Набор игроков

Завершенные игры

Новые блоги

- Все активные блоги

Форум

- Для новичков (3763)
- Общий (17819)
- Игровые системы (6252)
- Набор игроков/поиск мастера (41763)
- Котёл идей (4412)
- Конкурсы (16075)
- Под столом (20458)
- Улучшение сайта (11251)
- Ошибки (4395)
- Новости проекта (14746)
- Неролевые игры (11860)

Конкурс №16. "Сказка о дураке"

Сказка о Дураке
Сеттинг: Сказки народов Дальнего Востока

Великий колдун Уччугиэр Сааргартал мог многое! Среди обитателей трех миров прославился он своей грозной магией. Многое мог. Правда, мог! Увы, неудачником прослыл и дураком в народе. И ульбаасы, злые духи нижнего мира, над ним смеялись, и люди из улусов и племен над ним смеялись в мире среднем. И боги верхнего мира говорили: "Вот идет Уччугиэр Сааргартал, глупец из глупцов. Великий колдун и дурак своего народа!"

Первым чудом Сааргартала было сотворение Острова Великанов. Хотел помочь людям Уччугиэр Сааргартал, а потому со дна Великого Северного Моря поднял он остров, дабы жили на нем люди и плодились себе счастливо. И чтобы оленей своих приводили и коней тучных, и чтобы те плодились себе счастливо на острове тоже. Увы, ошибся могучий Сааргартал, не со дна моря, но с самого Нижнего мира поднял он кусок проклятой скалы. Уродливые великаны жили там, а поганые норы их вели прямиком в мир злых духов.
В первые же дни пожрали великаны десять прибрежных стойбищ и разорили три дальних улуса. Потом взялись за людей злые духи ульбаасы, забираясь все дальше вглубь обжитой земли Олон, истребляя на пути оленей, лошадей и красивейших дочерей Народа. Потом нашлись среди Народа смелые богатыри баи и дали духам решительный бой. Потом установилось шаткое перемирие: раз в год баи отдавали нескольких красивых девственниц злобных духам да прожорливым Великанам, а те взамен не ходили вглубь живых земель. Потом люди прокляли колдуна Уччугиэра Сааргартала и нарекли его дураком.

Вторым чудом Уччугиэра Сааргартала было Избавление людей от седой старухи Смерти.
В один процветающий улус пришел великий маг, собрал старейшин, баев, детей и красивых дочерей Народа и сказал, что отныне жители этого улуса все бессмертны. Прогнал своей великой магией колдун Уччугиэр вездесущую старуху Смерть Уччуэльгэ, бабушку всех злых духов ульбаасов. Не будет больше седая старуха красть жизнь людей, а люди будут жить да радоваться. Будет звучать хомус в зеленых алаасах, и станут люди встречать весну за весной.
Радостно жили бессмертные люди первые свои годы, менее радостно стали жить когда минули долгие сто лет. Состарились богатыри баи, ясноглазые дети и прекрасные дочери Народа. Пожелтели зубы, одряхлела плоть, седые космы доросли до земли. Но не пришла смерть бабушка Учууэльге к своим детям, не успокоила уставшие кости долгим сном.
Стариками и старухами наполнился улуус, полуживые люди, истончившиеся о годы, как летняя трава истончается за зиму, бродят по алаасу. Нет сил добывать еду, нет мочи ухаживать за конями да оленями. Нет молодых в процветавшем некогда крае, живые мощи бродят по миру. Давно уж погибло селение их, давно уж разорены летние дома и зимние юрты, разбрелись олени и погибли кони, а старики все бродят да бродят под солнцем, не уставая проклинать могучего колдуна Уччугиэра Сааргартала. Наводят страх на живой Народ да воют в ночи.

Третьим же и последним чудом Уччугиэра Сааргартала стало Преобразование живой жизни.
А дело было так. Сидел могучий колдун Уччугиэр Сааргартал на берегу Великого Северного моря, где только ветер свистал да чернели остовы разоренных великанами селений, и варил выловленных крабов в чугунке на огне. Задумчиво бросал он одного краба за другим в кипящий бульон, но вот увидел последнего живого, и дрогнуло сердце Уччугиэра, ибо тот последний живой пытался выбраться из садка. Тогда решил колдун превратить ракообразное в человека и вдохнуть в животное силу и разум человеческий!
Так родился герой Чон-Чон*, получеловек-полукраб, великий богатырь бай своего Народа. Многими хорошими делами прославился Чон-Чон – и многими плохими! Освободил из нижнего мира красавицу из красавиц Сардаану Сероглазую, самую прекрасную дочь своего Народа, – и обрюхатил ее по пути домой. Добыл крылатых коней для Большого Хана – и сожрал целое стадо небесных оленей, чье мясо сладкое как таежный мед. Победил Чон-Чон самого сильного среди великанов, одноглазого людоеда Тургуайяла – и в пьяном дебоше по весне убил двадцать храбрых богатырей, когда до полусмерти упился пожар-водой.
Но первым делом как был сотворен Чон-Чон, человек-краб сожрал могучего колдуна Уччугиэра Сааргартала, ибо был голоден очень, а ввиду этого невероятно зол.

...Попивая кислый, пьянящий душу кумыс, мастера хомуса говорят так: "Мораль сей сказки такова. Плохо, если человек рожден дураком, но еще хуже если этот дурак обладает настоящей Силой. А еще плохо варить живьем крабов, ведь даже у простых этих созданий разума иногда много больше, чем у иных из людей. Так осушим же чаши в память о Уччугиэре Сааргартале, что был рожден могучим колдуном и великим дураком своего Народа."
__________________________________
*Чон-Чон с языка Народа переводится как "Клац-Клац". Легенды гласят, что легендарный бай Чон-Чон сам придумал себе имя.


Прим.орг. Нотариально заверенное число знаков по счетчику GoogleDoc – 4736
Автор: Fiona El Tor [M] [offline] , 16.02.2023 08:17 1

Это топ. Стилизация просто огонь. Сноска очень в тему.
Автор: xsignal [offline] , 16.02.2023 16:11 2

Прикольное, но вполне ожидаемое прочтение темы. Хах

Уччугиэр выглядит карикатурной квинтэссенцией человечества, где "хотели как лучше, а получилось как всегда". Или той силы что всегда хочет добра, но делает лишь зло. Ых

Мораль в конце, это неплохое решение для рассказа без подтекста(я не нашёл его по крайней мере). Но жаль что это обманка, для передачи способа мышления других народов древности и через это экзотичной атмосферы. Настоящая мораль в призме современного взгляда выглядит примерно так: сочувствие - слабость цивилизации, безотвественность - жизненное кредо человека во все времена, "ты не ты пока голоден!". Но между этими высказываниями нет связующей нити, они каждая сама по себе.

В целом неплохой и красочный, но без особых амбиций рассказ. Не хватает глубины и какого-то настоящего посыла, но должен, имхо, по задумке автора подкупать читателей простотой и проработанностью атмосферы.

ЗЫ: Разве это не пересказ легенд кочевых народов как в том рассказе Вилли, в более раннем конкурсе? (=
ЗЫ: Отдельно должен похвалить владение автора языком и точность выстраивания атмосферы, под конец уже все незнакомые слова так органично воспринимаются что хочется налить себе пиалу кумыса и взглянуть в бескрайние синее небо степи.))
Автор: школьнек [online] , 16.02.2023 16:12 3

Хороший рассказ.

Сюжет — незамысловатый: сделать хотел грозу, а получил козу. Но так он и в сказках незамысловатый обычно, не знаю, конечно, как в якутских, а в тех, что я читал, подобного уровня сложности. Аутентичненько, чо.

Зато рассказ сразу подкупает фактурностью. Уж не знаю, якут ли наш автор, хорошо знает якутскую фактуру по роду занятий или интересов или специально для написания рассказа расстарался, изучил — но получилось на славу: улусы, ульбаасы, алаасы, хомусы — всё в масть. Правда, некоторые термины не гуглятся — например вот, злых духов ульбаасов (или ульбасов) я не сумел найти, как ни искал. Вроде как они абаасы (абасы) у якутов. У других народов тоже подобного не нашёл, да и слово похоже на якутское. То же с именами: они, думаю, выдуманные, хоть и звучат по-якутски. Алаас и хомус — слова, однако, исправно якутские: первое — род равнинной ложбины, второе — музыкальный инструмент, чаще называемый варганом. Не знаю, может, остальные термины я не нашёл просто, а может, автор их и выдумал, но даже если так, получилось правдоподобно.

Можно было бы придраться к оленеводству у якутов (они традиционно скотоводы), к крабу в Великом северном море (их туда только в семидесятые завезли), но не стану — и оленеводством якуты довольно давно уже занимаются, и с крабами может быть какая-нибудь хитрая штука, которой я просто не знаю — может, какой-то вид там и живёт где-нибудь, и в легендах подобное есть. В любом случае это мелочи, не влияющие на восприятие текста сторонним читателем, но, если это действительно неточности, то настоящему якуту, хорошо разбирающемуся в истории своего народа, они могут показаться нелепицами, клюквой. Но вдруг это и не ошибки, а просто я не разбираюсь в теме? Было бы здорово, если бы автор пояснил по окончании конкурса.

В общем, отличная сказка, которая, я уверен, своего читателя найдёт. Я не большой любитель сказок вообще, так что не буду врать, что она меня цепанула до глубины души, но обстоятельный подход, подбор фактуры, выдержанный стиль, да и выбор необычного сеттинга — всё это заслуживает похвалы.
Автор: Очень Хочется Кушать [offline] , 17.02.2023 09:48 4

Рассказ классный, мне понравился.

Но, автор, какое плохое зло тебе сделали красивые дочери Народа, что им всё время особо достаётся?! Даже духи истребляют оленей, лошадей и красивых дочерей ;(
Автор: SolohinLex [M] [offline] , 18.02.2023 12:26 5

но хоть последняя ушла обрюхаченой, а значит есть шанс на возрождение красоты
Автор: SolohinLex [M] [offline] , 18.02.2023 12:32 6

С великой силой приходит великая ответственность. В целом, если это выглядит как сказка и читается как сказка, значит это сказка и есть, однако кмк это не сказка. Другой вопрос, что я не могу её оценить, потому что не читал ничего похожего и не уверен что моя критика по отношению к данному рассказу будет уместной. Просто, э... те сказки что я читал, обычно были менее эпичными, здесь же скорее не сказка, а именно некая мифология с рассказами о великих колдунах, великанах и героях прошлого. Более того, прямо и написано: "легенды и гласят". Так что, хм, ну ладно.
Автор: WarCat [offline] , 19.02.2023 19:40 7

Структура:
Композиционно рассказ строится органично: зачин, перечисление подвигов, вывод-мораль. Ровно так, как и положено сказке, безо всяких новшеств, без лишних прикрас и попыток вставить историю в красочную обертку «беседы у костра» или «анализа ученым стародавних историй». Автор хотел передать мысль – у автора это получилось. Внутри текста, при описании трех «подвигов» Уччугиэра, структура тоже выдержана: цель-результат-итог. Как следствие, рассказ воспринимается очень легко и понятно, и быстро запоминается.
Результат: 5/5

Персонажи:
Как таковой, персонаж здесь один – главный герой, он же главная проблема своего народа. О нем, кроме силы и наличия благих намерений, мы не знаем ничего, но для выбранного формата повествования это и не важно, так как Уччугиэр здесь выступает не столько как личность, сколько как квинтэссенция человеческих ошибок в разрезе старой поговорки «хотелось, как лучше, а получилось как всегда». Свою «сказочную» функцию – наглядную демонстрацию последствий непродуманных действий и вред великой силы без разума, он демонстрирует.
Результат: не учитывается, так как перед нами не персонаж, а функция

Сюжет:
С одной стороны, достаточно прост: если задача сотворить благо, есть неудачная попытка, формально соответствующая критериям. С другой – в мифоэпической форме рассказывается о вреде жадности до благополучия без труда, о стремлении к вечной жизни и его последствиях, о вмешательстве в естественный ход вещей и наделении силой (читай – властью) недостойных. Темы глубоко философские, переданные в притчевом формате. Тем не менее, такая подача, хоть и соответствует выбранному формату, сама по себе является достаточно ординарной.
Результат: 4/5

Достоверность:
От сказки, конечно, достоверность и не требуется, и искать исторические аналоги описанным событиям попросту бессмысленно. Но если рассматривать сказку именно как стилизацию, тут у меня возникают вопросы. «Земля Олон» явно дает нам указание на Олонхо, то есть на якутский эпос. При этом первый и третий рассказ содержат отсылки к «Великому Северному морю», тогда как якуты на протяжении своей истории приморским народом не являлись (если, конечно, не считать за море Байкал). То есть культурная стилизация не совпадает с географическим ареалом. Если бы вместо якутов были какие-нибудь ненцы или эвенки – такой бы вопрос не стоял.
Кроме того, сомнение вызывает и то, что за Уччугиэра до сих пор пьют, а не только проклинают: то есть делается вывод, что за могучую силу его все равно уважали, не смотря на все зло.
Результат: 3/5

Язык:
С языковой частью в рассказе все хорошо: грамотная стилизация без перегибов, делающих текст нечитаемым, и при этом простое и внятное изложение событий. Автор постарался сохранить и сказочный колорит, и сделать его удобным для восприятия читателем, с культурой находящегося в фокусе народа незнакомым. Органичное использование терминов, формат построения как предложений, так и текста в целом свидетельствуют, что была проделана качественная стилизационная работа, что нельзя не отметить.
Результат: 5/5

Соответствие теме:
Можно спорить, насколько сибирские коренные народы относятся к Дальнему Востоку, но допустим.
Результат: 1/1

Корректирующий балл (личное впечатление):
Приятный рассказ с хорошей подачей и стилизацией, грамотный и выверенный. И хотя к содержанию замечания есть, при первом прочтении на них внимания не обращаешь. Однако же выбранный формат не вызывает сочувствия к действующим лицам: он и читается, как сказка, и воспринимается соответствующе.
Результат: 0

ИТОГО: 4,2/5
Автор: Francesco Donna [offline] , 21.02.2023 13:06 8

Вообще мне попадалась несколько раз информация, что Байкал действительно иногда называли "Великим Северным Морем", так что вопрос по географии можно условно снять.
Автор: Akkarin [M] [offline] , 21.02.2023 15:27 9

Но олени?
Автор: GreyB [offline] , 21.02.2023 15:29 10

Байкал действительно иногда называли "Великим Северным Морем",
Но крабы? В Байкале?

Там действительно их много, но вряд ли это те крабы, которые первыми приходят каждому на ум, и уж совсем сложно мне представить, что кто-то их варит:
Здесь обитают многочисленные эндемичные виды, такие как тюлень и байкальский осетр, рыба голомянка и краб эпишура (крошечное животное, которое играет важную роль в пищевой цепочке, поскольку фильтрует воду через свое тело). Роль эпишуры очень важна, поскольку это вид с большим изобилием. На квадратный метр поверхности приходится до 3 миллионов таких крабов. Они очень маленькие, всего около 2 миллиметров в длину, но их способность фильтровать воду невероятна.
ссылка
Автор: Очень Хочется Кушать [offline] , 21.02.2023 15:44 | Отредактировано 21.02.2023 в 15:45 11

Общее ощущение: хорошо! Добротная сказка, очень даже похожая на реальные образцы народного творчества. Почему бы не быть среди рассказов и сказке? Пусть будет. Экзотический дальневосточный колорит подан умело, с ним не переборщили, где надо - использованы простые и понятные уточнения. Мораль сей басни тоже вопросов особых не вызывает. Может она и не оригинальная, но жизненная.

Стилистические косяки: не замечены. Очепятки-опечатки в глаза не кидаются, текст достаточно гладкий и легкий для чтения, чрезмерной витиеватостью и тяжеловесной стилизацией не страдает. Нет толп ненужных именных персонажей, он тут вообще по сути только один - ну и крабовитязь в финале. Для сказки самое то. Манера речи "рассказчика" удачно имитирует речь сферического в вакууме сына\дочери своего Народа(тм), не скатываясь при этом в гротеск, за что отдельное спасибо автору.

Сюжетные и композиционные косяки: ну с одной стороны их нет, с другой - сюжет лаконичен и подан очень по-простому, как и положено сказке в среднем (если только это не "бесконечная засыпательная" сказка, конечно, там история может виться и виться без конца...). Вот крот, вот хомяк - вот колдун-дурак, вот его сомнительные свершения, вот их последствия, а вот его финал, не обижайте крабов. Сложно тут ошибиться (хотя некоторые бы могли, наверное). Но с другой стороны это ведь автор и выбрал\а такую незамысловатую и надежную композицию, так что это вполне разумное решение на малый формат.

Итого: ну, тут пожалуй 5 из 5, мне придраться кажется не к чему, да и не особо хочется. Сличать фрагменты рассказа с реальными дальневосточными народами и их землями, мне кажется, не имеет смысла, поскольку это ведь явно не этнографический очерк, а произведение-фантазия по мотивам, а значит автор волен "исправлять" те или иные фольклорные моменты по своему вкусу и в угоду сюжету. В общем, здорово, честно, мне понравилось.
Автор: ЛичЪ [offline] , 21.02.2023 16:56 12

Идея
Прочтение темы в таком контексте было ожидаемо, но вышло неплохо. Хорошо даже вышло. Классический сказочный концепт удачно вмещён в этническое якутское окружение, и нареканий не вызывает. Сказка хоть и предсказуемая, но интересная, оперирует фактурными образами, которые подхватывает воображение. Мораль на поверхности, твистов и глубины мысли тут нет, но сказки ими обычно не славятся. Хорошая сказка, немного тёмная, немного меланхоличная. 4б

Реализация
Язык хорош и умеренно стилизован, колоритные детальки сеттинга вплетены органично – дополняют, но из контекста не выбиваются. Отдельные образы, вроде острова гигантов и города живых мертвецов, нарисованы фактурно и впечатляют. Хорошо написано, в общем, 4б.

Соответствие
И 2б за соответствие: сказочная идея хорошо раскрыта и дополнена ровным сказочным языком.

Итог
4 + 4 + 2 = 10
х1.5 (в принципе понравилось, но не прям зацепило) = 15

Отличный рассказ, но я не настолько большой ценитель сказок, чтобы биться в восторге. Предпочитаю более вычурный стиль и более замысловатый сюжет, чего этот рассказ не предполагает. Рекомендаций по улучшению не даю – с поставленной задачей автор прекрасно справился, мои советы потребуют от него скорее написания другого рассказа, чем улучшения этого.
Автор: Akkarin [M] [offline] , 21.02.2023 19:51 | Отредактировано 21.02.2023 в 19:53 13

Действительно приятная сказка, которую я прочитал с удовольствием. Честно говоря, не знаю, что ещё добавить, кроме "автор молодец, пиши ещё".
Автор: SolohinLex [M] [offline] , 01.03.2023 20:09 14

Хороший колдун, и фокусы интересные.
Сказка сказочная, и даже, в общем, добавить нечего.
Благими намерениями вымощена дорога известно куда (в Semper Fi), что местный излишне ретивый чародей нам и демонстрирует. Разве что насчет последнего пункта все неоднозначно, в конце концов, Человек-Краб вышел нормальным героистым героем, Геракл вон у греков и похлеще чудил, и ничего, норм.

Формат не мой, но вообще хорошо, зачет, лайк, шер, ретвит.
Автор: Jiy [offline] , 07.03.2023 10:29 15

Автор: Kravensky [offline] , 08.03.2023 15:47 16

Поздно, Рита, всё пропито... или комментарий "на посошок" от Фионы

Радывает нас.
Отличная остроумная сказка с хорошим слогом, приятной иронией и этаким лихим задором. Что особенно порадовало – стиль выдержан в аутентичном ключе, моментально погружает в среду и создает настроение, но при этом не перегружен ненужными деталями, которые могли бы затруднить чтение и отправить читателя гуглить незнакомые слова.
Явно все имена собственные переводятся, по крайней мере гугл готов подсказать значения. Даже если имена случайны (типа первый-второй-третий) – это работает на атмосферу.
Ирония мягкая, элегантная, я бы сказала, соответствует ожиданиям.
Данке шён, автор, приходи еще
Автор: Fiona El Tor [M] [offline] , 11.03.2023 21:07 17

Ангажированное нейросетевое мнение

First thing first – приятно видеть новые лица на конкурсе. Second things second – не смотря на то что рассказ написан про моих идеологических врагов-якутов, мне понравилось. Текста немного, структурирован сюжет хорошо, так что придраться не к чему.
Свин там в рецензии говорил, что не слишком похоже на якутские сказки – но я начинала читать якутский эпос Ньюргун Боотур, и как минимум какой-то элемент спасения девиц из плена с обязательной беременностью по дороге там как будто присутствовал. Впрочем, могу ошибаться.
Однако, тоже хотелось бы услышать комментарии насчёт крабов и моря. Может, я чего-то не знаю? А так, в целом, очень хороший рассказ, да, и образы удачные.
Автор: Digital [M] [online] , 11.03.2023 21:20 18

Спасибо большое всем критикам, было очень интересно прочитать мнения! Это мой первый опыт в написании рассказа, и я можно сказать с жадностью ожидала первых отзывов)
Чуть позже расскажу о Сказке более подробно. Но, в качестве затравки. Автор много лет прожила в Якутии, здесь прошли мое детство и юность, и хотя сама я не принадлежу к якутской национальности, но я много лет прожила в Якутске, поэтому отсюда наверное и пошли такие имена, сеттинг... Сейчас жизнь унесла повзрослевшую Лиссу в другие любимые места, но я помню эти яркие впечатления детства от необычных имен, блюд, сказок, языка и культуры. Помню суровую зиму Якутии с туманами и обычной зимней температурой -47. Помню как необычно звучали для меня имена наподобие Харчааны или Нюргуна. Или названия магазинов: "Туймаада", "Найрамдал". В общем сеттинг родился из того детского удивления и волшебного чувства.

Остальное чуть позже :)
Автор: Лисса [offline] , 12.03.2023 16:58 19

И продолжаем. Рассказ представляет собой чистое фентези. То есть, это не реальная Якутия на карте России. Нет, земля Олон это фентезийная мечта, а Народ - это смесь якутов, эвенков и даже монголов. Помните, там ведь есть хан? Поэтому кони и олени, кстати. Потому как Народ это смешение якутов с эвенками по большей части.
Ну и вообще. Я как бы сразу постаралась намекнуть на фентезийность мира. "Великий колдун Уччугиэр Сааргартал..." У настоящих якутов нет магов, колдунов и волшебников :) Там есть шаманы: черные и белые. Камлания, обряды. В моем же рассказе классический западный маг - тот, кто грандиозной волшбой поднимает острова и дарует бессмертие. В общем, потом удивилась желанию привязать события к реальной Якутии. Нет, в моем воображении земля Народа простирается от реки Лены и до Курильских островов. Потому и крабы, потому что это все восток - дикий, необъятный, первобытный.

Мораль автора я специально не стала вписывать, оставив простенькую присказку для сына своего народа. Но как автор, я вижу мораль рассказа так. Первые два чуда классическое воплощение поговорки - "Благими намерениями вымощена дорога в ад". Не стоит причинять непрошенное добро, ибо тогда это не добро, а зло. Последнее же чудо сложнее - это история о том, как идея пожирает своего создателя. Уччугиэру плевать на смертных (он спокойно медитирует на фоне разоренных стойбищ и думать не думает о погибших по его вине), но он ужасно хочет сотворить нечто эдакое, даже ЭДАКОЕ, и в конце-концов умирает от клешней своего создания. Ибо Уччугиэр дурак, который не учится на своих ошибках. А вот человек-краб довольно неплох, по сути живее незадачливого мага и потому входит в историю Народа как неоднозначная, героическая даже личность.

Спасибо большое всем высказавшимся в теме рассказа. Берегите крабов и друг друга! :)
Автор: Лисса [offline] , 12.03.2023 23:12 | Отредактировано 12.03.2023 в 23:43 20