Отличия системы от DnD 5ed
Или причины почему PF2 а не DnD5
1. Экономика действий. В ПФ2 у игрока на раунд есть 3 дейсвия которые он может потратить как хочет, может бегать, может прыгать, может кастовать, или стукать палкой. В то время как в ДнД вам нужно помнить что является действием, что является бонусным действием, сколько атак персонаж может выдать за действие, сколько он может пройти за раунд и тому подобное в ПФ2 описывается в одной терминологии одинковых "очков хода" ака "Действий".
2. Происхождения и субрасы. В ДнД также представлены, однако, в ПФ2 вы можете использовать субрасу "тифлинг" на происхождении "эльф" и получить эльфа-демонида без того чтобы плясать вокруг с бубном пытаясь это как-то соединить между собой.
3. Предистории. Предистории в днд 5 имбалансны. Они не влияют на бой и прочее, но если следовать тому что написано по правилам то у персонажей не бывает проблем с простоем, едой, возможностью заблудится без магического вмешательства, получить аудиейнции с лордом и тому подобное. Соответственно предистории получают негласный нерф фактически всегда опускаясь до 2 навыка и 2 языка/инструмента. в ПФ это исправлено вшитым нерфом, предистория даёт владения, дает характеристики, но не дает имбалансных нарративных абилок которые вы в большинстве случаев не сможете использовать.
4. ИП на первом уровне. У вас просто больше хитов. Дальнейший рост ХП также линеен, однако по опыту именно 1-2 уровень в ДнД могут разочаровать неожиданным ваншотом от.
5. Смерть и умирание. В ДнД 5 без хоумрулов не лечат пока персонаж не падает в 0 хитов. Это негласное правило из-за того как работают смерти в ДнД, вам нужно упасть в 0, а затем получить 3 атаки, или провалить 3 спасброска чтобы умереть, при том что любое лечение перезагружает этот счетчик. Учитывая что иногда персонажи дольше падают в 0 чем умирают это не очень логично. В тоже время в ПФ2 каждый следующее падение в 0 уменьшает ваш пул спасбросков на 1, таким образом третьем падении вы умираете сразу, что заставляет серьезнее относится к конкретному количеству хитов.
6. Магия. С одной стороны в ПФ2 появилось больше гибкости заклинаний, они зщанимают разное количество действий и могут давать соответственно разный эффект, с другой Paizo явно топят больше за классическую магию аля ДнД3,5 с тем чтобы заранее подготавливать заклинания в ячейки, а спонтанные кастеры в этоже время запоминают заклинание на соотвествующих кругах, и например зная фаербол 3го круга, не могут скастовать его на 4м. Система дает игрокам небольшую гибкость, например волшебник может взять черту позволяющую переподготавливать заклинания, однако после ДнД5 это может ощущаться слишком негибким и костыльным решением.
7. Владения. Вместо плоского бонуса мастерства, в ПФ2 предусмотрены разные уровни владения, Нетренерован, тренерован, эксперт, мастер и легенда, дающие +0/+2/+4/+6/+8 соответственно и кроме того начиная с "тренирован" добавляется также бонус уровня к броску. И если последнее решение мне видится крайне неуклюжим по опыту 4й редакции, сам факт что персонажи могут иметь неравномерную прогрессию весьма хорош как на мой вкус. А на уровнях где бонус от уровня перевешивает бонус от владения я пока просто не собираюсь играть.
8. Криты. Сколько боли и страданий приносит в ДнД "недостаточно удачный бросок". Казалось бы, вот он эпический момент но выпадает 19 а не 20 и игрок не ощущает разницу попадает он на 19, или на 8. В ПФ2 это поправлено с помощью "Градаций успеха". Если вы попадаете с разницей 10 то это критический успех, если промахиваетесь с разницей 10 то этокритический провал. Это же работает на спасброски. Кроме того, если выпадает 20, или 1 то "уровень успеха" соответственно повышается на 1, или уменьшается на 1. Обычно это приводит к критческому успеху или провалу, однако при достаточном уровне навыка, вы можете остаться с просто провалом, а при слишком высокой сложности добиться простого успеха.