Набор игроков

Завершенные игры

Новые блоги

- Все активные блоги

Форум

- Для новичков (3836)
- Общий (17971)
- Игровые системы (6299)
- Набор игроков/поиск мастера (42243)
- Котёл идей (4739)
- Конкурсы (17004)
- Под столом (20898)
- Улучшение сайта (11328)
- Ошибки (4414)
- Новости проекта (15007)
- Неролевые игры (11923)

Конкурс №19. "Настенька"

12
Сгенерированное мнение нейросети


Приятно, что рассказ дебютировал с хорошим стартом. Надеюсь, это замотивирует автора писать у нас ещё. В общем, милая деревенская байка, по стилю не похоже, но по сути — хоть сейчас в сборник с которым я ношусь регулярно, "Сибирские сказы" или "Малахитова шкатулка" (чтоб более лестное сравнение было). Конечно история простовата, таких в сборниках достаточно, и может быт в нём отражён не совсем верно, но настрой — а это главное, как по мне — ухвачен лично для меня очень даже хорошо. И странные ритуалы, и глупости ГГини, за которые потом приходится расплачиваться жизнью ребёнка — всё на своих местах. Конечно нашей погрязшей в постмодерне публике чтобы такое понравилось, оно должно быть написано каким-то убойным стилем, но и так хорошо.
Автор: Digital [M] [online] , 16.09.2024 12:37 21

Небольшое отступление. Я очень эмоциональный и впечатлительный человек, настолько, что мой первоначальный комментарий в два раза превышал размер рассказа. Но я всё же взяла паузу, так что текст теперь получился всего-то в лимит одного рассказа.

Это мой второй рассказ. Первый, кстати, я тоже писала на литконкурс дмчика когда-то, но закрыла ворд, не сохранив текст: по ощущениям, тогда чего-то в комментариях критики лютовали, а я посчитала, что мне моя нервная система дороже. А до дмчика даже как-то желания написать чего-нибудь обычно не возникало, ну, не лежит душа к такому творчеству. В этот раз просто так сложились звёзды, что я в итоге приняла участие. Решение это было скорее не спонтанным, а постепенно нарастающим. При объявлении тем я серьёзных намерений не имела, но по ходу выкладки рассказов и их чтения зарождалось желание поучаствовать тоже. Желанию активно мешал десу стрэндинг, который я заканчивала проходить. В общем, когда я окончательно созрела, времени уже было впритык, а у меня ни идеи, ни представления, а как вообще рассказы пишутся, с чего начинать то? По итогу рассказ творился в муках. Так что если у вас складывалось ощущение, что автор не определился и не понимает, чего хочет, то вы попали в точку. И, наверное, Алу тоже права, что это выглядит как упражнение в некотором роде. Мне кажется, приступи я пораньше, то вообще бы начала со статей «как писать рассказ». Ни в коем случае не использую отсутствие опыта и времени как оправдания – со временем я тут сам себе злобный Буратино, но вы устанете читать про то, как я посыпаю голову пеплом, – это всё написано только для того, чтобы вы лучше представляли ситуацию.

Я не большой специалист по народной мистике, но предположу, что здесь не переложение какой-то реальной русской сказки о ведьмах, а оригинальное произведение. Я специально посмотрел известное этнографическое исследование Максимова (ссылка) и в разделе о ведьмах ничего похожего не нашёл. Может, я и ошибаюсь, но всё-таки думается, что тут чисто авторская фантазия, вдохновлённая Гоголем. Это не в плюс, не в минус, просто сообщаю.
Увы, далеко не Гоголь. И ведьма, и нечисть придумывались на ходу. Первым источником вдохновения стал современный автор, на рассказ которого я наткнулась, внезапно, после поисков чего-то в стиле Саасхана Диджиталь. Там старшеклассница безответно влюбляется в парня. На одну пьяную тусу она вульгарно одевается с целью парня соблазнить, а парень был и не против. После секса под деревом девушка думает, что теперь они встречаются, но на следующий день оказывается, что он даже имени её не помнит и ничего общего вообще с ней иметь не хочет. Ну думаю, тут уже всё понятно. Дальше, правда, она вроде пошла к местной бабке, чтобы аборт сделать, а в придачу получила маг. способности, после чего стала в барах клеить мужиков, а после секса спрашивать, как её зовут. И если любовник не отвечал правильно, то она его убивала.

Вторым, думается мне спустя время, стала относительно недавно заброшенная мною комп. игра Чёрная книга. Скорее даже не вдохновением, а ориентиром, когда рассказ начал уходить в сторону мрачной сказки. Возможно, если бы я всё же в неё наиграла больше часов, у рассказа появилась бы фактура (ну или почитала сказки или другие произведения, да). Про фактуру и стилизацию могу только сказать, что не думала об этом. Это даже не отсутствие времени или банальная лень, а скорее как тот кадр из Уральских Пельменей «а чё, так можно было?». А стилизация под сказку вышла сама собой, стыдно признаться, но термин «лубок» я узнала вот сейчас.

Третьим источником вдохновения, если его можно так назвать, стал рассказ Ищущего на этот конкурс, а точнее критика на него. Мне близка проблема в игровых постах, когда боишься повторов имени персонажа и выкручиваешься всякими розоволосыми мечницами. Тут ещё вспомнилась рассказ Бенедикты, в котором ОХК отмечал повторение слова «гриб», и я поняла, что хочу попробовать. Боже, как же я в процессе возненавидела себя за это решение, а от Настеньки у меня ещё долго глаз дёргался. Когда пошла критика, я авансом поставила себе на это упражнение зачёт, потому что про перебор Настеньки вроде как никто не упоминал, а «читается легко» можно было считать умеренным успехом. Но потом пришёл minus_odin с комментарием о неизменных Коленьках, Настеньках и технических огрехах, и мне пришлось в срочном порядке заедать обиду килограммом мороженного. Я до сих пор торгуюсь с совестью, можно ли сделать вид, что ничего не было, и всё же оставить галочку.

У рассказа ровно одна проблема: выбранная автором стилизация противоречит авторскому же сюжету. Когда ты читаешь про Настенек, Коленек и ручеёк – ты настраиваешься на историю про детей, примерно лет так десяти-четырнадцати, по ощущениям субъективным. И некоторое время ничего не противоречит этому впечатлению – Настенька играет в ручеёк, Настенька приходит к ведьме, гладит косу, Настенька мыслит, ведёт себя и говорит как ребёнок. Ближе к середине же выясняется, что история не про детей-то, тут все здоровые лбы – Настенька вон между ручейками на сеновале видимо уже побывала, Коля женится и вообще.
Я бы предложил подвести под общий знаменатель впечатление и сюжет – а что, собственно, мешает сделать Настеньку и Коленьку детьми лет тринадцати, убрать лишний и странный троп с внезапной беременностью, а вместо свадьбы Коли сделать ручеёк с Маришкой из соседнего дома? Да ничего вроде бы не мешает, и причина диссонанса тогда исчезнет.
Ответ на вопрос кроется, в принципе, в источнике вдохновения. Что до создания впечатления – приму к сведению, возможно стоило в самом начале добавить более развёрнутое описание. Единственное что, здоровые лбы вполне себе играют в ручеек наравне с вождением хороводов и прыганьем через костёр. Но тут проблема, похоже, комплексная, и одна из её составляющих – имена. Я не подошла к этому вопросу ответственно, разве что почитала толкование сказочных имён. Настенька была своеобразной временной заглушкой, берущая корни, как верно подметила Франческа, от Алёнушки. Наверное, за время написания рассказа и последующей вычитки я к имени настолько прикипела, что просто уже не могла представить персонажа с другим именем и даже формой имени.

Ну, наверное, дальше можно уже к сюжету переходить.
Простите, а откуда в соседней деревне лекарь? Вот прям лекарь (не знахарка, не травница) живёт в деревне, даже не в селе?
Да, плохо вышло, мне самой не нравится. Мне нужно было отправить сестру куда подальше, вот и всё. Остаётся тешить себя надеждой, что будь у меня больше времени и сил, этот момент выглядел бы по-другому. В отличие от многих других спорных или откровенно неудачных моментов рассказа, на этом абзаце у меня чесалось исправить, но руки не дошли.
А вот про телёнка не соглашусь, хотя отмазка и выглядит дешево: тут нечисть через переданные Настенькой вещи влияла на ситуацию. Этот момент мне не удалось передать, но я его и изначально планировала не подавать в лоб, а скорее оставить намёк.

До финала все писк-восторг, но на моменте с сестренкой все становится уже на тоненького. Все же в сказках цель и жертва находятся в одной условной градации, а жизнь всяко дороже любви. Можно предположить, что сестрёнка - иллюзия (и это объясняет ее пропажу), но это не бьётся с реальностью гнилого мяса телёнка и в принципе малоосмыслено. Тем более, что за телёнка пострадала мать, а за топор, видимо, отец.
Финал был другой, не прям другой-другой, но всё же. Он пал жертвой недовольства кота, которому я вслух читала рассказ. В первой версии ведьма просто спасала Настеньку из круга, стерев линию ногой. У них там диалога особо не было, разве что ведьма напутствовала девушке не возвращаться больше к ней. Дома выяснялось, что сестрёнка заблудилась/ногу подвернула, когда в деревню за помощью шла, поэтому осталась там на ночь, а на следующий день благополучно вернулась. Матушка и невеста Коленьки полностью восстанавливались, благодаря врачебной помощи. А вот Коленька с мужиками ночью на речке купался и утонул, но тело не нашли. Настенька понимала, что это нечисть его забрала, и всё же снова шла к ведьме, где бла-бла, ты беременна, дура.

З.Ы. Да, то, что Настенька просто берёт и понимает, что хочет от неё нечисть в следующий раз, можно считать условным допущением. А ещё в черновой версии у меня было столько «Настенька поняла», что в какой-то момент мне показалось, что рассказу просто не суждено быть из-за этого. Там ещё был нелепый магический квадрат вместо круга, потому что квадрат легче чертить, чем круг! А круг ещё надо понимать, вписывать ли в перекресток, или это будет перекрёсток, вписанный в круг. Короче, мне предстояла очень серьёзная работа с текстом, так что действительно было совсем не до фактуры.

Коту не понравилось, что спасение Настеньки происходило через ведьму. От неё столько людей пострадали, а она только сильными переживаниями отделалась. Поэтому было принято решение, что она отдаст косу – мне показалось, что прикольно будет закольцевать, что как бы она не хотела отдавать волосы, всё же сделала это. Но перепиливала я это буквально в последний момент перед отправкой. Мне ничего не мешало закончить не на диалоге и неестественном исчезновении ведьмы, а вернуть девочку в деревню и использовать часть первого финала снова. Ничего, кроме времени, общей усталости от рассказа и дурацкой привычки переписывать текст по живому, смело выкидывая целые абзацы, как будто в случае чего воспроизвести их по памяти будет легко. В очередной раз посыпаю голову пеплом и подвожу итог: я считаю, что более цельный финал не спас рассказ в общем, но определённо оставил после себя более приятное, а главное понятное послевкусие.

Напоследок хочу отметить то, что ещё не дожала. Живая сестрёнка снимала бы вопрос, кто был в круге: это иллюзия. Из-за спешки не подумала, у меня в голове то всё чётко и понятно! Франческа бы тут могла повторно возразить про сырое мясо, которое гнилое. Идея была в том, что всё, что отдаёт нечисть – порченное. В эту концепцию не вписался сарафан: я хотела передать, как Настенька видит сначала нечисть клёвой, а уже только потом ужасающей, поэтому сарафан должен был быть красивым и усыплять бдительность. Маячила идея, чтобы у Настеньки от него сыпь пошла или что-то в этом роде, но тут такая же ситуация, как и с лекарем – руки чесались, а дойти не успели.

Что до каких-то твистов или интересных заходов, то нет, я старалась придерживаться действительно простой истории, это осознанный выбор и трезвая оценка возможностей. Наверное добавлю ещё мнение касательно аборта: понятно, что я тут в условную сказку впихивала проблемы современной девочки-подростка, но всё равно основным лейтмотивом рассказа остаётся глупая, но очень сильная любовь. Вы рассуждаете с точки зрения здравомыслящего человека, а Настенька с точки зрения влюблённой дурочки. Зима ещё далеко, а Коленьку можно попытаться как-то спасти, не обязательно отдавая ребёнка, потому что если эта ведьма не поможет, должен помочь кто-то другой. Может быть, она после и пришла бы к мысли об аборте и даже спасением Коленьки такой ценой, а может быть совершила очередной безрассудный поступок, но мы этого уже не узнаем.

Передаю привет Фионе и Диджиталь, спасибо за организацию конкурса и тёплый приём. Спасибо жюри, критикам и просто читателям, поделившимися своим мнением. Отдельно ещё раз хочу сказать спасибо критикам, выкладывающим конструктивную критику и советы. Я в первый раз в жизни потратила столько времени на вычитку текста и за основу брала рекомендации под чужими рассказами: проверка лишних местоимений, повторов, перестройка предложений и т.п. Если кто-то задавался вопросом, читают и, главное, применяют ли ваши советы авторы или всё же вы пишите в никуда, то вот вам живое подтверждение – да. Единственное, не читайте рассказы вслух котам, они ненадёжные критики.

Это был интересный опыт. Я получила удовольствие, я довольна. Особенно интересен эффект, когда в чужом глазу соринку замечаешь, а в своём бревна не видишь, потому что у тебя то в голове картинка вся такая красивая и стройная, а у читателя - нет. Я и до этого считала, что рассказы писать сложно, но теперь авторы для меня выглядят совсем сверхлюдьми. Желания писать ещё у меня, правда, совсем не появилось, как-то это всё эмоционально выматывает и, вообще, очень специфическое удовольствие, но от возможного участия в конкурсе когда-нибудь ещё зарекаться, пожалуй, не буду.
Автор: kokosanka [offline] , 16.09.2024 14:34 22

Вторым, думается мне спустя время, стала относительно недавно заброшенная мною комп. игра Чёрная книгаБлин, почему я её не вспомнил, действительно тамошние вайбы же
Автор: SolohinLex [M] [offline] , 16.09.2024 15:18 23

Я прочту этот рассказ.

Скоро.
Автор: Calavera [offline] , 16.09.2024 15:41 24

А можно не надо, а
Автор: kokosanka [offline] , 16.09.2024 15:43 25

Но Калаверу уже было не остановить...
Автор: SolohinLex [M] [offline] , 16.09.2024 16:32 26

Автор: Calavera [offline] , 16.09.2024 18:17 | Отредактировано 16.09.2024 в 18:18 27

А что было с теленком? Почему он был нужен, чтобы семья могла пережить зиму?
Автор: Alu [M] [offline] , 17.09.2024 09:41 28

Продать - как вариант.
Надои повышаются с коровы, когда телёнок.
Да и вообще, крайне ценное имущество
Автор: Calavera [offline] , 17.09.2024 09:45 29

Надои повышаются с коровы, когда телёнокНу смерть теленка на надои вроде как не повлияет, наоборот, он не будет его сосать, выпивая часть?
Да и вообще, крайне ценное имущество
Конечно, просто охк спорил на тему того, что теленок для переживания зимы не особенно нужен, мясо на ситуацию почти не влияет, и потому не реалистично. С тем, что деньги просто были очень нужны, и теленка собирались продать, кажется, вполне вариант, но интересно, что закладывал автор, чтобы понять, кто был прав в обсуждении
Автор: Alu [M] [offline] , 17.09.2024 09:51 30

Гм, я посчитала, что претензия ОХК скорее не к телёнку самому, а к оверреакшину матушки (к которому, как писала раннее, приложила руку нечисть). Потому что да, потеря телёнка - это несмертельно, семья бы, конечно, пережила зиму. Да и Настенька переживала как раз только за матушку, а не за то, что всю свою родню и себя заодно на голодную смерть отправляет таким легкомысленным решением.

Возможно, я тут действительно перегнула палку с драматизмом, потому что хотела чётче дать понять читателю, что для матушки телёнок очень важная вещь. Наверное, надо было подобрать иные слова. Что до обсуждения, что закладывал автор, то тут скорее что-то комплексное. Думаю, тут уже все поняли, что я не изучала крестьянский быт, а отталкивалась от своих представлений, в том числе основанных на личном опыте. Да, современные деревни (но я не про те, «современные» деревни, до которых добрался прогресс, а про те, где единственная лошадь до сих пор кормит всю семью) сильно отличаются, но теленок всё ещё действительно заметное и долгожданное подспорье. По крайней мере в том случае, что я видела, часть мяса шла на заготовки, часть на натуральный обмен с соседями, и какая-то часть на продажу, и это всё очень сильно выручало семью, хотя и без этого они бы обошлись.

Любопытный факт, возвращаясь к упоминанию кругу, который был квадратом: меня в моменте почему-то действительно переклинило, как его рисовать (и совсем не смутило ничего про рисование мелом, что подметил Райга), поэтому описание «в три аршина» появилось благодаря размерам телёнка. Спустя время интересно анализировать, как некоторые вещи в процессе не давали покоя, хотя казалось бы, что им можно было уделить меньше внимания, потратив силы на действительно значимые элементы.

А про телёнка в целом – он появился просто потому что, как кукла и топор: какие-то вещи, связанные с членами семьи. У меня сначала в голове нарисовалась картинка с поеданием мяса, поэтому телёнок уже подтягивался под неё.

Автор: Calavera [offline] , 16.09.2024 18:17 | Отредактировано 16.09.2024 в 18:18
Спасибо.
Автор: kokosanka [offline] , 17.09.2024 12:35 31

Возможно, я тут действительно перегнула палку с драматизмом, потому что хотела чётче дать понять читателю, что для матушки телёнок очень важная вещь. Надо было дать ему имя!
Автор: Calavera [offline] , 17.09.2024 12:57 32

возвращаясь к упоминанию кругу, который был квадратом
Вот это просто такой крутой момент, потому что в чате инанки предположил, что там должен быть квадрат, но это казалось скорее шуткой. Жаль, что в рассказ это не попало, но все равно очень порадовало.
Автор: Alu [M] [offline] , 17.09.2024 13:27 33

Моя бабуля очень привязывалась к зверью. Для неё каждый раз был стресс, когда по осени дед телят резал. После того, как их последнюю старую коровку отдали на скотобойню, она вообще в депрессии валялась. Хотя никаких проблем с едой и т.п. уже не было. До самой смерти коровку эту вспоминала. Тяжело ей жизнь в деревне давалась
Автор: Azur [offline] , 17.09.2024 14:59 34

12