Набор игроков

Завершенные игры

Новые блоги

- Все активные блоги

Форум

- Для новичков (3836)
- Общий (17973)
- Игровые системы (6299)
- Набор игроков/поиск мастера (42249)
- Котёл идей (4744)
- Конкурсы (17004)
- Под столом (20899)
- Улучшение сайта (11345)
- Ошибки (4423)
- Новости проекта (15007)
- Неролевые игры (11923)

Конкурс №11. "Последний довод"

Последний довод.

Крылатая фраза
*Прим.авт. - Рассказ не является исторически достоверным.

  Морской бриз ласково теребил полы его алой мантии, наполовину скрытой под изысканной кирасой. В одной десятой льё к северу беспрестанно грохотали пушечные залпы. Орудия линейных кораблей потчевали стены могучей крепости железом, а он наблюдал и не ощущал восторга или трепета. Лишь какую-то затаённую тоску и печаль.
  По всем правилам, учитывая его статус, человеку этому следовало бы носить шлем, но слишком велика была его вера в Бога и силу расстояния. В такой дали от поля боя ему никак не могла угрожать мушкетная пуля. Поэтому на голове привлекательного высокого мужчины, чьи волосы уже затронула соль старости, красовалась маленькая алая шапочка, выделявшая его из толпы столь же явно, сколь и мантия. Не смотря на то, что он пренебрёг шлемом, мужчина всё же взял с собой шпагу, хотя она, казалось бы, имела для него наименьшую ценность на массивной плотине, перекрывавшей вход в залив.
  Приняв из рук стоящего рядом солдата подзорную трубу, кардинал окинул беглым взглядом стены крепости и глубоко вздохнул, скрывая досаду. Один из его капитанов, как раз находившийся рядом, уловил раздражение командира и поспешил заметить:
  - Мы испробовали всё, что могли, ваше преосвященство. Другого выбора уже не было.
  Задумчиво хмыкнув, кардинал опустил инструмент, передавая его в руки телохранителя. Прекрасная, мощная и неприступная Ла-Рошель… жемчужина его военной кампании. Столь долго сопротивлявшаяся осаде – она была прекрасна, когда он подошел к её стенам. Теперь же город лежал в руинах по его вине.
  Кардинал окинул взглядом море и корабли, осыпающие стены крепости градом тяжелых ядер, что превращали укрепления в кусок сыра, испещренный дырами и выбоинами. Стреляли словно бы по самой его душе, каждым снарядом ударяя в грудь и вызывая почти физическую боль, истинную причину которой понять он был не в силах.
  - Прекратить обстрел. Ла-Рошель подняла белый флаг.
  Резко бросил он, наконец, и капитан отдал соответствующие указания гонцу несколькими короткими жестами. Помолчав немного, капитан наклонился к кардиналу и тихо шепнул:
  - Говорят, что город можно будет восстановить.
  Седеющий мужчина наградил его взглядом, полным презрения, и едва сдерживаемого гнева, от чего бедняга отпрянул на несколько шагов назад и тут же согнулся в поклоне. Иногда кардиналу приходилось спрашивать себя, почему его окружают подобные глупцы. Затем он вспоминал о своем положении в обществе и вопрос терял смысл. Увы, лишь ему удавалось быть той силой, на которой, помимо короля, конечно, держалась вся Франция. А люди вроде капитана были теми, кто должен был пойти и умереть по одному его слову, если понадобится. Их разделяла слишком большая пропасть. И им нужны были слишком разные навыки на своей службе. Ему не стоило злиться.
  - Это будет стоить стране огромных расходов. Я не стану восстанавливать Ла-Рошель. Разве что придам ей видимость былого величия. Вам пора, капитан.
  - Но куда, ваше преосвященство?
  Изумление его казалось весьма искренним.
  - Как куда? Заниматься пленными, конечно.
  - Но ваша охрана…
  - Город взят, - резко отрубил кардинал. – Здесь мне уже ничего не угрожает. Я желаю побыть один.
  Окружавшие его до сих пор советники, телохранители и прочие лакеи как-то сами собой исчезли в следующую минуту, позволяя насладиться шумом моря, далекими криками и свистом ветра, вьющимся вокруг блокады.
  Кардинал медленно подошел к массивной пушке, стоявшей неподалеку, и задумчиво провел кончиками пальцев по прохладному железу, украшенному королевским гербом. Он выбирал, куда бы добавить короткую притчу, на которую его вдохновила долгая осада.
  - Ultĭma ratio regum, - тихо произнес он на латыни. – Последний довод королей. В назидание потомкам, дабы использовали столь страшное оружие только тогда, когда других аргументов не остаётся.
  Подняв голову, мужчина глубоко вдохнул приятный морской бриз и слабо улыбнулся, наблюдая за изувеченным городом. Для него это было поражением, но для тех, кого он вел – триумфом. Так незачем портить праздник простым солдатам. Это была не самая страшная жертва, которую он приносил ради страны.
  Натянув на лицо победоносную улыбку, Арма́н Жан дю Плесси́, герцог де Ришельё, величественной походкой начал шествие к своим войскам, беснующимся от восторга. Следовало сказать им пару помпезных слов перед началом очередного изнурительного марша.
______________________________________
Нотариально заверенное число знаков по счетчику GoogleDocs — 4304 (Прим. орг. )
Автор: Fiona El Tor [M] [offline] , 10.08.2020 20:18 | Отредактировано 23.08.2020 в 19:40 1

Позабавил дисклеймер в начале: это, видимо, чтобы потомки кардинала не засудили.

Совершенно очевидно, что, как, бывает, пишут картину с фотографии, здесь автор писал рассказ с этой картины:

Даже забавно сверять по мелочам: шапочка — чек; кираса — чек; шпага — чек. Плотина, корабли, море — всё на месте, вот только солдата с подзорной трубой, правда, нет, как и пушки — тут автор понёс отсебятину. Видимо, поэтому дисклеймер и стоит.

Рассказ представляет собой простенькую зарисовку на тему того, как кардинал Ришельё стоит на плотине у седой равнины моря и грустит (затаённо). Вокруг него как будто даже что-то происходит — корабли стреляют, в подзорную трубу виднеется белый флаг, — но на самом деле это просто элементы пейзажа, как море: на деле в рассказе ничего не меняется с начала до конца, и это ещё более сближает данный рассказ с картиной.

Не то, чтобы бессюжетные зарисовки плохи сами по себе — думаю, что ввиду ограничений размера мы увидим на этом конкурсе ещё не одну такую зарисовку, — но возникает вопрос: а если не перипетиями сюжета, то чем должна цеплять зарисовка? Может быть, я что-то упускаю, но мне кажется, что зарисовка, ввиду самого названия такой формы, должна цеплять в первую очередь красотой описаний — как внешнего мира, так и переживаний героев. И, начиная говорить об этом, волей-неволей присоединяешься к кардиналу в его грусти.

Нет, не то чтобы здесь всё было ужасно — здесь есть и «тронутые солью времени» волосы: как по мне, немного слишком вычурный образ, но барокко у нас тут или где? Здесь подробно описаны переживания главного героя — по крайней мере, вопроса, с чего бы это вдруг кардиналу взгрустнулось, не возникает. И всё-таки это всё как-то наполовину сделано: уж атмосферных описаний моря, ветра, дыма над крепостью, запаха пороха, соляных брызг в лицо, острых мачт кораблей под низким небом можно было прибавить, — размер позволяет. А переживания кардинала не вызывают эмоций. Ну да, красивый город жалко, а все вокруг идиоты. Достоверно? Вероятно. Заставляет с восхищением подумать — «так вот что чувствует полководец в этот момент»? Да нет, почему-то не заставляет.
Автор: Очень Хочется Кушать [offline] , 11.08.2020 00:51 | Отредактировано 11.08.2020 в 00:55 2

У нас в сибирской глуши грибной сезон, так что простите за ассоциации, кого они покоробят.
Зарисовка - сыроежка. Съедобненькая, маленькая и не слишком вкусная.
1 балл из 10, если бы я судила конкурс.
Автор: Masticora [offline] , 11.08.2020 05:21 3

*Прим.авт. - Рассказ не является исторически достоверным.
ВСЕ СОБЫТИЯ ВЫМЫШЛЕНЫ СОВПАДЕНИЯ С РЕАЛЬНЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ СЛУЧАЙНЫ

Хотя ладно: вот ОХК иронизирует, я подшучиваю, а ведь без этого дисклеймера цепкий глаз историка нашёл бы к чему прицепиться. Наверное. Так что, ну может оно и оправдано. С другой стороны – а ради чего это вообще всё тогда? Есть романы приключенческие, вот товарищ Дюма грешил против историчности в угоду там всякому экшОну. Есть романы-исследования, как мне кажется: попытка представить, как всё было на самом деле. Здесь получается ни первое (по тексту), ни второе (по надписи). Хотя мне кажется, подошло бы второе: в 10к знаков уместить какой-то движ было бы сложно, а вот нарисовать историческую картину – вполне (какая ирония, что рассказ с неё и написан).

Первое, что бросилось в глаза – прямая речь. Во всяком случае вот здесь:
Прекратить обстрел. Ла-​Рошель подняла белый флаг.
  Резко бросил он, наконец, и капитан отдал соответствующие указания гонцу несколькими короткими жестами.

Мне кажется, стоило бы поставить длинное тире.
— Прекратить обстрел. Ла-Рошель подняла белый флаг. — Резко бросил он, наконец, и капитан отдал соответствующие указания гонцу несколькими короткими жестами.
Вот так как-то. Ну и вообще, динамика как-то порвалась: бросил кардинал, а указания отдаёт капитан. И вот это "наконец", когда речь идёт о отдачи приказа, как-то тормозит происходящие события. Если уж хотелось показать, что Красношапочный думает, то, возможно, стоило бы это "наконец" перенести в начало. А лучше вообще выкинуть. Не нужно оно там, то что кардинал пребывает в задумчивости мы видим по предыдущему абзацу.
Предыдущая прямая речь в рамки правил укладывается, но всё равно мне кажется, было бы живее, если бы Ришелье хмыкнул на той же строчке.

Едем дальше. Рассказ не упирает на исторический реализм – ок. Но, вроде бы, пишет о нашем мире. Так вот в нашем мире крепости не берутся потому что их разносят пушками в щепки. Их либо штурмуют, либо осаждают – в смысле, сидят подле города и ждут, пока там еда и вода закончатся. Либо дойдут до той критической точки, когда держаться уже не будет смысла. Это претензия не столько к историчности, сколько к логике происходящего: даже в ВМВ, когда оружие было более совершенным, а производство - конвеерным, города всё ещё захватывались пехотой, а не разносились в щепки. Что уж говорить о Ла-Рошели, когда и пушка могла рвануть, и ядро не долететь, а стоило это огого.

Наконец, сам Ришелье вызывает ощущение какого-то эмобоя, попавшего на концерт Токио Хотель. О, как хороши мои пушки, как грустно, что приходится разрушать крепость! Тут уж честно сказать, не получится оградиться дисклеймером: он нужен для анахронизмов, а не для характеров. Реальный Ришелье вряд ли испытывал сочувствие к гугенотам, и тем более к англичанам (с Бекингемом у них вообще рамсы за тян были, выражаясь современным языком). В общем, большое такое НЕ ВЕРЮ. Вообще это можно было бы исправить, нарисуй автор город красивыми красками. Упомянуть старинную часовню, выполненную в стиле высокой готики, что захватывает дух с первого взгляда. Величественный форт, оставшийся тут ещё со времён Карла Великого: в общем, что-то такое, что заставило читателя вместе с Ришелье воскликнуть: "такую страну Ла-Рошель просрали, ироды!". Читатель как бы должен побывать там, рядом с героем рассказа, чтобы самостоятельно "увидеть", что же за красоту такую разрушают. А этого нет, в результате лезут рациональные мысли, что Кардинал Кардиналыч поди с удовольствием бы его с землёй сравнял в реальности, был бы только способ. Подумалось ещё: если бы он в этот момент о котиках своих думал, получилось бы убедительнее, а рассказ отлично подошёл бы для темы 10го литературного без всякой натяжки!

Наконец, искажена суть фразы; "Последний довод" имелся не в смысле крайнего средства, после которого только Ад и Израиль, а то что слово короля РЕШАЕТ. Это можно было бы простить, расскажи нам о какой-то сферической войне, ну допустим фентезийной; если уж берётся момент, когда фраза рождалась, стоит всё-таки использовать ту же логику, которой руководствовался популяризатор фразы. Этого тоже никаким дисклеймером, на мой взгляд, не отбить.

P.S.: Автор, хоть ты заботливо разместил этот дисклеймер, всё-таки вот тебе пара замечаний фактов, просто на будущее: тем более что честно сказать, они легко гуглятся, и их можно было бы учесть:
Автор: Digital [M] [online] , 11.08.2020 08:37 | Отредактировано 11.08.2020 в 09:30 4

Тут интересно получилось: автор в некоторых местах оформляет прямую речь через короткие тире (дефисы), а в других – через длинные (тире). Например, вот тут:

- Город взят, - резко отрубил кардинал. – Здесь мне уже ничего не угрожает. Я желаю побыть один.

Два коротких, одно длинное.

...

На отвлеченной ноте, если считать короткие тире точками, а длинные тире – тире, и попытаться расшифровать морзянку, из текста можно выделить строчку "ИРЕ С ЕС РИМ" ("
** *-* * *** * *** *-* ** --
"). Я затрудняюсь сказать, что это значит (ведь я не историк), но вот.
Автор: Hrisson [offline] , 11.08.2020 11:41 | Отредактировано 11.08.2020 в 11:47 5

Из тех проблем, что я заметил, есть дотстаточно типичная, кстати говоря, для ДМа проблема избыточных украшательств текста. Взгляд постоянно цепляется за все эти эпитеты, вычурные выражения и прочие рюшечки, вставленные, как будто просто для того, чтобы было.
Хотел бы посоветовать автору не бояться писать простые тексты. Рюшечки, они как приправа — если слишком много, то уже невкусно.

А в остальном рассказ производит приятное впечатление исторической зарисовки.
Автор: SolohinLex [M] [offline] , 11.08.2020 11:48 6

На отвлеченной ноте, если считать короткие тире точками, а длинные тире – тире, и попытаться расшифровать морзянку, из текста можно выделить строчку "ИРЕ С ЕС РИМ" ("** *-* * *** * *** *-* ** –"). Я затрудняюсь сказать, что это значит (ведь я не историк), но вот.
Ёж принес сюда вещества!
Автор: Fiona El Tor [M] [offline] , 11.08.2020 13:51 7

Кстати, гугл транслейт говорит, что "Ire ses rim" можно при желании попытаться перевести с латыни как "Гнев [бьется] об край".
Автор: Hrisson [offline] , 11.08.2020 14:06 8

Накинем полбальца за перфоманс, который Ёжик раскопал
Автор: Digital [M] [online] , 11.08.2020 14:13 9

*Прим.Ёж. - Вообще ничего не знаю про Францию XVII века.

Все-таки напишу длинный комментарий "по форме", чтобы потомки не забывали неплохой рассказ, утонувший на второй странице форума. Хотя, наверное, после подробного текста Digital, ничего нового не напишу.

Зарисовка о том, как высокопоставленный дяденька пару лет изводил людей, а потом, когда успешно их извел — чет приуныл. Но если серьезно, (исторически недостоверный) внутренний мир оного дяденьки тут вполне раскрыт, а читать описания, что называется, картин природы — любовно и прельстиво. Мне такой жанр в целом нравится, равно как и такой размер.

По поводу смысла фразы, позволю себе с Digital не согласиться, хоть и стоя на довольно зыбких позициях. В популярной культуре фраза "Последний довод королей" закрепилась именно с ударением на слово "последний". Кроме того, я из любопытства погуглил и выяснил, что подобные душеспасительные лозунги не были французским ноу-хау: по легенде, когда основатель дома Черчиллей выбирал девиз, он утащил слова "Fiel Pero Desdichado" (к несчастью, верен) с боков испанских пушек.

Там, правда, якобы была забавная история:


В общем,

Стиль: 5 брутальных пушек из 5 (это такое "пять с большим минусом" за огрехи, к которым в т.ч. прицепились ОХК и Цифра, но мне лично понравилось)
Сюжет: 3 глупых капитана из 5 (не понравилось то, как иногда откровенно извиняется автор за какие-то детали обстановки: вот это вот "да, конечно же на поле боя нужно носить шлем, но вот")
Соответствие теме: 1 безграмотный Ежик из 1 (см. дисклеймер в самом начале комментария)

Итого: 9/11.
Автор: Hrisson [offline] , 18.08.2020 17:34 | Отредактировано 18.08.2020 в 17:36 10

Вынужден признать, что на фоне уровня работ в целом эта зарисовка в моём личном топе способна претендовать на высокие околотоповые места.
Язык красивый и лишённый практически кривизны, отмеченное Лексом обилие рюшечек не замечено, историческая достоверность в такого рода работах даже без дисклеймера меня мало волнует.

Правда отчего-то казалось, что это будет длинный рассказ с сюжетными поворотами, а он просто взял и закончился. : (
Автор: Akkarin [M] [offline] , 25.08.2020 16:28 11

Вдогонку уходящему поезду или комментарий "на посошок" от Фионы

Рассказ, написанный относительно гладко и, как мне кажется, без особых претензий на ошеломительный успех.
Ему не хватает жизни и сюжета.
Хотелось бы узнать какую-то историю, которая связывает кардинала с этим городом. Почему ему так больно? Только ли само по себе разрушение вызывает у него такие переживания? или он пришел сюда чисто притчу придумать для проповеди? Печаль в том, что у кардинала нет видимой и понятной причины особо грустить, раздражаться и расстраиваться. Возможно, она подразумевается где-то, но не играет яркими красками, чтобы заставить сопереживать главному герою.
И да, тоже отмечу, что есть несколько красивых оборотов. К ним бы еще драму – и рассказ бы засверкал ярче.
Автор: Fiona El Tor [M] [offline] , 31.08.2020 13:08 12

Хех, всем спасибо за критику. Отдельно отмечу, что рассказ был написан ровно за шестьдесят минут в качестве челленджа и во имя спора с самим собой. Так что, в целом реакция критики ожидаема :D
Спасибо Ежу, что нашел одну из трех неочевидных вещей, которыми я напичкал текст ;) (правда фраза, вроде как, должна была переводиться "Тот, кто подходит к краю (бездны)", но это не особо важно, интерпретация Ежа мне кажется даже более красивой).
Так же подтверждаю догадку ОХК, рассказ по картине, это правда)
Диджитал даже не знаю, что сказать, читал отзыв с ладонью у лица, но не могу винить её за серьезность, пусть и абсолютно бессмысленную, поскольку дисклеймер должен был лишить логики подобные претензии в принципе. Ей богу, ты зря потратила время)
Аккарин... этот конкурс был против длинных рассказов с сюжетными поворотами :D
Автор: Raiga [offline] , 31.08.2020 15:11 13