|
|
Надо... надо что-то делать... Надо выпить! (с) В этой заметке я хотел бы коснуться азов такой темы, как алкогольные напитки разных эпох. Частенько наши персонажи заходят в кабак и... и мастер не знает, чего бы им там выпить. А если и знает, то не знает, что эти напитки из себя представляют. Конечно, ультра-реализм – вещь такая... на любителя! Но тем не менее игроков, которые шарят в теме, обстоятельный подход может порадовать. Ну, и как бы это сказать... мне хочется, чтобы вы понимали, какие обстоятельства привели к возникновению каких напитков или хотя бы сопровождали их. Потому что вы же создаете мир! И если напитки у вас в нем – "стандартные", то мир чуточку теряет в антураже, а если подходящие, обусловленные обстоятельствами, то наоборот, приобретает очко аутентичности. В этой заметке я разобью рассказ на 3 эпохи: • От античности до конца высокого средневековья (примерно до XIV века). • Позднее средневековье и ренессанс (примерно с XIV до XVII веков). • XVIII век. Конечно, для более аккуратной и тщательной периодизации надо бы разбить поподробнее и уж точно отделить античность от средневековья... но давайте чтобы читать было проще, набросаем картину широкими мазками – и вам не придется читать кучу ремарок типа "в этом веке все было так же, как и в предыдущем". I. Античность и раннее средневековье С античности и до нового времени (и даже до позднего нового времени) в мире алкоголя шла борьба вина, пива и меда – и это были основные напитки, которые потребляли люди. Иными словами весь алкоголь был по нашим меркам довольно легким. Главная же проблема заключалась в том, что в эти времена в Европе не было нормальных консервантов – прежде всего спирта и сахара (его можно было заменить медом, но какбэ вы понимаете, что меда так не напасешься, да и если столько меда добавить, получится залипуха, а не напиток). И в то же время от Античности до средних веков изменилось... да не так уж много. Значительные изменения тоже были, но не такие охренительно значимые, как в Новом Времени. 1. Начнем со всем известного напитка – хмельного пива. А. Стоп. Его же... не было! В пиво со времен античности и до XIV века не добавляли хмель (о его свойствах не знали), и каждая хозяйка или хозяин варили его кто во что горазд. У кого-то получалось так себе, а у кого-то – круто, и тогда его можно было и продавать или менять на другие продукты и услуги. В результате: • Начать надо с того, что все пиво в те времена было элем. В современном мире различают пиво верхового и низового брожения, но в средние века элем называли любое пиво, сваренное без хмеля. Короче говоря, до XIV века люди пили только эль. • Поскольку с холодильниками тоже было не очень, этот "домашний" эль хранился считанные дни, меньше недели. Чтобы как-то с этим бороться, в него начали добавлять травяную смесь. На севере Европы её называли грюйтом. В неё входили восковница, полынь, тысячелистник, вереск, багульник, а также еловые иголки или смола, в ограниченных количествах – мед, и приправы, если были: имбирь, тмин, анис (можно было добавить мускатный орех или корицу, но это было дороговато). В результате пиво приобретало горький оттенок, который делал вкус интереснее (ну, это кому как) и скрашивал кисловатый вкус солода, а хранилось оно подольше (точно не скажу, сколько, но тоже в пределах нескольких дней, но его уже можно было и на корабль-каботажник взять). Не всем нравилось пиво с грюйтом, кое-где его не пили, а где-то даже вовсе запрещали, но тем не менее это был шаг в сторону добавления хмеля. • Пиво было довольно легким, в районе 3%. Короче говоря, накидаться таким пивом было сложновато. И выглядело оно не так, как наше – не было шапки пены, в которой можно намочить усы, пиво было мутное. По плотности и вкусу оно могло различаться оооочень сильно и часто могло иметь дымный, копченый вкус, потому что солод сушили на огне. Не было закрепленного, "стандартного" вкуса – так как это был домашний напиток, каждая хозяйка делала, как уж умела. Не было и строгого добавления дрожжей – обычно, как и для теста, использовали остатки предыдущей варки. • Хотя бытует мнение, что пиво было жидким хлебом бла-бла-бла, пивоварение было скорее прикольным способом использовать излишки зерна и поднять себе и людям настроение (причем не только опьянением, но и просто добавлением нового вкуса в довольно однообразное деревенское хрючево), чем осознаваемой вынужденной мерой для повышения качества воды. Существует миф, что из-за плохого качества воды люди пили только эль. Происходят они от документов, в которых упоминаются рационы (например, монастырские), где на человека в день выделяется 3 или 4 литра пива, но при этом упускается из виду, что частично этот эль был "валютой" для бартера, а частично на нем... готовили пищу. Поскольку породы мясного скота были другими, не такими, как сейчас, а забивали его обычно в солидном возрасте, мясо было жестче. По-хорошему его надо было замариновать в уксусе, но уксус был не всегда, поэтому его часто варили или тушили в пиве – так оно становилось помягче (и приобретало хороший вкус). А вот само понятие кипяченой (или вареной) воды было людям известно (хотя про бактерии они и не знали) – оно часто встречается в рецептах. • Тут надо добавить, что пиво – изначально варварский напиток, римляне (да и греки тоже) пива не пили и не понимали, считая, что цивилизованные люди пьют вино. У германцев и некоторых других народов пиво было, и носило ритуальный оттенок – по некоторым свидетельствам его готовили в канавах (!) разжигая вокруг них костры (!!!). Но я думаю, так делали не все. • И еще один любопытный факт – в холодное время года пиво пили, но при этом его подогревали (и иногда приправляли специями). Хотя в наше время (с чаем и кофе) мы не пьем подогретое пиво, но до сих пор теплое пиво иногда используется, как "народный способ" восстановления связок при "потере голоса". 2. Пиво в древнем Египте У египтян все было по-своему. В Древнем Египте для виноградников было слишком сухо и жарко, поэтому вино там не прижилось и употреблялось больше привозное, а вот пиво из пшеницы и ячменя египтяне делали и потребляли в невероятных количествах. Но это пиво сильно отличалось от европейского. • Дело в том, что в Египте в больших количествах росли финики, сок которых, будучи добавлен в пиво, выступал в роли консерванта (в продвинутых версиях добавляли анис или шафран). Пиво при этом различалось для богатых (настоящее пиво, покрепче, иногда и без фиников) и для бедных. И вот пиво для бедных, которым выдавали пайки солдатам и рабам, платили зарплату и продавали по средиземноморью (морская торговля позволяла довести его быстрее, чем оно скисало) было скорее не пивом, а сладеньким финиковым квасом. • За счет того что египетское пиво (хек) сохранялось дольше, в Египте впервые были созданы крупные пивоварни, где оно варилось чуть ли не в промышленных масштабах. Вернее, такая пивоварня известна одна – она располагалась поблизости от храмовых комплексов, и, видимо, обслуживала погребальные обряды, на которых хек пили в больших количествах. • В принципе, вино можно было сделать и из самих фиников, но пиво в Египте было гораздо популярнее – все же финики дают маловато сока, и вино, скорее всего, было дороговастое, но точно этого я утверждать не берусь. 3. Вино – ах эти прекрасные столетние ви... Погодите-ка... их что, тоже не было??? O_o. Производство вина изначально было скорее способом сохранить виноград. Если зерно хранится долго, то ягоды винограда быстро гниют, особенно в жарком климате. Кто-то скажет, что вино – не пища, но вообще-то в вине норм так калорий: в современном сухом вине, например, около 60-80 на 100 грамм. То есть это реальный способ сохранить питательный продукт. Чем отличалось вино древности от современного? • Во-первых, вино было некрепким, в среднем примерно 5-10%, причем вино в 10% было дорогим, "элитным". В Риме могли встречаться вина и покрепче, но тоже градусов до 15, "элитные". • Во-вторых, вино хранилось дольше, чем пиво, но все равно очень плохо))). Если в античности дела еще обстояли получше, потому что для хранения вина использовались амфоры, то в средние века его хранили в деревянных бочках, через стенки которых, конечно, проникал кислород. Поимом амфор в античности были известны разные трюки, которые позволяли вину храниться дольше – в него добавляли золу сожжённой виноградной лозы, гипс, миндаль, изюм, тимьян, орехи, мяту, корицу, мёд и молоко. Классическим способом было налить сверху тонкий слой оливкового масла. В средневековье эти трюки в основном были забыты. • В-третьих, бутылки. Забудьте про бутылки). Стеклянная посуда уже существовала, но была НАМНОГО дороже любого вина, которое в неё можно было налить, и очень хрупкой. В стеклянных сосудах (если они вообще были) хранили лекарства или косметические средства. В Риме были известны стеклянные бутылки для вина, которые запечатывали воском или гипсом, но это была большая редкость – зачем, если есть амфоры? В средние века практически никто не хранил, не продавал и не подавал вино в стеклянных бутылках. Крутые люди могли подать вино гостю в стеклянном кубке или стеклянном кувшине. Обычно же его подавали в глиняных или металлических кувшинах, а хранили либо в бочонках (все нормальные люди), либо в мехах (нищеброды), отчего оно быстрее окислялось и приобретало прогорклый привкус от контакта с кожей. • В результате, неудивительно, что вино пили обычно разбавленным что в Риме, что в средневековой Европе. В Античности вкус вина был слишком терпким из-за добавок, а в средневековье – слишком кислым. В античности употребление неразбавленного вина говорило о том, что человек хочет напиться, а на вкус ему наплевать, или он уже нечувствителен к плохому вкусу – такие ухватки наблюдались у всяких варваров типа скифов и фракийцев, но не у нормальных народов. У цивилизованных людей по сути вино являлось не напитком, а чем-то вроде "концентрата для винного напитка", употребление которого в разведенном виде и было нормой. В средневековье же все было не так строго, и вино разбавляли не всегда – на это есть косвенные указания в источниках. Думаю, не ошибусь, если предположу, что молодое вино пили неразбавленным, а "постоявшее" – разбавляли минимум 1 к 1, а уж дешевое так и еще сильнее. • Выдержка в Античности. Тут все зависит от того, насколько у вас развитая цивилизация. В Римской Империи вина выдерживались – их хранили в запечатанных амфорах: от 3-4 лет для массового рынка, и до 25 лет для реально богатых людей. Были даже эксперименты по выдерживанию вина порядка 2 веков, хотя насколько успешные судить трудно. Но в целом выдержка вина для римлян была делом обычным. Однако изготовление пригодных для этого амфор было, во-первых, технически сложным, во-вторых, для сколько-нибудь массового потребления требовало массового же рынка, то есть, огромных городов. А они были огромными! Население Рима в период империи по самым скромным оценкам достигало полумиллиона человек (по некоторым – миллиона или около того), Александрии – нескольких сотен тысяч, Сиракузы разрослись до полумиллиона (хотя я встречал цифру в миллион двести тысяч, но это, по-моему, фантастика). • Выдержка в раннем и высоком средневековье. Тут все было грустно. Во-первых, сами технологии выдержки с разрушением Империи были потеряны. Во-вторых, кануло в лету производство амфор, вино стали хранить в деревянных бочках. В результате можете забыть про "столетние вина в подвале замка". В раннем и высоком средневековье такого не существовало в принципе! Вино могло храниться в бочке около года, и то со временем оно не улучшало, а ухудшало вкус, становилось кислым, ну, а через год-полтора скисало окончательно. Поэтому такое вино частенько употребляли мало того, что разбавленным, а еще и подогретым и приправленным специями. Наоборот, больше ценилось молодое вино, "урожая этого года". В некоторых источниках в сети вы можете наткнуться на то, что в средневековье были крепленые вина... нет, увы, они появились сильно позже. • В Риме популярнее было красное вино, насчет Средних Веков данные противоречивы, но судя по дошедшим до нас рецептам и процессу производства большая часть вина была именно белым. 4. Поска – "вино" легионеров, и немного про воду и еще раз про разбавленное вино Иногда ошибочно считается, что поска – это такое дешевое плохое вино из пайка римского солдата. Так вот... нет, лол))). • Поска – это безалкогольный напиток из уксуса и сырых яиц, разведенного водой, иногда с добавлением трав. Смысл её был в том, чтобы утолять жажду в походах, ну и чтобы плохая вода, которую пили солдаты, стала не такой мерзкой на вкус. Короче, римляне как обычно все продумали. • А вином её частенько называют, потому что вместо уксуса иногда использовалось прокисшее вино). Но, как вы понимаете, алкоголь там был в следовых количествах: от вина солдатиков на марше по жаре развезло бы по полной. Ну и, вы, конечно, помните, да? Перед смертью легионеры подносят распятому Иисусу губку с поской – "попей, бро, напоследок." В православии жезл с губкой и копье Лонгина обычно изображают по левую и правую стороны от креста в память об этих событиях (по-умному они называются "орудия страстей"). Но мы отвлеклись. • Я это к чему? Если у вас не было вина или вы не хотели набухаться, вы просто добавляли уксус в воду – и у вас был норм безалкогольный напиток: уксус убьет бактерии, да и вкус воды будет получше, не такой мерзкий. Конечно, ни про какие бактерии люди не знали, но идея, что пить воду из реки, лужи или болота не стоит, владела умами. Топовой считалась дождевая вода – как минералка "Эвиан" на наши деньги, дальше шла колодезная, потом родниковая, потом уже какая придется. Но нередко чистой воды просто не было, тем более в походе, где ты пьешь из бурдюка и туда априори попадает немного слюны. • И в отличие от пива, как раз сильно разбавленное водой вино (2-2,5 к 1) в винодельческих регионах вполне могло заменять людям воду (например, такие свидетельства есть про Венецию, где вином платили часть зарплаты работникам арсеналов, но они все равно шли и докупали еще в кабачках после работы), и быть их единственным напитком в течение дня, особенно летом, так как оно хорошо утоляло жажду. • Вообще же и в Риме, и в средневековье безалкогольные напитки были вполне распространены (в основном, конечно, среди знати), например, шафранная вода. Или, например, шалфейная вода, которая подавалась на пирах между переменами блюд – освежить язык. Использовалась и розовая, и лавандовая вода, ну, в общем, вы поняли, что на алкоголе свет клином не сходился. А там, где росли лимоны, вполне употребляли лимонад с добавлением меда (или без). Были ли люди средневековья беспросветно бухими? Ммм, скорее нет, чем да, хотя пьянство осуждалось (и в то же время было смягчающим обстоятельством на суде), для алкоголизма у их напитков не хватало градусности. 5. Мед А вот напиток, который и в античности и в Средние века выдерживался годами – это мед. Дело в том, что мед является нехилым консервантом, но и процесс естественного (без подогрева) брожения, в отличие от вина, происходит очень долго из-за его асептических свойств. • Короче говоря, бочку с медом (мед + вода/ягодный сок) зарывали на... лет на сорок))). На самом деле это – максимум, могли зарыть лет на 15-20, тогда получался напиток крепостью 7-8%. Можно было сделать молодой (так называемый, сладкий) мед – выдержать 6-8 лет и получить 4-5%. Был и вариант быстро приготавливаемого вареного меда, но он несильно отличался от эля кроме того, что был послаще. • Поскольку сам мед, как сырье, был, скажем так, продуктом не то чтобы редким, но недешевым (не было нормальных ульев, люди в основном занимались бортничеством), частенько вместо отдельного напитка мед добавляли в вино – по сути это было что-то вроде десертного вина древности. Такой напиток был очень популярен в Риме. В невыдержанном виде он назывался мульсум, а в выдержанном (с добавлением специй) кондитум. Это был очень благородный напиток для непростых людей, его пили подогретым в холодное время и охлажденным в жаркое. Ему приписывались также такие свойства, как... ну, короче, мужчины от него были пободрее в постели ;). 6. Районирование и социальный статус. Если вы читали заметку про земледелие, то знаете, что на юге было посложнее выращивать яровую пшеницу, и проще виноград. Но это немного упрощенная картина. Смысл же в том, что виноград – многолетнее растение, и условие для его наличия – мягкая зима (иначе побеги умрут) и жаркое лето (иначе ягоды не вызреют). • Поэтому если вы создаете мир, обратите внимание на климат. Если климат у вас жаркий: субтропический (особенно с горным ландшафтом, но необязательно) или океанический с засушливым летом – в регионе скорее всего будут производить вино, а пива могут вообще не пить. Если климат умеренный океанический, будут производить и пить и то, и другое, чем южнее, тем больше вина. Если же климат континентальный или резко-континентальный, то вина будет меньше, а пива больше, и чем севернее, тем сильнее. • Из любопытных примеров: вино в раннем и высоком средневековье производили практически по всей Европе (климат был мягким, похолодало в XIV веке), а Англия была одним из главных экспортеров вина на севере. • Питный мед же будет популярна в лесистых регионах вне зависимости от климата: он был мастхэвом в Скандинавии, на Руси, но и в той же Греции его делали. Например, минойская цивилизация (Крит) считается историками более "медовой", чем "винной". • В отношении социального статуса вино в большинстве стран считалось выше пива. Но скорее не в силу какого-то сакрального значения (хотя в христианских странах тот факт, что люди причащались вином, добавлял ему очков), а именно потому что пиво – продукт "домашний". Нужна просто "крестьянка + зерно + дрова + вода" – и будет пиво. Не то чтобы короли не пили пива (Фридрих I так его вообще обожал, но он правда и жил в Ахене, где с вином не так уж и кудряво), нооо... пиво было скорее не тем напитком, который подавали важным гостям – несолидно. Но в этом были и плюсы! Например, трактиры (они получили широкое распространение уже в XII-XIII веках), в которых продавали вино, в Англии лицензировались, а вот пиво можно было продавать свободно, как похлебку или кашу. • По сути чем выше была крепость напитка, тем более дорогим и крутым он считался – простолюдины употребляли дешевенькое 5-6% вино, зажиточные люди и рыцари – 7-8%, а короли и знать – 10% и выше. Опять же подчеркну, что разбавляли его все, градусность просто показывала, как хорошо сохраняется вкус и как долго вино не кислит. • У меда же (за исключением вареного) всегда был немного элитный статус, потому что мед много где считался подарком богов. Например, в христианстве пчелы имели божественную природу и считались существами, близкими к ангелам (в отличие от ос, которые считались близкими к демонам). • А почему районирование и социальный статус объединены в одном пункте? А потому что, конечно, отношение к напиткам зависело от распространенности. Чем севернее – тем вино встречалось реже, и потому и к пиву отношение было лучше. Чем южнее – тем больше делали вина и к пиву относились пренебрежительно. 7. И, конечно, нельзя не сказать про сидр! • Сидр – это реально то, в чем ранее средневековье утерло нос античности). Сидр в античных источниках упоминается, но вскользь. Европейский сидр появился в VIII веке, но он всегда был региональной темой – это фишка западной Европы. Сидр больше всего производили на побережье Атлантики – в Наварре, Нормандии, Аквитании, Бретани ну, и в Англии, хотя англичанам был милее эль. Дело в том, что обычные яблоки для сидра не подходят – нужны особые сорта, которые лучше всего росли в этих регионах. • Сидр делается довольно просто, но посложнее пива – с помощью пресса, напоминающего мельницу, отжимается большое количество яблочного сока, который... просто оставляют бродить). А потом фильтруют. Но это только звучит, как что-то идеальное. Дело в том, что яблоки – продукт сезонный, а хранился сидр недолго. Поэтому на практике получалось, что яблоки заготавливали в начале осени, делали сидр и пили его примерно до зимы. Ну и, как вы понимаете, сидр вряд ли мог сделать отдельный человек – нужен был пресс для яблок, который могла себе позволить община или монастырь или даже феодал, но вряд ли отдельный крестьянин. Давайте немного резюмируем. Если у вас мир, в котором дело происходит в античности или в раннем средневековье (грубо до XIV века), то пить ваши герои будут вино, пиво или мед. При этом: • Пиво (эль) будет, с большой вероятностью, либо совсем невыразительным на вкус, либо кислить, либо с дымком, либо с сильной горчинкой. В любом случае – домашним. И очень слабым. Его будут подавать в трактирах и харчевнях, но вряд ли вы сможете его купить в бочке – просто не довезете куда надо, прокиснет. В дорогу вы тоже если и возьмете, то вино. А если и возьмете пиво – то ненадолго, и это будет пиво с грюйтом, и в нем вы почувствуете все что угодно: горечь смолы, аромат трав, привкус пряностей. Через недельку скиснет и оно. • Вино будет тоже слабое, и если вы не лорд – очень кислое, и потому ваши персонажи скорее всего будут его разбавлять водой. И пить не из бутылок, а из чаш, кубков, кувшинов, бурдючков. Если у вас крутая цивилизация с огромными городами, скорее всего будет выдержанное вино, а если типичный ранний или развитый феодализм, то будете рады молодому). • Если дело происходит осенью – есть шанс хлебнуть сидра). Но только в подходящем регионе – не слишком жарком, но теплом, с океаническим климатом. Скажем, в мире "Ведьмака" это был бы, наверное, Вэрген или Цинтра. • Мед (напиток) будет скорее всего напитком для особого случая – для пира, ради которого его выкопали. Или это ваш римский аристократ попивает его перед тем, как отправиться жарить гетер ;). Но при этом мед (продукт) будет недешевым, но и не такой уж редкостью – его будут добавлять куда попало для улучшения вкуса чего угодно, нейтрализации излишней кислоты или горечи. Конечно, если вы нищеброд – мед (в любом виде) вы вряд ли получите. • А в армии (если она регулярная и в ней есть пайки, или там вы наемник) вы будете пить вино (скорее всего старое или дешевое – и сильно разбавленное), воду с уксусом (если повезет) или кисло-сладкий "квас" из ячменя и фиников, если у вас древний гигипет. Если вы вообще не шарите в эпохах, то вот вам коротенечко XII-XIII века в фактах и процессах. Это – ужасное огрубление, мир многообразен, и на любой тезис здесь можно найти контр-пример. Но я надеюсь, что некий общий облик нормы мне отразить удалось. Итак, этот период – пик средневековья, так называемое Высокое Средневековье. Дальше начнется закат и переход к следующему этапу развития. Начать надо с того, что эти века – период расцвета феодализма, рыцарства и вообще Европы. Несмотря на нестабильность земледелия и высокую детскую смертность, Западная Европа к концу периода оказалась населена очень густо – вся земля поделена на феоды, "лишние" рыцари, всякие младшие дети охотно отбывали в крестовые походы. Климат: • Затянувшееся потепление – в Англии выращивают виноград и делают вино. Города: • Большинство городов – это разросшиеся деревни рядом с мостом через реку, они насчитывают 5-15 тысяч жителей. Париж (столица самого крутого европейского королевства) насчитывает около 100 000 жителей, Лондон (региональный центр) – примерно 20 000 жителей. Наиболее развиты города в Италии (Флоренция за этот период от 15 тысячной "деревни" дорастает до 100 000 ремесленного центра, Милан и Венеция тоже достигают отметки в 100 000) и в некоторых областях северной Европы (Фландрии, северной Германии). Как правило крупные города – это те, которые расположены на торговых артериях, по которым из хлебных, плодородных регионов в них привозится зерно. • 15 тысяч жителей – цифра неслучайная: это примерный максимум, который при тогдашнем уровне земледелия могут в среднем прокормить окрестности "в пределах одного дня пути на телеге". Городу большего размера нужно снабжение из других областей. Не случайно города так хорошо растут в Италии – там и дороги лучше (римское наследие), и от побережья везде плюс-минус недалеко, и климат позволяет собирать больший урожай. Уровень технологий и открытий: • Рыцари носят кольчуги и большие шлемы, самые упоротые – ламеллярные доспехи. Лат еще нет, но в XIII веке начинают появляться всякие наручи и наколенники из сплошной стали. • Огнестрела еще нет. Арбалеты есть. • Америка еще не открыта, Индия тоже. Даже сахара еще толком нет – это заморская диковинка, которую поедают вельможи по приколу. • Очень туго с механизацией – энергию воды еще не придумали использовать в производстве, хотя мельницы для хлеба уже есть. • В то же время замки в расцвете – они уже не похожи на комбинацию "сторожевая башня + свинарник", есть круглые башни, в общем, все довольно круто. Если для чего инженеры и привлекаются – то как раз для строительства замков, и работы у них много. Книги и наука: • Нет печатных книг. Люди пишут на пергаментах (выделанной тонкой коже) палочками, книги переписывают вручную. Документооборот существует... но не сплошняком. Документооборот ведут не все подряд – церковь, короли, города, крупные феодалы. Большинство людей неграмотно. • Нельзя сказать, что науки вообще не существует. Есть университеты, и в них преподают и вспомогательные дисциплины (такие как грамматика, риторика и логика, но также, например, арифметика), а также теологию, медицину, право, философию (в том числе естественную) и много чего еще. Но дело в том, что люди-носители схоластического знания формируют как бы отдельную касту, корпорацию, и университетское образование – в основном не прикладное (за исключением, возможно, медицины). Смысл обучения – сделать из балбеса – интеллектуала-универсала, который сможет решать любые сложные, нестандартные задачи, которые не поручишь рыцарю (например, вести проповеди и не наговорить хрени). Прикладное знание такому человеку не совсем нужно – ему нужен "статус мудреца", он за него будет свой хлеб получать, а не за практическое умение. Поэтому это университетское, схоластическое знание остается доступным и актуальным только для корпорации студентов и выпускников. Для обычных же людей книжное знание как бы и не существует: средневековое мышление – это мышление эмпирика, который не доверяет тому, что не пробовал сам или ему не показывали. Обмен опытом (в любой области) происходит через личное обучение – ученик повторяет за мастером (в идеале – за своим отцом или матерью) и так учится. • Научным подходом мы это с вами назвать не можем, потому что люди, для которых не так важно практическое приложение знаний, как развитость мышления, занимаются не практической проверкой утверждений (опытом), а их доказательством с опорой на аксиоматическое же знание (прежде всего религиозное). Именно навык таких выводов, такого доказательства делает из них мудреца. По сути, ключевой "навык" средневекового ученого – умение переспорить собеседника умными словами. Это не значит, что настоящих практических умений вообще нет, и все средневековые ученые – бездельники. Они, во-первых, как минимум грамотны, а во-вторых, как минимум обладают кругозором большим, чем парочка сёл или небольшой отряд рыцарей, но лишь в дополнение к этому уже идет умение посчитать площадь, выступить в суде или сделать припарку. • Хотя подавляющее большинство крестьян и горожан не грамотны, многие рыцари и их дамы (не поголовно) – уже грамотны: они читают поэзию и романы, могут писать стихи, самые продвинутые могут даже использовать документооборот в своем хозяйстве или для управления, но... но нет прикладных книг, по которым они могли бы обучаться. В условиях, когда написанная тобой книга будет переписана раз 10 – и всё, ты в принципе не рассматриваешь её, как нечто для широкой аудитории. Ты можешь написать трактат, ага. Но напишешь ты его скорее всего либо для себя, либо для людей, с которыми знаком лично, возможно, для своих учеников. Трактат, возможно, будет даже зашифрован – чтобы левые люди его не прочли. Поэтому если трактаты и пишутся, то скорее для читателей, которые уже хорошо разбираются в предмете, будь то фехтование или алхимия (хотя есть и исключения). Обучиться по такому трактату самостоятельно "с нуля" было бы очень сложно даже тому, кто смог бы его прочитать. Параллельно существовали компендиумы – нечто вроде всеохватывающей энциклопедии по какому-либо вопросу (где вопрос этот раскрывался поверхностно), составленной учеными для ученых. • И есть еще два любопытных аспекта средневековой грамотности. Во-первых, число людей, умевших читать, было сильно больше, чем число людей, умевших писать (как вы понимаете, выводить буквы на пергаменте было технически не так просто). Во-вторых, рыцари обычно читали и писали (например, распоряжения, письма, стихи – они сохранились) на родном языке, а вот то самое "книжное", университетское знание чаще всего записывалось на латыни. Мышление: • Поскольку высокое средневековье – период эмпирического знания, это еще и период местной, и даже скорее местечковой самоидентификации, когда человек ассоциирует себя в первую очередь не со страной, а со своей деревней, городом или графством. Мир средневекового человека – маленький, в нем есть его собственная местность, соседние графства, где-то там – столица с королем, а где-то на краю света – Святая Земля. Отношения человека и государства – ничто, отношения человека и сюзерена, непосредственно владеющего землей (это мог быть лорд, город, монастырь и т.д.) – всё. Именно на этом построен феодализм – дело не в том, что "вассал моего вассала не мой вассал" по какому-то там закону. Дело в том, что эти "вассалы моего вассала" своего барона или графа знают в лицо и вместе с ним много чем занимались (крестили детей, били морды соседям, ездили на охоту, да и детей своих отдавали друг другу на обучение), а короля – нет, не знают, и он им особо никто. Но зато король в лицо знает графа или барона. • Еще средневековое мышление, особенно у горожан – очень "корпоративное", коллективистское (скорее в плохом смысле, хотя не только). Ты делаешь то, что нормально для представителя твоей корпорации, а что ненормально – не делаешь, потому что твои личные отношения с членами корпорации – это твоя безопасность. Не выживешь ты без корпорации. Любой, кто наехал на тебя – наехал на твою корпорацию, и наоборот, и это – важно. И все про всех все знают, а если ты по ночам запираешься и читаешь книги – это не к добру, брат). Будь как мы все. Опять же, это не значит, что все ведут себя так – но чаще всего поступки так воспринимаются. Если ты приходишь наниматься к мастеру в подмастерья, просишь слишком много за обучение, и он тебе отказывает – тебя не возьмут на работу другие мастера его цеха. • Естественно, средневековье – период религиозного мышления: человек рассматривает любой аспект жизни, как связанный с божественной волей. В Высоком Средневековье власть пап была очень сильна (так было не всегда, с X по XI век папство было не особо могущественно, им крутили светские вельможи). Так вот, мир в представлении человека – "цикличен", он меняется слишком медленно, чтобы человек мог видеть изменения. Само понятие истории знакомо малой корпорации студентов. Это не значит, что в средневековье не было людей, которые пытались что-то изменить или преобразовать – еще как были! Но практически всегда чтобы повести за собой людей им нужна была религиозная поддержка – чтобы перебороть традицию, им надо было убедить себя и окружающих, что таких изменений хочет Бог или хотя бы местный святой. (Что делает Император Священной Римской Империи, когда ссорится с Папой Римским? Заводит себе антипапу))). Именно поэтому толкачи практически любого "прогресса" в среденевековье (если это слово вообще применимо) – монахи: во-первых, они могут отслеживать изменения через свои записи, а во-вторых, вот уж кто-кто, а они-то с богом "договорятся" и левой фигни не сделают). Но монахи двигают в основном узкие сферы: алхимию, медицину, переработку сельскохозяйственного сырья, а ремесленные товары – не их сфера. Другая сфера, в которой изменения происходят быстрее, чем в прочих – это оружие, вернее доспехи. Доспехи иногда меняются в течение жизни меньше 1 поколения – 15-20 лет. Меняются не кардинально, но так, что их реально отличить от более ранних. Тут тоже все просто – от доспехов непосредственно зависит жизнь, а поскольку многие рыцари – люди богатые, они стараются всегда получить "лучшее, что есть на сегодня", а не "как было принято во времена моего бати". Другое дело, что за развитием доспехов не поспевает металлургия – она постоянно их ограничивает. Войны: • Этот период, безусловно, не назовешь мирным. Но затяжные войны в основном шли не в самой Европе: это эпоха крестовых походов, активной реконкисты в Испании (отвоевания её у арабов, захвативших юг Испании в VIII веке), экспансии тевтонского ордена на восток. В самой Европе войн тоже хватало. Императоры Священной Римской Империи постоянно рубились с папством за Италию. Норманны старались отхватить что плохо лежит (прежде всего Сицилию). На Севере датчане активно воюют за балтийское побережье и острова. Франция начинает выяснять с норманнской Англией, кто чей вассал. Но внутриевропейские войны обычно короткие – идут по 2-4 года, иногда чуть дольше (20-летние Альбигойские войны сильно выделяются на этом фоне). Причина этого: рыцарские армии – маленькие. Они могут навалять друг другу от души, но удерживать сколько-нибудь большую территорию им затруднительно, и их силы быстро истощаются, да и рыцари просто устают воевать, а когда они устают воевать, они расходятся по домам, отбыв свои повинности. • Именно это время – расцвет "рыцарских" войн. Безусловно, не стоит их идеализировать – они не напоминали сражения "спортивных команд" по правилам, и с предательствами, отравлениями и прочими беззакониями все ок. И все же... дух рыцарства, сама мысль, что победа победой, но убивать противника – так-то вообще-то грех, и получить с него выкуп гораздо круче, все еще владеет умами. Наемничество распространено, но не носит массовый характер – наемники служат в основном дополнением к основному рыцарскому ополчению, а регулярной армии в европейский королевствах почти нет. В то же время рыцари (в том числе и благодаря своей малочисленности) – это одна из немногих межнациональных корпораций: если не брать какую-нибудь тянущуюся десятилетиями зарубу с соседом "из-за груши на меже", рыцарь с рыцарем (пусть даже из другой страны) найдет общий язык, хотя может не найти его со священником или с торговцем. • Безусловно, в отсутствие снабжения воины (особенно наемники) разоряют земли, через которые проходят. Но это – именно грабеж, мало кто занимается тактикой "выжженной земли" (а-ля викинги или мадьяры несколько сотен лет назад), это скорее отдельные случаи. "Убивайте всех, Господь узнает своих," – лозунг, родившийся именно в это время, но это – редкий случай борьбы с ересью. Вдумайтесь, ведь это ответ папского легата на вопрос: "А как нам отличить еретиков от нормальных людей?" Важен не столько сам жестокий ответ, сколько то, что в XVI веке такой вопрос бы не задали))). С большим ожесточением идут войны с еретиками, мусульманами, язычниками на периферии, но разборки феодалов – скорее нет, им не очень интересно править выжженной пустыней. • Ну и да, рыцари, безусловно – главная боевая сила. На поле боя рулит рыцарская конница, пехота в основном болеет за своих, потрясая копьями, а потом резко сваливает, когда битва проиграна. Пехота используется для массовки, осад, гарнизонов, как поддержка. Вполне нормальная ситуация, когда рыцари вообще забивают на пехоту и действуют исключительно конными отрядами. Но изредка все же случается, что пехота насовала рыцарям (например, городские ополчения Ломбардии могли похвастаться такой ачивкой), но скорее всего это ситуация, когда пехота оборонялась в удобном месте, товарищи рыцари не разобрались в обстановке и нэмнога нэ рассчитали сил, а потом, когда они выдохлись, их атаковали вражеские рыцари. Деньги, производство и экономика: • Деньги в Европе используются вовсю, хотя денежной массы в целом недостаточно. Денежные отношения уже являются нормой между богатыми людьми и государствами, но еще не являются основополагающими, пронизывающими все слои общества и аспекты жизни. Средние века – это время, когда рулят не столько экономические, сколько личные и родовые связи (хотя экономические уже тоже важны). Богатство – это важный показатель, но меряется он в большей степени удерживаемой землей, а деньги – это ресурс, а не эквивалент, "мера всех вещей". Нельзя произвольно обменять деньги на военную мощь (если рыцари тебя не любят, служить они к тебе не пойдут даже за деньги), производство (нет рынка свободной рабочей силы и капиталиста, который тебе завод подгонит), политическое влияние или популярность. Если хотите, рассматривайте их как некий высоколиквидный, но все же товар – самый крутой, самый популярный, самый универсальный, но не единственный и не всегда решающий проблему. А вот без личных связей обойтись нельзя. Приведу такой пример (из начала XIV века, но нам подходит): жене Эдуарда II требуется контингент, чтобы высадиться в Англии и скинуть ненавистного мужа с трона, она, приехав в Европу, не клянчит денег на наемников – она ищет, на ком бы женить сына-подростка и заключает его помолвку с дочерью одного из крупных европейских феодалов (графа Эно). Рыцари-ленники из его земель формируют ядро армии вторжения. Но и деньги в эту историю затесались – если принц не женится на дочке графа в течение 2 лет, королева обязуется выплатить 10 тысяч фунтов (3,5 тонны серебра). То есть Европа уже подходит к тому, чтобы сделать деньги всеобщим мерилом. В XVI веке Изабелла скорее всего пошла бы не к графу Эно, а в банк, и Эдику будущему Эдуарду III не пришлось бы жениться на Филиппе Геннегау. • Цеха (объединения частных мастерских) являются основной формой взаимодействия ремесленников, они еще не достигли пика развития и не зашли в тупик. Продукция ремесленников в городах – в основном, штучный товар для богатых людей, а массового рынка еще нет (частичное исключение – Италия и ооооочень крупные города, которых мало). Это связано, во-первых, с тем, что при упавшем уровне металлургии железо очень дорого, а значит, очень дороги все инструменты, во-вторых, с тем, что крестьянская община обеспечивает себя необходимым сама, к тому же у крестьян, привыкших к бартеру и повинностям, и металлических денег мало. В-третьих, сами-то города в основном не велики. В-четвертых, дешевым товаром сложно торговать при плохом состоянии дорог и безумном количестве пошлин – ведь при сухопутной торговле их устанавливает любой феодал, по землям которого ты проезжаешь. В-пятых, почти все производство – ручное, очень трудоемкое и затрачивает много времени. В-шестых, поскольку все сосредоточено в маленьких мастерских, разделение труда – минимальное, мастера в основном – универсалы, которые делают изделие от и до (ну, хорошо, есть 1 подмастерье, которые обтачивает заготовки – тоже вручную). Нет мануфактурного производства, где за счет разделения работы на операции, возрастает скорость производства. • И в связи со всем этим культура потребления раннего средневековья – очень "домашняя", местечковая. Простой человек (да и небогатый рыцарь тоже) потреблял в основном то, что производил он сам, либо его соседи, либо его община, либо его город (а город производил и продовольствие тоже – он владел землями на окраинах). Да, были исключения, и, конечно, торговля между городами существовала... но она была направлена на узкую прослойку богатых. А со средним классом было плоховато. И нет капитализма, который подразумевает за счет использования мануфактуры и механизации масштабирование производства и экономию от масштаба, а за счет этой экономии – понижение цены до уровня, доступного массовому потребителю. • Это отличается от античности, но не так сильно, как может показаться на первый взгляд. Да, массовый рынок в античности был, но в основном на нем торговали не производственными товарами для масс, а продовольствием, амфорами, стройматериалами. Хотя в Римской Империи было намного проще с торговлей, прежде всего потому что античность – это Средиземноморье, а там с транспортом все хорошо – по морю можно что угодно доставить быстро куда угодно, да и каждый дурак не требует с тебя пошлину за проезд. В Риме была гораздо более продвинутая металлургия и строительство. И сама торговля там приняла вид практически развитого капитализма – с банками, ссудами, займами, процентами и инвестициями. И сельское хозяйство существовало в виде огромных латифундий, эдаких агрохолдингов. Но... не в производстве(. Производство потребительских товаров там было таким же унылым – в отдельных мастерских, иногда арендованных. Связано это было с пониманием римлянами личной свободы, согласно которому работать на дядю считалось некомильфо: если ты мужик, у тебя должно быть своё семейное дело, пусть даже в формате аренды (земли, мастерской или лавки), но горбатиться за зарплату – неееее, лучше пойти к патрону и получить подачку или там в армию, если с патроном не сложилось. И если в сельском хозяйстве или в торговле проблема решалась использованием рабов, то в производстве – нет, рабский труд при производстве малоэффективен. Хотя была сфера, в которой в поздняя Империи дошла до мануфактуры – производство оружия. В III веке при Диоклетиане построили натурально фабрики, на которых массово клепалось различное снаряжение, от щитов до брони. Работали там как рабы, так и милиты (военнообязанные), которым работа на такой фабрике засчитывалась за службу в армии. Но чсх несмотря на нехилый уровень механизации, продвинутую металлургию и управление, которые и не снились городам XIII века, качество вооружения сильно упало, а конструкция вынужденно упростилась. Не вытягивали рабы и милиты прежний уровень. Упс!
P.S. Ну и чисто приколюха: высокое средневековье – период относительно неплохого состояния гигиены (хотя самого понятия гигиены не было, чистота была в почете). В городах полно бань, довольно дешевых, мыловары варят много мыла, люди моются часто, особенно в крупных городах, при этом топят дровами, а не углем, и топливо достаточно дешево. Уровень, конечно, был далеко не как в XX веке, но повыше, скажем, XVIII или XIX века. Как это все сочеталось с антисанитарией городских улиц... да отлично сочеталось! Извалялся в грязи, встал, пошел в баню, купил лавандовое мыло и тебе там девки спину им натерли. Боролась ли церковь с банями... ммм... скорее как раз с девками! ;)
Надеюсь, вам было интересно. Продолжение... когда-нибудь последует).
|