|
|
|
Старик устало осмотрел хлев, где за грубо сколоченными лавками собрались его ученики.
- Ну, слушайте, раздоблаи. Значится, раньше в наших землях магии и колдунства не было. Так-то его и сейчас нема, еще как ведьма Малаша померла, мир ее праху. Хорошая баба была, скотыну лечила заговорами, да вы не застали. Так вот. В те древние времена сперва все жили отдельно, гномы с гномами, эльфы с эльфами, люди с людями. Свои королевства правили, войну друг з другом воевали. Потом, значиться, полукровки появились. Ну, то сейчас они повсюду, а раньше не было их. Ну и перемешалось все. Только людей больше везде. Ну, кроме Старых Лесов да глубин Дарака, там меньше. А так везде ж больше. Потом, говорят тысячу лет назад, в наш мир пришли Боги. Всмысле не в деревню, а вообще. Трое их было: Генос, главный их, и две богини: Лин да Азур. Трясця ей. Ну и дюжина малых богов, герий. Вот тогда за ними пришли и монстры со злыми богами, и их злыми полубогами фариями. Трясця им. И началась великая война. Генос возглавил нас всех и силой многих наделил. Может даже всех, никто ж уже не скажет точно. Но так и появились первые могучие воины да заклинатели. Те, кого сейчас называют одаренными. Правда мало их нынче, раньше больше было. Раньше вообще лучше было, да.
Пахай перевел дух и уселся поудобнее:
- Но не все народы признали их своими богами - орки то, выродки, на сорону злых богов встали. Но не сдюжили! - старик гордо помахал своей клюшкой, как будто сам участвовал в тех легендарных событиях, - Враг был изгнан за самые горы, и там потом великую крепость возвели, Ущелье. Я там был, своими глазами видел. Город меж двух скал, и стены у него огромные, что телега поверху проедет. И святой город видел где впервые явились боги - Табал называется. Так-то. А нечисть всякая осталась, да загнали ее по лесам всяким, что сейчас ее мало осталось. Раньше больше было. И одаренных становилось все меньше и меньше. Потом их вообще мало осталось. Пока Смута не наступила.
Знахарь закрыл глаза и несколько мгновений собирался с мыслями, а потом внезапно продолжил:
- Лет сто назад оно случилось. Сперва боги пропали, и почти десять зим о них не было ничего слышно, а нечисть всякая, страх потерявши, полезла отовсюду. Но, благо, верховная Лин явилась в Табале и рассказала жрецам как все было то. Азур, трясця ей, возжелавшая власти, сильно ранила Геноса, и уснул он ни живой ни мертвый. Война на небесах разразилась. Смута великая. Но Лин и святые герии отстояли правду, и по всем землям поклонение Азур и ее гериям запретным стало. Падшими нынче их кличут.
Старик снова замолчал и закрыл глаза, пытаясь вспомнить что же было дальше. Но продолжения рассказа не последовало. Пахай уснул.
|
1 |
|
|
|
Ливень шел весь день, и работы в деревне особо не было. Тяжелые капли стучали по крыше хлева, где старый Пахай в очередной раз собрал своих учеников. Сегодня старые кости нытьем напоминали о прожитых годах, но вопреки и назло им Пахай решил занять время молодежи очередным уроком:
- Так, значится, все собрались? Ну и славно, слушайте да внимайте. Если кому доведется покинуть деревню, то пригодится моя наука. Хотя куда вам, кхе-кхе. Всего в мире нашем одиннадцать великих городов. Всех не помню, но что знаю расскажу. Так вот, это большие поселения, людные, которым мы да другие деревни оброк платим, за контроль да защиту. Мы вот числимся за Рейвзеном, что на юге. Хотя когда я молодой был числились, нынча непонятно. Может и за Милосом. Ну так вот, этсамое, Рейвзен - это древнее эльфийское городище. Говорят, оттуда остроухие все родом пошли. Сейчас там, правда, не только эльфы живут, а много разных народов. Но вот людей даже меньше чем у нас. Ну, то есть больше, но остальных еще больше. Так-то. Севернее от него, за грядой Темных Гор, город Азабард. Все слышали присказку? Кто в Азабаде не бывал, тот радости жизни не познал. Так вот, я не бывал, потому чего так говорят сказать не могу. Да и вам не доведется, кхе-кхе.
Смех старика легко было бы спутать с кашлем, и отличить порой первое от второго можно было лишь по выражению его морщинистого лица.
- На севере, на реке Неиссякаемая, почти у самого моря стоит великий город Милос. Говорят, самый великий с известных городов. И самый богатый. А еще севернее находится Дах, город на сваях, владыка морей. Там вместо улиц вода, и все на лодках плавают. Но зачем-то живут. Зачем - мне не ведомо, нравится им. Слышал что у местных ласты вместо рук, да жабры вместо носа, но сам не видел. Еще есть город дварфов, Дарак. Он еще причудливее - почти весь под землею находится. Так и живут всю жизню, солнца не видячи. А еще у них король есть. Это как наш староста, только его не все гуртом выбирают, а все сложнее: правильно родиться надо. Так-то. И про Табал я уже вспоминал. Там куда не глянь - всюду пески. Жарко, знойно, то тоже живут как-то, терпят. Святой город все-таки.
Дед замолчал, поддавшись толи воспоминаниям, толи думам, но под их давлением прервал урок, отправил молодняк восвояси.
|
2 |
|
|
|
Сегодня старый Пахай чувствовал себя хорошо. Ну или не так хреново как обычно. В любом случае самое время в очередной раз поделиться мудростью с его оболтусами. Он уже передал им большую часть своих знаний, обучил их традициям да приметам, счету да грамоте. Как будто она им понадобится, хех. Хотя, если когда забредет в деревню какой ученый муж, иль грамоту с указом привезут, так хоть прочесть смогут да вспомянут деда Пахая добрым словом. Эта мысль согревала знахаря получше кожуха иль печи. Хотя нет, печь все-таки лучшее будет, надежнее. Этим то, бестолковым, еще и опозорить деда сдастся.
- Ну что, все тутачки? И даже этот лоботряс пришел? Хорошо. Сегодня, так уж и быть, я отвечу на ту чепуху, что вам интересна. Спрашивайте, пока можете.
|
3 |
|
|
|
- Рассказать чего деревня наша так зовется?
Старик, с опаской ожидая вопрос, на который у него не найдется ответа, взбодрился. Это то он знает. Что сам много раз слышал, что сам пересказывал:
- Во времена давняшние звалась она Старые Яблони. Древнее поселенье было, да. И жили тута люди в основном. В то время войну Милос с Рейвзеном воевал. Так Милос больше людской был, а в Рейвзене больше эльфы да полукровки. Ну и в Милосе полукровки были. Уже везде тогда они были, полукровки то. Всяко намешалось. Но деревня слыла людской. Так вот, воевали они войну и за нашу деревню. Она ж посередке, и каждый хотел сам оброк собирать. Нема ж дураков то! И вот переходила она из стана в стан, туда-сюда, яко девка дурная по рукам. То одни придут да оброк возьмут, то другие. Так вот взял один раз оброк гончий с Рейвзена. Взял да назад поехал, через лес. И вот приспичило ему вернуться. Хрен его знает уже зачем, но развернул он своих коней да опять на деревню поехал. Ну и увидали селяне что снова он, значится, прется сюда. Эльф этот. Да перепугались что опять за оброком. Да так перепугались, что вилами его и закололи. Ну и когда поняли они чего натворили, что важного гончего погубили, то еще сильнее перепугались. Да так перепугались, что пошли по селу да всех эльфов, кого нашли, тоже закололи. Вот тогда и успокоились. Ну а через месяц пришло великое войско с Рейвзена да сожгло к хре..., кхм,... к хренам деревушку то нашу. Скоты такие. И на том свара и покончилась. Кто ж за огарки воевать то будет? А деревню заново уже отстраивали, и эльфы, и люди, и полукровки, и прочьи инородцы. И с того времени называется она Новые Яблони. А чего Яблони? Потомшо яблук много у нас, оболтусы.
|
4 |
|
|
|
Когда к селянам прибилась Лада больше всех обрадовался, вероятно, Дед Пахай. Новые уши для его историй, да еще и старые по новой рассказать можно. Еще и грамоте да счету обучена, не надо морочиться. Ведь больше всего в свои годы старик опасался оказаться никому не нужным и всеми забытым. И тут такой подарок.
- Значится, Лада, слухай какие тут порядки у нас. Деревенский староста, сталбыть, Стефан, самый головной. Он хоть и молодой еще, всего шестой десяток пошел как землю топчет, но мужик толковый да справедливый. - В этот момент и сам Пахай не ответил бы искренне ли произнесены последние слова. Деду все еще оставалось что терять. Но послышавшиеся со стороны юношей приглушенные смешки были более красноречивы. - Так тихо там! Дурни. - Даже несмотря на то посох Пахая ударил по мощеному полу этот звук был слышен и знаком каждому: старик гневается. А еще все знали что если знахарь после такого перформанса начнет подыматься со скамьи то стоит дать деру. Благо убежать от него не проблема, но Маркус вспомнил рассказы более старших что так было не всегда: раньше дед мог и догнать.
Напраженная пауза прошла в тишине, и в этот раз старик решил лавку не покидать, а продолжил наставления: - Эх, молодежь пошла. Вот раньше лучше было, просто за возраст уважали. Не то что сейчас, дела вам подавай. Да и за дела можно то! Вон конюх наш, Годвин, чего стоит. Да половина проезжих только его стараниями в нашу деревню и заезжают, чтоб лошадей сменить. Или Теобальд, например, лесничий. Кто б еще с Барзокком то управился? Или Симон-кузнец, без него палками бы землю рыли, или в соседнее село на поклон шли...
Казалось эту тему дед Пахай может продолжать вечно. Ну, или пока не перечислит всех жителей деревни. Только вот кто его уже слушал?
|
5 |
|
|
|
Дед, тут дело такое есть: животину хочу завести. Кошку, аль собаку. Один чёрт, с неё толк будет: с псом аль подобной зверушкой можно будет поохотится выйти, кошка мышей всех отловит - не всё же мне с за ними с поленом гоняться? Ну а про скотину - так и вообще молчу. И молоко, и шерсть - всё в хозяйстве пригодится. Расскажи что-нибудь про зверьё, ты же в этом шаришь!
- Фигу ты кармане шаришь, а я разумею. Позаучивали слова да смыслу их не вняли, бестолочи. Куда вам зверье еще заводить. Ну, хотя, пес тебе может и сгодится в охоте. Только его обучать надо повадкам нужным да всяким, а псаря у нас в деревне то и нема. Еще как Фалько в пруду утопился, вот он толковый был. За ним прям свора собак на охоту ходила, лис загоняла, а бывало и крупную дичь какую. А яжели прям диковинку какую хочешь, то ходил слух давняшний что то ли в Азабаде, то ли аж в Пафии зверинец есть, где за звонкую монету можно славно обученного зверя заиметь.
А... что если в лесу стая волков встретится? Даже нет, не волков... ну... стая койотов... что тогда делать? Бежать? Как себя надо вести?
- О, встречал я такого зверя. В степи их много, у нас же давненько не видывали. Ежели и забредают какие с северу, то тяжко им в лесах здешних пропитание найти. Ибо другой они породы. И не волки, томшо лают аки собаки, но не собаки, томшо воют аки волки. А бояться их не стоит, на людей они не нападают. На взрослых. Дитя то и задрать могут. Ну, или коль голодное зверье попадется, но я на на своем веку такого не припомню, чтобы взрослого задрали. И ходють они сворою, томшо не сильный зверь, и в деревни не суются. Так про встречу мою то. В степи дело было, я за водою к реке вышел, а там два этих самых были, на водопое, значится. Ну и решили они мой дух проверить, да здоровый как зарычит. У меня аж душа в пятки ушла и ноги занемели. Но убегать не стал, догонять еще, а лук свой верный натянул да с одного выстрелу то тварюку и приложил. Вторая же, шельма, как одна осталась, так хвост поджала и деру дала, шкуру свою вшивую спасать.
|
6 |
|
|
|
А было такое, чтоб боги кого то выбирали для деяния какого героического, как в сказках сказывалось, или байки все это для детишек? Чтоб даровали они силу на подвиг, да направляли?
Дед отточенным годами практики движением почесал свой затылок: - Ну в сказаниях говорится о таком, только рассуди ты что там правда а что побрехенька. Но после великой войны одаренные еще часто появлялись, много их было. А потом начали редеть, и все меньше и меньше новых. Я на своем веку видел одного такого, колдуна великого. Он невообразимые вещи вытворял: то в руке у него пламя появлялось да руку этсамую не жгло, то вещь, какую он заприметил, сама по воздуху к нему летала. А в Рейвзене слыхал отшельник есться что со зверьем лесным по ихнему разговаривает да всяко разно делает. И слушаются они его. Еще слыхал что после смуты одаренные начали то там, то тут появляться, но думаю что это все враки да брехня.
Пахай искренне пытался поделиться с учениками своей мудрость, только вот ресурс это был исчерпаем:
- А чтобы являлись Верховные... Ну в Табале так точно, место это их, этсамое, главное. И жречество их всякую силу всегда имело да в Ущелье на службу своих направляло. Дозор, значится, нести, на случай если орк-неприятель повалит. А чтобы где в ином месте... Герии могли, да, по своим делам всяким. Тимет в Дах приходил по молве людской, а Рагнар, пока в падшие не подался, в Дараке являлся. А вот чтобы Верховные, то нет, не припомниться. Ну в нашу деревню из них точно никто не наведывался, - старик залился хохотом от понятной только ему шутки, но быстро раскаялся в богохульстве и продолжил: - Да и что им делать то в глуши нашей. У них своих, божеских, делов то невпроворот поди.
|
7 |
|
|
|
- Про Селину сказать? Герия то, праведная. Она нам урожаи посылает хорошие, и всякий землепашец почитает ее. Еще кличут Селину Девой Древесной, ибо сильвой она людям являлася. Это народец такой, малочисленный и обособленный, на юге Рейзеновских лесов обидают. И поди посуди толи человек оно, толи растение. Еще говорят, если сильву такую в в поле закопать, то любую землю плодородною на десять колен сделает.
|
8 |
|
|
|
— Про оборотня сказать? От какого дурака ты таких глупостей наслышался, полудурок зеленый? А? Я упоминал? Ух ты ж! — Пахай грозно взмахнул своей клюкой, но буянить не стал. – Ну тогда ладно, есть такая легенда. Говорят, что когда человек с волком этсамое, ну, не важно, в общем. Рано тебе еще. Так вот. Бывает оно, что ни человек, ни зверь, а воедино. Днем он среди людей живет, и ничем ты его не отличишь. А по ночам, да при луне особенно, в зверя обращается, да разум теряет, и в небо воет. Ну и на все живое бросается, ага. А если он человека раздерет, да не помрет тот, то и сам оборотнем стать может. Нет, Милош, овца оборотнем не станет. Так это, и ни вилами ты его, ни мечом стальным не поранишь, все как с гуся воды. Лишь огнем отпугнуть можно тварь проклятую.
|
9 |
|