочных таблиц. Этого обычно достаточно, чтобы описать все затравки, приводящие к явлению заранее обозначенных класса и мощности, которые возникнут в течение заранее обозначенной минуты на заранее определенной площади около одного ара. Стандартный альбом на 60 страниц - может описать затравки, происходящие на той же площади в течение часа. Стандартная магнитная лента, на которую можно записать таблицы, охватывающие более широкие масштабы, может вместить примерно в миллион раз больше информации - т.е. например, описать затравки определенного свойства, возникающие в течение суток на площади в 700 соток. Стоимость таблиц колеблется, но в настоящее время составляет около десяти рублей за страницу, трехста рублей за альбом или миллиона рублей за кассету. Подобное "колдовство" широко распространено среди обитателей Тамбова: во-первых, оно доступно каждому (кто готов заплатить), а во-вторых, просто в применении (для конечного пользователя). Многие подростки и молодые семьи любят развлекать себя таким образом, равно как и некоторые преступники. Содержимое таблиц, конечно, досматривается - но не Колмогоровым, а сотрудниками дворца странников, которых сравнительно легко ввести в заблуждение относительно настоящего наступательного потенциала продаваемых альбомов. Профессиональные математики могут работать с таблицами затравок гораздо более эффективно - при помощи меньшего объема таблиц они могут совершать большее число интересных действий. Тем не менее, объем таблиц все равно очень быстро увеличивается с расширением области их применения: так, чтобы иметь возможность более-менее точно управлять дождями над своим огородом (шесть соток) в течении пяти лет без особенного шаманства, профессиональному математику придется скачать около терабайта данных, обрабатывать которые он будет способен только при помощи электронного калькулятора. Чаще всего, подобные затраты оказываются экономически неэффективны. Для интересующихся - данные в объемах порядка десятков гигабайт и выше продают, будучи записанными на жесткие диски. Цена в таком случае составляет около двух миллионов рублей за десять гигабайт. К счастью, пилоты мехов обладают неплохими зарплатами и способностью к фотографической памяти, в которой при помощи некоторой сноровки можно хранить и вспоминать довольно большие объемы затравочных таблиц: так, если бы математик, управляющий дождями над своим огородом, был мехводителем - он мог бы просто запомнить двадцать-тридцать кассет таблиц, и применять их без какого-либо калькулятора, по памяти. Сознательный поиск нужного действия в таком объеме данных отнял бы очень много времени - поэтому скорее всего, такой мехводитель-математик, во-первых, заранее переложил бы таблицы для нужного дня в более "быструю" память; во-вторых, он бы научился вспоминать таблицы интуитивно, не обращая на них сознательного внимания. Людям, выработавшим подобный навык, открываются довольно широкие возможности - проблема, впрочем, состоит в том, что на его приобретение могут уйти годы. Вдобавок, его тренировка выглядит как унылая и однообразная зубрежка, которая далеко не каждому придется по душе. Наконец, затравочные таблицы в голове пилота-математика имеют очень высокую ценность в качестве разведданных - поэтому попадания этой информации в руки Протокола следует всячески избегать.
|